Наталья Зюсько
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 6–7 лет с ОНР «Транспорт» с элементами здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей 6-7 лет с ОНР в группе компенсирующей направленности с использованием элементов здоровьесберегающих технологий
Тема «ТранСПОРТ»
Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. И. М. Сеченов писал, что «…всякое ощущение по природе смешанное… К нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 6–7 лет с ОНР „Транспорт“ с элементами здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
О важной роли двигательного анализатора в развитии высших психических функций человека писали В. М. Бехтерев, Л. В. Нейман, Выготский Л. С. и др. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: 1. формировать навыки звукового анализа и синтеза слов, правильного произнесения звуков «С» и «Ш»;
2. закреплять практические навыки образования относительных прилагательных, приставочных глаголов движения;
3. закреплять навыки правильного согласования прилагательных с существительными с в роде, числе, падеже, употребления в речи существительных в творительном, предложном падежах, предлога «на»;
4. формировать умение выполнять основные движения, согласовывать слова с движениями, движения с музыкой.
Коррекционно-развивающие:
1. расширять активный и пассивный словарь детей по теме «Транспорт»;
2. развивать слуховое внимание, чувство ритма, фонематическое, зрительное восприятие, логическое мышление;
3. развивать общую моторику, суставную гибкость, синхронность движений детей друг с другом.
Коррекционно-воспитательные: 1. воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая, употреблять этикетные фразы прощания;
2. воспитывать желание помогать тем, кто нуждающимся в помощи.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к занятию, пластмассовые рули по количеству детей с наклеенными изображениями различных транспортных средств, мольберт с плоскостными изображениями машин, на которых изображены пиктограммамы грустные и веселые, спортивный инвентарь: мяч, гимнастическая скамейка, гимнастический обруч, конусы, кегли красного, синего и зеленого цветов.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Дети выбегают с рулями в руках и выполняют движения под музыку произведения «Бибика» в исполнении группы «Волшебники двора» (муз. Осошник Н., сл. Осошник В.) по показу взрослого.
II. Основная часть.
Логопед: Ребята, я сегодня утром встретила Поли Робокара. Он попросил помочь ему добраться до своих друзей. Но друзья его живут далеко и добираться нужно долго разными видами транспорта. Вы готовы отправиться в путешествие вместе с Робокаром? На чем можно путешествовать? (На транспорте). Давайте вспомним: какие есть виды транспорта.
1. Упражнение «Виды транспорта».
Учитель-логопед: - Как называется транспорт, на котором передвигаются по воздуху? Правильно, воздушный; назовите, пожалуйста.
- Как называется транспорт, на котором передвигаются по земле? Правильно, наземный; назовите, пожалуйста.
- Как называется транспорт, на котором передвигаются по воде? Правильно, водный; назовите, пожалуйста.
- Как называется транспорт, который перевозит людей (пассажиров? Правильно, пассажирский транспорт. А как называется транспорт, который перевозит грузы? Правильно, грузовой транспорт. Любым видом транспорта управляет человек.
2. Упражнение «Назови профессию». Учитель-логопед:
- Кто управляет самолетом? (пилот, летчик).
- Кто управляет кораблем? (капитан).
- Кто управляет поездом? (машинист).
- Кто управляет автомобилем? (шофер, водитель, гонщик).
-Что бы путешествовать на каком-либо транспортном средстве, нужно приобрести билеты. У кого мы можем приобрести билеты? У кассира, у кондуктора. Я приобрела билеты, они у вас на рулях. Посмотрите внимательно на картинки и назовите, на чем вы будете путешествовать.
3. Игра «Наземный, водный, воздушный».
Инструктор по физкультуре называет вид транспорта (например, «наземный»); дети, у которых картинки с изображением названного вида транспорта поднимают свои рули вверх.
4. Игра «Красный-синий-зеленый».
Впереди в одну линию поставлены кегли (красная, синяя и зеленая). Дети называют транспорт, изображенный на своей карточке, выделяют первый звук в названии транспортного средства, определяют, какой это звук и обозначают словом цветовой символ: «гласный» - красного цвета, «согласный твердый» - синего цвета, «согласный мягкий» - зеленого цвета. Затем по сигналу («Раз, два, три, на свою парковку беги!») выстраиваются в колонны за кеглями того цвета, который соответствует цветовому символу первого звука в названии их картинки. Инструктор по физкультуре собирает рули у детей и предлагает начать путешествие на автомобиле.
5. Упражнение“Шоферы”.
слова движения
Едем, едем на машине, имитируют движения рулем
Нажимаем на педаль, имитируют нажимание ногой на педаль
Скорости переключаем, двигают рукой, согнутой в локте к себе, от себя
Смотрим пристально мы в даль. приставляют ладонь ко лбу
Дворники счищают капли руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают
Вправо, влево чистота! наклоняют руки вправо, влево
Волосы ерошит ветер. над головой шевелят пальцами
Мы – шоферы хоть куда! поднимают вверх большой палец
6. Упражнения «Шина», «Насос» с элементами биоэнергопластики.
Учитель-логопед:
- Ребята, у нас небольшая неприятность. Мы прокололи шину. С каким звуком выходит воздух из шины? («Ш» - обратить внимание на положение губ и языка). Дети руки поднимают вверх, немного сгибают в локтях – «вдох», затем разводят медленно в стороны и одновременно на выдохе произносят звук «Ш».
- Что можно сделать для того, чтобы отремонтировать шину? (заклеить дыру, накачать шину). С помощью чего можно накачать шину? (с помощью насоса). С каким звуком будем накачивать шину? («С» - обратить внимание на положение губ, зубов, языка). Дети сгибают руки в локтях, держат руки на уровне груди – «вдох», медленно опускают руки вниз и одновременно на выохе произносят звук «С». Молодцы ребятки! Колесо в порядке.
- Продолжаем наше путешествие. Мы приехали на аэродром. На каком транспорте можно путешествовать с аэродрома? (на самолете, на вертолете, на воздушном шаре, на аэроплане). Какой из них самый быстрый? (самолет). Давайте встанем и представим, что мы летим на самолете.
7. Упражнение “Самолет” (зрительная гимнастика).
слова движения
Пролетает самолет, стоят прямо, руки опущены,
С ним отправлюсь я в полет смотрят вверх на потолок
Правое крыло отвел,
Посмотрел, куда повел.
Левое крыло отвел,
Посмотрел, куда повел. отводят руки попеременно вправо-влево
и прослеживают взглядом
Я мотор завожу вращение перед грудью согнутыми в локтях руками,
И внимательно гляжу. взгляд сосредоточен на руках
Поднимаюсь ввысь, лечу, встают на носочки, прямые руки поднимаются вверх,
Возвращаться не хочу. взгляд переводится на кончики пальцев вверху
8. Физкультминутка («Чударики» - «Смотрите в небе самолет»).
Логопед: Мы приехали на железнодорожный вокзал. Как вы думаете, на чем мы будем продолжать наше путешествие? Правильно, на поезде. Нужно поезд разогнать и суставчики размять.
9. Упражнение “Паровозик” (суставная и дыхательная гимнастика). Правую руку положить сзади на правую лопатку, одновременно делая круговые движения согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение. На выдохе произносится: «Чух-чух-чух».
10. Полоса препятствий «Железная дорога».
Один ребенок показывает все действия, все вместе комментируют: «Ехали мы ехали, до гор доехали, горы объехали и дальше поехали. Ехали мы ехали, до тоннеля доехали, в тоннель въехали, из тоннеля выехали и дальше поехали. Ехали мы ехали, до моста доехали, на мост взъехали, по мосту проехали, с моста съехали и дальше поехали. Ехали мы ехали, до ямы доехали, в яму въехали, из ямы выехали и дальше поехали. Ехали мы ехали и, наконец, приехали».
Затем дети совершают движения на полосе препятствий под музыку.
11. Упражнение «Покажи мимикой» (элементы психогимнастики).
Учитель-логопед: Вот и приехали мы к друзьям Робокара. Друзья его увидели, удивились, что тот так быстро доехал. Давайте покажем, как друзья удивились (дети показывают мимикой удивление). Теперь покажем, как друзья обрадовались (дети показывают мимикой радость, счастье). Робокар Поли и его друзья очень любят играть в мяч, вот и вам они предлагают поиграть в игру с мячом.
12. Игра «Какой, какая, какое, какие» с мячом (закрепление образование прилагательных от существительных).
Взрослый бросая мяч ребенку, задает вопрос. Дети, бросая мяч назад, отвечают на вопрос.
- Колеса из резины, какие? Резиновые.
- Кабина из железа, какая? Железная.
- Сиденья из дерева, какие? Деревянные.
- Окна из стекла, какие? Стеклянные.
- Руль из пластмассы, какой? Пластмассовый.
- Сиденья из кожи, какие? Кожаные.
- Чехлы на сиденья из меха, какие? Меховые.
- Ну, что же, ребята, погостили мы у друзей Поли Робокара, а теперь нужно ехать домой. Давайте попрощаемся с Поли Робокаром и его друзьями. Какими словами можно попрощаться? (До свидания, до новой встречи, скоро увидимся, до скорой встречи).
Итоговая часть. Рефлексия.
Учитель-логопед: Понравилось ли вам путешествовать вместе с Робокаром? Что было самым трудным, что было самым легким? Понравились вам игры? Дома с мамой, папой поиграйте в эти игры. В группу поедем на машинах, выберите машину, которая соответствует вашему настроению после занятия (дети выбирают машину, на машинах нарисованы веселые и грустные пиктограммы).