Елена Курилова
Конспект НОД по экологии «Путешествие в царство Воды» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Образовательные задачи
Обобщить представление детей о роли воды в природе, познакомить со свойствами (вкус, цвет, запах). Уточнить значение для всего живого.
Развивающие задачи
Развивать любознательность, память, воображение, мышление и речь детей, стремление экспериментировать и исследовать.
Воспитательные задачи
Воспитывать бережное отношение к воде.
Активный словарь детей
Прозрачная, бесцветная, безвкусная, сладкая, солёная.
Методы и приёмы
Игровой: внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты.
Публикация «Конспект НОД по экологии „Путешествие в царство Воды“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Наглядный: панно "Кому нужна вода", символы, памятка "Вымыл руки -закрой кран"
Практический: проведение опытов, дидактическая игра "Собери рыбку"
Словесный: беседа, вопросы поискового характера.
Предварительная работа: проведение опытов, чтение рассказов, сказок познавательного характера; беседы на тему "Кому нужна вода", "Где можно встретить воду", "Кто живёт в воде".
Материал и оборудование: стаканы с водой и ложечки на каждого ребёнка, стакан с молоком, горячая вода, пустые стаканы, соль, сахар, зелёнка, марганцовка, кофе, костюм царицы Воды, кассета с записью шума воды, памятка "Вымыл руки - закрой кран", символы свойств воды, цветные наборы геометрических фигур на каждого ребёнка.
Ход занятия
1. Организационный момент
Задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, закреплять умения выполнять действия в соответствии с указанием взрослого.
Дети входят в группу, их встречает воспитатель, в руках у него игрушка капелька Капитошка.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в гостях необычный гость! А кто, вы узнаете из загадки: "Меня пьют, меня льют, всем нужна я, кто я такая?"
Дети: Вода.
Капитошка (говорит за игрушку взрослый): Правильно отгадали - это вода, а я частичка воды - весёлая капелька. Зовут меня Капитошка. Вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Капитошка: Я приглашаю вас в необычное путешествие, в царство воды.
А теперь пора в путь! Вставайте за мной. Представьте, что светит тёплое солнышко. Давайте поднимем руки к солнцу, пусть оно погреет нас (дети идут на носочках, руки подняты вверх). Дальше, ребята, узкий мостик, под ним течёт речка (включить запись шум воды). Идите по нему осторожно, не оступитесь (дети идут руки разведены в стороны). А здесь веточки от деревьев висят так низко, наклоняйтесь пониже, не заденьте их (дети наклоняются).
В это время воспитатель переодевается в костюм царицы Воды и встречает детей.
2. Беседа "Кому нужна вода".
Задачи: формировать у детей представление о значении воды для всего живого на земле.
Воспитатель (в роли царицы Воды): Здравствуйте, ребята! Я - волшебница Вода. Вижу, что вы пришли в гости с моей дочкой Капитошкой. Проходите, садитесь, пожалуйста. Ребята, расскажите, кому нужна вода?
Дети: Людям, животным, птицам, растениям.
Царица Вода: Правильно. Вода нужна всему живому на земле. Зачем нужна вода животным и растениям?
Дети: Живут в воде животные, рыбы. Пьют воду. Растения питаются водой.
Царица Вода: Что люди делают с водой?
Дети: Пьют воду, готовят пищу, умываются, стирают бельё, моют посуду.
Царица Вода: Молодцы ребята! Вы всё правильно сказали. Растения надо поливать водой, иначе они погибнут. Животные тоже пьют воду. В воде живут рыбы и некоторые животные. Людям вода необходима: пить, готовить пищу, мыть стирать. Ни одно живое существо не может жить без воды. Поэтому Вода - царица всей природы и её надо беречь.
Царица Вода: Дети, вы закрываете кран, когда вымоете руки?
Дети: Да.
Царица Вода: А чтобы вы не забыли, я хочу подарить вам эту памятку "Вымыл руки - закрой кран".
3. Экспериментальная деятельность. "Лаборатория Царицы Воды"
Задачи: учить детей проводить опыты для выявления свойств воды.
Царица Вода: А сейчас я приглашаю вас в мою лабораторию воды. Проходите, устраивайтесь поудобнее.
Посмотрите, на столе два стакана. Определите, в каком стакане вода? (дети показывают). Как вы догадались?
Дети: Вода прозрачная, а молоко белое.
Царица Вода: Правильно, вода прозрачная. Вот и символ этого свойства воды (вывешивается на доске).
Есть ли вкус у воды? (даёт пробовать воду на вкус).
Дети: Вода безвкусная.
Царица Воды: А чтобы вы не забыли, я приготовила символ этого свойства воды (вывешивает символ). Есть ли у воды запах? (дети нюхают воду в стаканчиках).
Дети: Нет.
Царица Вода: Значит, вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха (вывесить символ этого свойства воды).
Вода прозрачная, без вкуса, без запаха. Ребята, вы знаете, что мы пьём воду не только в прозрачном виде. Чай, кофе, компот - это тоже вода, только с различными добавками. Давайте, сделаем кофе. Какую воду лучше взять: холодную, тёплую, горячую?
Дети: Горячую.
Царица Вода: Как надо наливать горячую воду?
Дети: Осторожно.
Царица Вода: Почему?
Дети: Можно обжечься.
(Выходит ребёнок добавляет кофе в воду).
Царица Вода: Заварили кофе. Посмотрите, как вода меняет цвет. Теперь это уже не вода, а кофе. А сейчас я хочу показать вам фокус. В воду я добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?
Дети: Она стала розовой.
Царица Воды: А теперь добавим волшебную капельку (с помощью пипетки добавляет зелёнку). Вода изменила свой цвет?
Дети: Она стала зелёной.
Царица Вода: Вода может менять свой цвет в зависимости оттого, что в неё добавили. Повесим символ этого свойства.
Я хочу, чтобы вы стали волшебниками. Положите в стакан вещество, которое находится на столе (воспитатель демонстрирует соль, сахарный песок). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? Как вы думаете, что вы добавили в воду?
Дети: Вода солёная. Я добавил соль. Вода сладкая. Я добавил сахар.
Царица Вода: Сначала у воды изменился цвет. Что изменилось теперь?
Дети: Вкус.
Царица Вода: Вода изменяет цвет, вкус, потому что есть вещества, которые растворяются в ней (вывешивается символ этого свойства).
4. Физкультминутка. "Превращение капелек".
Задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.
Царица Вода: Мы превратились в капельки. Встанем в круг, возьмёмся крепко за руки. Представим, что стало очень холодно, наступила зима. Вода замёрзла. Что случилось с капельками?
Дети: Они стали льдом.
Царица Вода: Да, мы стали твёрдыми и превратились в лёд. А теперь пригрело солнышко, наступила весна. Опустили руки и разбежались в разные стороны. Во что превратились капельки?
Дети: В воду.
Царица Вода: А потом капельки собрались вместе и стали ручейками (дети встают друг за другом, которые быстро побежали в реки моря и океаны.
Царица Вода: А теперь мы возвращаемся в царство Воды.
5. Продуктивная деятельность. Дидактическая игра "Собери рыбку".
Задачи: закреплять умение составлять из частей целое, подбирать детали по цвету.
Царица Вода: Дети, посмотрите, у меня есть аквариум, но кого-то в нём не хватает. Можете сказать, кого?
Дети: Нет рыбок.
Царица Вода: Ребята, мы можем сделать рыбок сами. А помогут нам в этом одноцветные геометрические фигуры. Как они называются?
Дети: Это овалы и треугольники.
Царица Вода: Какого они цвета?
Дети: Красные, жёлтые, зелёные (дети составляют из цветных овалов и треугольников рыбок и приклеивают их на макет аквариума). Какие красивые рыбки у вас получились, они так весело плавают.
6. Подведение итогов занятия.
Задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Царица Вода:Ребята, вам понравилось в моём царстве воды?
Дети: Да.
Царица Вода: Что вы узнали о воде?
Дети называют свойства воды, показывают символы, рассказывают о превращении капельки.
Царица Вода: Я дарю вам на память о себе волшебную капельку, чтобы вы всегда помнили о значении воды и берегли её.