АЛЛА БЕЛИК
«Насекомые и пауки». Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе у детей с ОНР (III уровень)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального логопедического занятия
в подготовительной группе
у детей с ОНР (III уровень)
по лексической теме «Насекомые и пауки»
Лексическая тема «Насекомые и пауки»
Публикация «„Насекомые и пауки“, Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе у детей с ОНР (III уровень)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Пауки, паучки, паукообразные
- Подготовительная группа
- Темочки
Коррекционно-образовательные цели:
• Расширение и углубление представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни.
• Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Насекомые» (насекомое, паук, бабочка, жук, стрекоза, пчела, шмель, оса, комар, муха, муравей, гусеница, крыло, глаза, божья коровка, кузнечик, личинка, куколка, яйцо; ползать, летать, порхать, кружиться, жужжать, звенеть, собирать; пчелиный, комариный, пестрый, разноцветный, полезный, вредный).
• Совершенствование грамматического строя речи (образование слов-антонимов).
• Совершенствование синтаксического строя речи (составление сложносочиненных предложений с противительным союзом а). Совершенствование навыков звукового и звукобуквенного анализа слов.
• Профилактика нарушений письменной речи.
Коррекционно-развивающие цели:
• Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, ловкости.
Коррекционно-воспитательные цели:
• Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
• Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: магнитная доска, модули для дыхательной гимнастики, картинки с изображением насекомых, плоскостные изображения ромашек, наборы для выполнения заданий по звуко - слоговому анализу слов.
Ход занятия.
Организационный момент.
1. Упражнение «Разноцветные бабочки» (создание эмоционально положительного фона. Воспитание направленной воздушной струи).
Логопед приглашает детей пройти в зал и встать перед столами)
Логопед. Весна в разгаре. Цветет черемуха. Проснулись насекомые. Сегодня мы с вами будем говорить о насекомых, выясним, что вам известно об их внешнем виде и образе жизни. Посмотрите, какие красивые бабочки прилетели к нам в гости. Подуйте на них, чтобы они закружились в воздухе. Как вы будете дуть?
Дети. Нужно набрать воздуха через нос и подуть на бабочку, не надувая щек, вытянув губы трубочкой.
Логопед. Правильно. Выполняйте упражнение.
Дети по очереди выполняют упражнение по 4-5 раз по команде логопеда.
2. Рассматривание картины «Насекомые и пауки». (Развитие синтаксического строя речи (составление сложносочиненных предложений с противительным союзом а). Уточнение словаря по теме «Насекомые и пауки».
Логопед предлагает детям сесть на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом, и ставит на мольберт картину.
Расскажите, каких насекомых вы видите на картине, что они делают. Составьте предложения сразу о двух насекомых.
1-й ребенок. Разноцветная бабочка вьется над веткой липы, а желтая бабочка кружиться над желтым цветком.
2-й ребенок. Мохнатый шмель собирает с цветка клевера, а пчела хочет взять нектар из цветка ландыша.
3-й ребенок. Зеленый кузнечик сидит на одном листке ландыша, а муравьи ползут по другому листку.
4-й ребенок. Длинноногая водомерка бежит по воде, а жук плавунец ныряет в воду.
3. Игра «Разноцветные ромашки» (Совершенствование навыка слогового анализа слов)
Логопед раскладывает на ковре плоскостные изображения насекомых и три плоскостных изображения цветков.
Логопед. Эти ромашки называются Космея. Посадите на розовую ромашку тех насекомых, в названии которых один слог, на желтую – насекомых, в названии которых два слога, на белую – насекомых, в названии которых три слога.
4. Отгадывание загадок о насекомых (развитие общих речевых навыков)
Логопед предлагает детям сесть на ковер и загадать друг другу загадки, которые они выучили дома.
1-й ребенок. Этот увалень мохнатый,
Сладкоежка полосатый,
Опускает хоботок
В распустившийся цветок.
Кто это?
Дети. Шмель. Он полосатый. Он собирает нектар хоботком.
2-й ребенок. Злюка тощая такая
Надо мной весь день летает
И ужалит ненароком,
Если я измажусь соком.
Кто это?
3-ребенок. По листочку проползает,
Всюду дырки оставляет.
Вот прожорливая штучка,
А свернулась закорючкой.
Кто это?
Дети. Это гусеница. Она прогрызает дырки в листочках, сворачивается закорючкой.
4-й ребенок. Звон весь день в ушах стоит.
Надо мною кто звенит?
Прилетел он со двора.
Длинный нос у …
Дети. Комара.
5. Релаксация «Полет бабочки»
6. Артикуляционная гимнастика для постановки звука (Л).
(Развитие артикуляционной моторики)
«Гармошка»
«Пожуем язычок»
«Шарик»
«Болтушка»
«Самолет гудит»
7. Упражнение «Подбери схему» (развитие навыков фонематического анализа).
Логопед помещает на фланелеграф готовые схемы слов.
Логопед. Кто у вас на картинке? Произнесите название картинки.
1-й ребенок. Оса.
2-й ребенок. Оса.
Логопед. Правильно. Сейчас мы с вами выполним звуко-слоговой анализ слова оса. Давайте вместе посчитаем, сколько слогов в слове оса.
Дети. Два.
Логопед. Значит, мы выкладываем перед собой две короткие полоски. Назовите мне первый звук в слове оса.
Дети. О
Логопед. Правильно. Какой это звук? Дайте ему характеристику.
Дети. Он поется, значит, он гласный, обозначается красным цветом.
Логопед. Правильно, он живет в первом вагончике. Назовите второй звук и дайте ему характеристику.
Дети. Это звук с. Он не поется, значит, он согласный и обозначается, синим цветом.
Логопед. Назовите третий звук в слове оса.
Дети. А. это гласный звук, он поется и обозначается красным цветом.
Логопед. Сосчитайте сколько звуков в слове оса. Правильно, три звука. Выложите самостоятельно схему этого слова перед собой.
8. Упражнение для пальчиков.
Я веселый майский жук.
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жужу.
Не кусай, комарик злой!
Я уже бегу домой.
Пчела села на цветок,
Пьет она душистый сок.
9. Игра «Угадай, чье крылышко» (употребление родительного падежа существительного)
Это крылышко бабочки.
Это крылышко стрекозы.
Это крылышко мухи.
10. Упражнение «Подскажи словечко» (упражнение в словообразовании с помощью суффиксов).
Ваня рассматривал в лупу коллекцию насекомых. И оказалось, что:
У стрекозы не глаза, а глазищи.
У муравья не ножки, а ….
У таракана не усы, а …
У бабочки не крыло, а …
Под лупой божья коровка выглядела не маленьким жучком, а огромным жучищем;
Таракан - …
Паук - …
Стрекоза - …
11. Упражнение «Назови ласково» (употребление уменьшительно-ласкательных форм существительных).
Комар – комарик
Паук - …
Стрекоза - …
Таракан – …
Муха - …
12. Игра с мячом «Закончи предложение». (расширение экспрессивного словаря словами-антонимами).
Логопед. Давайте поиграем в знакомую вам игру с мячом «Закончи предложение».
Майский жук большой, а божья коровка…
У майского жука крылья короткие, а у стрекозы…
У жука усы толстые, а у бабочки…
У шмеля спина широкая, а у комара…
13. Упражнение «Что забыл дорисовать художник?»
Дети дорисовывают симметричные половинки насекомых и раскрашивают их.
14. Подведение итогов.
Список литературы
1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб. : СОЮЗ, 1999.
2. «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»/Под ред. Веракса Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
3. Гомзяк О. С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий I-III периодов обучения в подготовительной к школе группе. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007.
4. Жихарева-Норкина Ю. Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми : пособие для логопедов и родителей : 9 альбомов – М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005.
5. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М. : Эксмо,2005.