Марина Казначевская
Конспект консультации для педагогов «Развитие эмоциональной лексики у дошкольников через театрализованную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Обогащение лексики у дошкольников является основополагающей в развитие речи. Особым интересом является развитие эмоциональной лексики. Очень часто педагоги в своей работе сталкиваются с проблемой невыразительного чтения стихотворений на утренниках ли в сюжетно – ролевых играх, обыгрывании сценок, сказок.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Сценарии постановок и спектаклей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
С учётом новых стандартов в системе дошкольного образования, в которых большое внимание уделяется играм разных видов, саморазвитию ребёнка, возникает потребность постоянного использования эмоциональной лексики. Поэтому роль взрослого является основной. Он сможет своевременно решить многие вопросы возникшие на раннем этапе.
Можно выделить три основные задачи развития эмоциональной лексики у дошкольников :
1. Задача. Развитие невербальных средств общения. Работа проводится поэтапно. Сначала обучаем детей различать эмоции по схематическим изображениям; затем формируем умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и графические приемы; и на последнем этапе - развиваем способность понимать свои чувства и чувства других людей с помощью игровых и музыкальных приемов.
2. Задача. Формирование интонационной стороны речи, которую следует начинать с упражнений по развитию воспроизведения ритма речи. Далее развиваем интонационную выразительность речи в процессе усвоения эмоциональных состояний, придерживаясь определё нной последовательности: проговаривание звуков, слогов, фраз, заучивание стихотворений, инсценирование диалогов с разной интонационной окраской.
3. Задача. Формирование эмоционального словаря. Здесь также можно выделить определённые этапы работы. Сначала происходит формирование лексики, состоящей из слов, называющих чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом. Затем - формирование эмоциональной лексики, отражающей синонимические и антонимические отношения. И как завершение работы - формирование эмоциональной лексики с использованием сравнений, олицетворений, фразеологизмов, загадок, пословиц и поговорок.
Эмоциональная лексика выражает чувства, настроения, переживания человека, для нее характерна неоднозначность в понимании места и роли эмоционального компонента в значении слова, что предопределяет многообразие классификаций данной лексики. Традиционно к сфере эмоциональной лексики принято относить :- слова выражающие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом;
- слова оценки, квалифицирующие предмет или явление лексически с положительной или отрицательной стороны;
- слова, передающие эмоциональное отношение.
Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей зависит от степени усвоения словесных обозначений эмоций, состояний и их внешнего выражения.
Важно отметить, что к 6-7 годам дети способны оценить не только внешние, но и внутренние качества литературных героев и персонажей детских книг и сказок. Однако выразить свое отношение к внутренним качествам ребенку гораздо труднее, чем к внешним, которые задаются нормативными представлениями. Ребёнку легко отметить аккуратность, послушание, вежливость героя и трудно рассказать о том, что он чувствует, о чем думает и почему поступает именно так.
В работе с детьми дошкольного возраста необходимо использовать базовые эмоциональные состояния : радость, грусть, злость, испуг, удивление. Эти эмоции понятны детям, могут быть изображены графическими средствами и отражены в лицевой экспрессии. Работе по формированию интонационной выразительности речи предшествуют ритмичные упражнения. Они подготавливают к восприятию интонационной выразительности и способствуют ее развитию речи. Следует использовать специальные упражнения по развитию воспроизведения ритма речи:
- прослушать с закрытыми глазами и отстучать по подражанию предъявленные изолированные удары.
Формирование восприятия выразительности речи начинается с понимания общих представлений об интонационной выразительности. Детям предлагается прослушать сказку или рассказ, например, «Колобок». Первый раз чтение проходит без интонационного оформления, а второй раз выразительно. У детей выясняется, какое чтение им больше понравилось и почему, потом им разъясняется, что голос при чтении можно изменить, с его помощью можно передать радость, удивление, испуг, печаль, злость, а также просьбу, приказ. Детям объясняется, что можно говорить быстро и медленно, громко и нежно… После второго прослушивания сказки с детьми обсуждается, какими голосами говорили персонажи. Затем предлагается поиграть в игру «Чей голос? (взрослый, меняя громкость и тон голоса, произносит фразы из сказки, а дети определяют, какому персонажу из сказки принадлежит голос).
С целью формирования умения различать эмоциональные оттенки в речи проводится ряд игр.
«Какая маска говорит» : на доске вывешено пять масок (пиктограмм, которые демонстрируют определенные
эмоциональные состояния (радости, грусти, удивления, злости).
На этапе формирования умения пользоваться средствами выразительности применяются следующие упражнения:
-отработка интонации на материале эмоциональных междометий (Ай-ай-ай! О! Вот это да! Ох! Увы! Ух ты! У-у! Ух). Эта работа проводится на материале стихов (например, К. Чуковского «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Тараканище». Педагог читает стихотворение, дети проговаривают только междометия.
- отработка интонации на материале предложений. Дети произносят их сначала сопряженно, затем самостоятельно. При выполнении упражнений используются такие средства выражения эмоций, как мимика, жесты.
В последующей работе нужно использовать также диалоги, игры-инсценировки, стихи, рассказы, а также сказки, разыгрываемые по ролям, сюжетно-ролевые игры, включающие ситуации из жизни.
На начальном этапе главную роль выполняет взрослый, затем дети разыгрывают с небольшой помощью педагога. Постепенно речь детей характеризуется последовательностью изложения мыслей, интонационной выразительностью, в самостоятельных высказываниях дети используют различные паралингвистические средства выражения: мимику, пантомимику.
В старших группах дети более самостоятельно разыгрывают знакомые сюжеты. Здесь используются маски, куклы би-ба-бо.
Расширение «эмоционального» словарного запаса.
- Рассматривать картинки и картины, где изображены люди, лица и отгадываем и называем какое настроение этого человека, предполагаем, почему оно такое.
- Подбираем слова, подходящие к картинке, на которой изображены веселящиеся дети или животные.
- Подбираем слово к картинке с печатным сюжетом.
- Обыгрываем сюжеты сказок в кукольном театре, обращая внимание на настроение и чувства персонажей.
Расширение «эмоционального» словарного запаса.
- Рассматривать картинки и картины, где изображены люди, лица и отгадываем и называем какое настроение этого человека, предполагаем, почему оно такое.
- Подбираем слова, подходящие к картинке, на которой изображены веселящиеся дети или животные.
- Подбираем слово к картинке с печатным сюжетом.
- Обыгрываем сюжеты сказок в кукольном театре, обращая внимание на настроение и чувства персонажей.
-Речевая игра «Интонационная выразительность.
Фразы: «Ура! Скоро новый год»! «Я люблю манную кашу».
«Ну вот и всё…» (педагогам).
Произнести: печально, радостно, злостно, удивлённо.
- Слова передающие эмоции.
«Подбери слово».
Цель: Закрепить понимание и употребление оценочных прилагательных в речи. Упражнять в согласовании прилагательных с существительным в роде.
Описание: Педагог предлагает детям сказать, про кого можно сказать
Веселый (мальчик, зайчик, щенок)
Веселая (девочка, белочка, бабочка, птичка)
Грустный, грустная, смелый, смелая, злой, злая.
«Закончи предложение»
Цель: практическое употребление в речи слов-антонимов. Развивать мышление, память.
Описание: ребенку предлагается закончить предложение, повторить его и назвать слова – неприятели.
Слон большой, а мышка…
Золушка добрая, а мачеха…
Дедушка старый, а внук…
"Скажи наоборот»
Цель: активизация антонимов в предложен.
Описание: Педагог составляют предложения, а дети говорят наоборот.
Злой волк идет по лесу. Добрый волк идет по лесу.
Веселая девочка собирает цветы. -
Трусливый зайчик спрятался за пеньком. -
Радостный мальчик играет у дома.
Печальный волк сидит на поляне.
«Скажи по-другому»
Цель: Активизировать в речи синонимы.
Описание: Педагог предлагает детям предложение и просит сказать по другому:
Веселый мальчик играет в мяч. Радостный мальчик играет в мяч.
Грустная девочка сидит на скамеечке. (печальная)
Трусливый щенок сидит в ящике. (пугливый)
Злой волк бегает по лесу. (сердитый)
Радостная белочка нашла гриб. (веселая)
Печальный Буратино шел по мосту. (грустный)
Удивленный мальчик остановился, увидев радугу. (изумленный)
Составление коллажей изображением животных и людей с различных эмоциональных состояниях.
Раскрашивание воздушных шаров придавая им настроение.
Использование пиктограмм.
Раскрашивание масок.
Существует четыре основных этапа постижения детьми словаря эмоциональной лексики, строящиеся в неразрывном единстве с развитием представлений об эмоциях и эмоциональной экспрессии :
1. Младший дошкольный возраст. Слово замещает чувственный образ конкретного персонажа: злой волк, испуганный заяц.
2. Младший и средний дошкольный возраст. Слово замещает чувственный образ ряда идентичных по эмоциональному проявлению героев : злые не только волки, но и медведи; радостные дети, птицы, звери. Увеличивается количество слов, характеризующих то или иное эмоциональное состояние.
3. Средний и старший дошкольный возраст. Слово превращается в обобщённый сигнал, обозначающий эмоциональное состояние, относящиеся к различным группам явлений социальной и культурной жизни (удивлённый папа, продавец в магазине, Дед Мороз на утреннике и др., пополняется количество слов, обозначающих настроения, причины эмоций.
4. Старший дошкольный возраст. Он связан с широким использованием сигнального значения группы слов, обозначающих эмоции, составлением обобщённых эмоциональных характеристик (упрямый Фома, Царевна - Несмеяна и др., побуждением детей к называнию оттенков настроений (не очень радостный, совсем опечалился, немного уставший, раскрытию причин настроения; оценкой нравственной стороны эмоциональных проявлений.
Большая роль уделяется театрализованной деятельности. На начальном этапе главную роль выполняет взрослый, затем дети разыгрывают сюжеты с небольшой помощью воспитателя. Постепенно речь детей характеризуется последовательностью изложения мыслей, интонационной выразительностью, в самостоятельных высказываниях дети используют различные паралингвистические средства выражения: мимику, пантомимику.
В последующей работе мы используем диалоги, игры-инсценировки, стихи, рассказы, а также сказки, разыгрываемые по ролям, сюжетно-ролевые игры, включающие ситуации из жизни.
В старших группах дети более самостоятельно разыгрывают знакомые сюжеты. Здесь используются и костюмы, и маски, игрушки.
Для самостоятельной деятельности детей необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно.
Напомню, что слово – это исключительная способность человека выражать гласно свои мысли и чувства. И в наших с вами силах сделать маленьких воспитанников счастливыми обладателями богатой эмоциями лексики русского языка.
В заключении следует отметить, что все представленные методические приёмы направлены на обогащения процесса коммуникации, способствуют формированию связной речи за счёт активного использования В заключении следует отметить, что все представленные методические приёмы направлены на обогащения процесса коммуникации, способствуют формированию связной речи за счёт активного использования эмоциональной лексики в различных ситуациях общения. Дошкольники учатся правильно по смыслу употреблять эмоциональную лексику и развивают компетентность в межличностных отношениях.