Марина Симиненко
Конспект комплексной НОД по формированию целостной картины мира и коммуникации в старшей группе «В гости к бабушке Агате»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексной НОД по формированию целостной картины мира и коммуникации с детьми с ОНР в старшей логопедической группе «В гости к бабушке Агате»
Задачи:
Образовательные:
• Закреплять у детей названия домашних животных и их детенышей.
• Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, о жизненных проявлениях, повадках и условиях содержания домашних животных.
Публикация «Конспект комплексной НОД по формированию целостной картины мира и коммуникации в старшей группе „В гости к бабушке Агате“» размещена в разделах
• Обогащать словарный запас.
• Учить согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже.
• Учить употреблять предложно – падежные конструкции с предлогами ЗА, НА, В, ПОД.
• Упражнять в образовании сложных прилагательных способом сложения основ.
• Учить составлять рассказ – описание по картинкам – символам.
• Учить давать полные ответы на вопросы.
Развивающие:
• Развивать связную речь.
• Развивать познавательный интерес, наблюдательность, произвольное внимание, память.
• Развивать тонкие дифференцированные движения кистей и пальцев рук.
• Развивать интонационную выразительность речи детей.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе.
• Воспитывать умение работать в коллективе, спокойно выслушивать товарищей.
Атрибуты:
1. Картинки с изображением домашних животных : кошка, собака, корова, лошадь, свинья, кролик.
2. Опорные картинки – символы для составления описательных рассказов по теме «Домашние животные».
3. Дидактическая игра «Лабиринт «Кто где живет».
4. Дидактическая игра «Найди спрятанных котят».
5. Конверт с письмом от бабушки Агаты.
6. Мячик.
7. Фигурки домашних животных: кошка, собака, корова, лошадь, кролик, коза.
8. Корм для домашних животных: морковь, капуста, сено, овес, косточка, молоко.
9. Мольберты.
Предварительная работа:
1. Чтение рассказов из книги Т. А. Шорыгиной «Домашние животные. Какие они?» .
2. Беседы с детьми на тему «Мое любимое домашнее животное».
3. Соблюдение санитарно – гигиенических требований к занятию:
• Проветривание, влажная уборка;
• Освещение (естественное и искусственное);
• Правильная расстановка учебной мебели:
• Отсутствие отвлекающих ребенка звуков.
4. Смена видов деятельности:
• Чередование методов обучения и видов учебной деятельности;
• Чередование статического и динамического видов деятельности;
• Чередование смены поз.
5. Учет индивидуальных возрастных особенностей:
• Подбор методов и средств;
• Индивидуальный подход к обучению.
6. Мотивация на обучение.
7. Профилактика нарушений осанки: мебель по росту, физкультминутки, постоянный контроль за позой детей.
8. Психоэмоциональный комфорт на занятии.
Ход занятия
Стук в дверь. В группу вносят конверт с письмом. Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Пишет вам бабушка Агата.
Приглашаю вас в деревню я,
Мои милые друзья.
Домашних животных своих покажу,
Поиграть с ними вам разрешу.
В машину скорей залезайте,
В гости ко мне приезжайте».
Воспитатель: Ну что, ребята, поедем в гости к бабушке Агате?
Дети: Поедем.
Воспитатель: Тогда садимся в машину и отправляемся в путь.
Проводится физкультминутка «Едем, едем на машине…».
Едем, едем на машине, (Имитируют движения рулем)
Нажимаем на педаль. (Ногу сгибают, вытягивают)
Газ включаем, выключаем, (Воображаемый рычаг поворачивают рукой к себе, от себя)
Смотрим пристально мы в даль. (Приставляют ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли (Руки сгибают перед собой в локтях, ладони раскрывают)
Вправо, влево. Чистота! (Наклоняют руки вправо, влево)
Волосы ерошит ветер, (Над головой шевелят пальцами)
Мы шоферы хоть куда! (Поднимают вверх большой палец)
Воспитатель: А вот и деревня бабушки Агаты. Какие же домашние животные живут у нее?
А чтобы это нам узнать,
Загадки нужно отгадать.
Вот и первая загадка:
Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня «царапкой»,
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью.
Дети: Кошка.
Воспитатель показывает картинку с изображением кошки.
Воспитатель: Вот какая кошка Мурка живет у бабушки Агаты,. Какая Мурка по размеру?
Дети: небольшая, маленькая.
Воспитатель: Чем покрыто тело кошки.
Дети: Тело кошки покрыто шерстью.
Воспитатель: Какая шерсть у Мурки?
Дети: Шерсть у Мурки мягкая, пушистая.
Воспитатель: Какой у Мурки хвост?
Дети: Хвост у Мурки длинный, пушистый.
Воспитатель: Сколько лап у кошки?
Дети: У кошки четыре лапы.
Воспитатель: Как ходит кошка?
Дети: Кошка ходит бесшумно, медленно.
Воспитатель: Какая у Мурки мордочка?
Дети: Мордочка у Мурки круглая, маленькая.
Воспитатель: Что на мордочке у кошки?
Дети: У кошки на мордочке длинные, черные усы.
Воспитатель: Как кошка подает голос?
Дети: Кошка мяукает.
Воспитатель: Чем питается кошка?
Дети: Кошка ест мясо, рыбу, сметану, молоко.
Воспитатель: Какую пользу приносит кошка человеку?
Дети: Кошка ловит мышей.
Воспитатель: Молодцы, ребята, красивый рассказ составили о кошке Мурке. А кто же еще живет у бабушки Агаты? Слушайте следующую загадку.
Я хозяину служу,
Дом хозяйский сторожу –
Я рычу и громко лаю,
И чужих я не пускаю.
Кто это?
Дети: Собака.
Воспитатель показывает картинку с изображением собаки.
Воспитатель: Вот какая собака Жулька живет у нашей бабушки, сторожит ее дом. Расскажите мне о ней, а помогут вам картинки – помощники.
Ребенок с помощью опорных картинок – символов составляет описательный рассказ по плану:
1. Кто это?
2. Внешний вид (туловище, морда, глаза, уши).
3. Домашнее это животное или дикое?
4. Как называется его жилище?
5. Чем питается?
6. Как называются детеныши этого животного?
7. Как животное подает голос?
8. Какую пользу приносит человеку?
Образец описательного рассказа с использованием опорных картинок – символов.
Это собака Жулька. У нее вытянутая морда, стоячие уши, темные большие глаза, крупное туловище, хвост длинный, пушистый; шерсть гладкая, черная. Собака – это домашнее животное, живет она в конуре, питается мясом, крупами, молоком; детеныш собаки – щенок, собака лает, собака охраняет дом человека.
Воспитатель: И еще одна загадка, ее послушайте, ребятки.
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Дети: Кролик.
Воспитатель: Молодцы, ребята, у бабушки Агаты живут пестрые кролики, вот они какие (воспитатель показывает картинку с изображением кроликов). Из кроличьего пуха бабушка вяжет теплые Мягкие варежки и шапки, а мясо кроликов – крольчатина, очень вкусное и полезное.
Воспитатель: Отгадайте – ка, ребятки, следующую загадку:
И сметану, и кефир,
Молоко, и вкусный сыр,
Чтобы были мы здоровы
Даст нам пестрая…
Дети: Корова.
Воспитатель показывает картинку с изображением коровы.
Воспитатель: Это корова Буренка, она дает вкусное молоко, из которого бабушка делает сметану, творог, масло, сыр, а мясо коровы называется говядина.
Ребята, давайте попросим у Буренушки молочка.
Проводится пальчиковая гимнастика «Буренушка».
Дай молочка, Буренушка,
Хоть капельку – на донышке.
(Дети показывают, как доят корову)
Ждут меня котятки,
Малые ребятки.
(Делают «мордочки» из пальчиков)
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
(Загибают по одному пальчику на обеих руках)
Всем дает здоровье
Молоко коровье.
(Снова «доят»)
Воспитатель: Вот еще одна загадка.
Кто я – догадайтесь сами,
Я везу зимою сани,
Что легко скользят по снегу,
Летом я везу телегу.
Дети: Лошадь.
Воспитатель показывает картинку с изображением лошади.
Воспитатель: Правильно, это лошадь Майка – незаменимая помощница бабушки Агаты. Ее запрягают в плуг – сельскохозяйственное орудие для вспашки земли и распахивают огород, возят дрова из леса и сено.
Воспитатель: Ребята, давайте мы покатаемся на лошадке Майке.
Проводится физкультминутка «Лошадка».
На лошадке, на лошадке
Покататься я хочу.
Сяду, сяду на лошадку,
На лошадке поскачу!
(Ходьба, высоко поднимая колени с рывковыми движениями назад «вожжи»)
Ты скачи, скачи, лошадка,
Скок, скок, скок, скок.
По дорожке ровной, гладкой,
Скок, скок, скок, скок.
(Прыжки на месте, высоко поднимая колени с рывковыми движениями назад «вожжи»)
Ты скачи все прямо, прямо,
Скок, скок, скок, скок.
Мимо дома, стой, тут яма,
Цок, цок, Цок, тпру.
(На слове «стой» прогнуться и соединить лопатки, руки разведены в стороны. Остановить ходьбу, «вожжи» на себя.)
Воспитатель: И последняя загадка,
Отгадайте ее, ребятки.
У меня есть пятачок,
Вместо хвостика – крючок, В луже я лежать люблю
И похрюкивать: «Хрю! Хрю!»
Дети: Свинья.
Воспитатель показывает картинку с изображением свиньи.
Воспитатель: Правильно, это свинья Милка – жесткая щетинка, свинья дает вкусное мясо и сало, а щетина свиней жесткая и упругая идет на изготовление щеток и кистей для краски и клея.
Воспитатель: Всех животных бабушки Агаты мы узнали, а теперь давайте вспомним детенышей домашних животных.
Проводится игра «Назови детенышей» с мячом.
Воспитатель задает ребенку вопрос и бросает ему мяч, ребенок дает ответ, возвращая мяч воспитателю.
Воспитатель: Как называется детеныш у коровы?
Ребенок: Детеныш коровы – теленок.
Воспитатель: Как называется детеныш у свиньи?
Ребенок: У свиньи детеныш – поросенок.
Воспитатель: Как называется детеныш у кошки?
Ребенок: У кошки детеныш – котенок.
Воспитатель: Как называется детеныш у собаки?
Ребенок: У собаки детеныш – щенок.
Воспитатель: Как называется детеныш у козы?
Ребенок: У козы детеныш – козленок.
Воспитатель: Как называется детеныш у овцы?
Ребенок: У овцы детеныш – ягненок.
Воспитатель: Как называется детеныш у лошади?
Ребенок: У лошади детеныш – жеребенок.
Воспитатель: Как называется детеныш у крольчихи?
Ребенок: У крольчихи – крольчонок.
Воспитатель: А у кошки Мурки родились котята. Котята немного подросли и разбежались по двору. Бедная бабушка Агата не может их найти. Давайте поможем ей отыскать котят.
Проводиться игра «Найди спрятанных котят».
Дети по очереди находят на картине котят и говорят, где спрятался котенок.
Ответы детей:
• Котенок сидит за бочкой.
• Котенок сидит под лавкой.
• Котенок сидит в ведре.
• Котенок сидит на бревне.
• Котенок сидит под деревом.
• Котенок сидит в траве.
• Котенок сидит на заборе.
Воспитатель: Молодцы, ребята, всех котят нашли, а теперь давайте посчитаем, сколько же всего котят у кошки Мурки.
Ребенок считает котят: один котенок – два котенка – три котенка – четыре котенка – пять котят – шесть котят – семь котят.
Воспитатель: Правильно, всего семь котят. А теперь давайте вспомним, как выглядят котята.
Проводится игра «Сложные слова» с мячом.
Воспитатель: Дружно за руки беритесь,
В круг красивый становитесь.
Воспитатель задает вопрос ребенку и бросает ему мяч, ребенок дает ответ, возвращая мяч воспитателю.
Воспитатель: У коровы длинный хвост. Корова какая?
Ребенок: Корова длиннохвостая.
Воспитатель: У свиньи короткие ноги. Свинья какая?
Ребенок: Свинья коротконогая.
Воспитатель: У кошки длинная шерсть. Кошка какая?
Ребенок: Кошка длинношерстная.
Воспитатель: У быка острые рога. Бык какой?
Ребенок: Бык остророгий.
Воспитатель: У кролика длинные уши. Кролик какой?
Ребенок: Кролик длинноухий.
Воспитатель: У кошки короткая шерсть. Кошка какая?
Ребенок: Кошка короткошерстная.
Воспитатель: У лошади длинная грива. Лошадь какая?
Ребенок: Лошадь длинногривая.
Воспитатель: У овцы мягкая шерсть. Овца какая?
Ребенок: Овца мягкошерстная.
Воспитатель: У козы длинные рога. Коза какая?
Ребенок: Коза длиннорогая.
Воспитатель: У кошки гладкая шерсть. Кошка какая?
Ребенок: Кошка гладкошерстная.
Воспитатель: У кролика короткий хвост. Кролик какой?
Ребенок: Кролик короткохвостый.
Воспитатель: Коза без рогов. Коза какая?
Ребенок: Коза безрогая.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно назвали домашних животных. Но посмотрите, наши животные не могут найти свои дома. Давайте проведем их по извилистым дорожкам до домов и правильно назовем их.
Проводится игра «Лабиринт».
Воспитатель по – очереди просит детей назвать домашнее животное, где оно живет, указательным пальцем правой руки провести животное по лабиринту до дома.
Воспитатель: Молодцы, ребята, всех животных расселили по своим домам. Но наши животные, пока с нами играли – проголодались. Давайте угостим их любимым кормом.
Воспитатель: Чем мы угостим кошку?
Ребенок: Кошку угостим молоком.
Воспитатель: Чем покормим собаку?
Ребенок: Собаку накормим косточкой.
Воспитатель: Чем угостим кролика?
Ребенок: Кролика угостим морковкой.
Воспитатель: Что любит есть корова?
Ребенок: Корова любит сено.
Воспитатель: Чем накормим лошадь?
Ребенок: Лошадь накормим овсом.
Воспитатель: Чем угостим козу?
Ребенок: Козу угостим капустой.
Воспитатель: Ребята, накормили мы всех животных, но нам пора возвращаться обратно в детский сад. Садимся в машину и отправляемся в путь.
Проводится физкультминутка «Едем, едем на машине».
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам в гостях у бабушки Агаты? А что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Какое испытание вам показалось трудным?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
Используемая литература:
1. Кислова Т. Р. «По дороге к Азбуке» методические рекомендации, Издательство «Баласс», Москва 1999 год.
2. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. «Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет» сценарии занятий, Творческий центр «Сфера», Москва 2004 год.
3. Подрезова Т. И. «Материал к занятиям по развитию речи «Домашние животные и птицы», «Айрис Пресс», Москва 2009 год.
4. Шорыгина Т. А. «Домашние животные. Какие они?», Издательство «ГНОМ и Д», Москва 2002 год.