Ирина Просёлкова
Конспект НОД в средней группе по формированию целостной картины мира «Весна. Первоцветы»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по ФЦКМ
Тема: «Весна, первоцветы».
Цели: Закрепить представления детей о весне, формировать знания детей о весенних цветах-первоцветах.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить с детьми представления о признаках ранней весны, о первоцветах (их разнообразии, строении, о правилах поведения в лесу;
Развивающие:
- развивать эмоциональное восприятие, творческое воображение;
- развивать логическое мышление, память, познавательную активность, желание разобраться в явлениях природы.
Публикация «Конспект НОД в средней группе по формированию целостной картины мира „Весна, Первоцветы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к цветам, любовь к природе;
Коррекционные:
-Активизация словаря по теме;
-развитие общей моторики и координации речи с движением;
-развитие зрительного восприятия;
-развитие слухового восприятия и чувства ритма.
Оборудование и материалы: картинки о весне, презентации «Первоцветы», «Голоса и изображения птиц»; стихотворения, загадки о первоцветах, конверты с разрезанными предметными картинками с изображением первоцветов, шапочки с изображением цветов, пчелка; имитационные игровые сюжетные зоны «Весеннее дерево», «Ручеек».
Словарная работа:
Предметы: солнце, лучи, цветы, первоцветы, подснежник, мать-и-мачеха, медуница, пролесок, пригорок, ручей, почки.
Признаки: длинный, короткий, холодный, теплый, яркое, розовый, фиолетовый, нежный.
Действия: набухают, распускаются, тает, припекает, появляются.
Предварительная работа:
Беседы о приходе весны, первоцветах, значении растений в природе и для человека; рассматривание картинок с изображением первоцветов, чтение художественной литературы о них.
Методы и приемы: словесный (беседа); создание игровой ситуации; наглядный (использование презентаций) практический (разрезные картинки).
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» : развитие у детей познавательных интересов; Обобщение и закрепление характерных признаков весны, состояние растений, птиц, неживой природы.
«Социально-коммуникативное развитие» : приобщение к общепринятым нормам и правилам, удовлетворение потребности детей в самовыражении; развитие компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности, обогащение словарного запаса.
«Художественно-эстетическое» : развитие слухового внимания, восприятия звукового сопровождения, художественных образов.
«Физическое развитие» : развитие движений в процессе выполнения игровых двигательных заданий по теме, снятие зрительного напряжения (гимнастика для глаз,
Техническое сопровождение: ноутбук.
Форма деятельности : совместная деятельность взрослого и детей.
Непосредственно образовательная деятельность:
1. Организационный момент
(Дети стоят полукругом на ковре).
Ребята послушайте загадку, о чем она:
Рыхлый снег на солнце тает
Ветерок в ветвях играет
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла… (весна).
-Правильно ребята, весна. Весна – замечательное и прекрасное время года. Природа просыпается и оживает после зимнего сна.
- Наступила весна! Ребята, а что же изменилось в природе с приходом весны? Какая она?
Сегодня солнце светит ярко, у меня в руках солнечный зайчик, давайте с ним поиграем.
У кого в руках солнечный зайчик, тот и назовет признак весны.
Какие признаки весны вы знаете?
Подвижная игра «Веснянка» :
Солнышко, солнышко Идут по кругу взявшись за руки
Золотое донышко
Гори, гори ясно
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, Бегут по кругу
Прилетели сто грачей «Летят по кругу»
А сугробы тают, тают. Медленно приседают.
А цветочки подрастают Тянутся на носках руки вверх.
2. Основная часть.
Воспитатель предлагает совершить прогулку:
- Ребята давайте пойдем в лес и посмотрим, что весной происходит в лесу.
- Сначала, пойдем по пойдем по тропинке, затем по кочкам, будем аккуратно перепрыгивать с кочки на кочку, потом по мостику через ручеек. Вот мы пришли в лес.
Солнышко стало припекать, снег подтаял. Стал серым. Появились проталинки, кое-где побежали ручейки талой воды.
Да, видно, что Весна и здесь побывала. Дотронулась Весна до деревьев, произошло чудо. Дерево очнулось ото сна, и на его веточках появились вот такие плотные комочки – это почки. А можно их ребята трогать? (нельзя, почки очень нежные). Скоро из них появятся первые листочки.
«На горе, как поясок,
Молодой шумит лесок.
Редкий, низкорослый,
А шумит, как взрослый».
Послушайте, я слышу чьи-то голоса. Давайте сядем и послушаем.
Презентация.
Угадайте, какие птицы поют. Чьи это голоса. (Звуки птиц и картинки с изображением птиц).
Набухают соком почки, скоро снег растает весь
И зелёные листочки молодой украсят лес
- Что ещё кроме молодых листочков украсит лес, как вы думаете? (Цветы).
Хочу показать вам еще одно чудо, которое совсем недавно появилось в нашем лесу. Но сначала отгадайте загадку:
«На проталинке в лесу
Первым встретил я весну.
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь».
Презентация цветов-первоцветов.
Сейчас проверим, правильно ли вы угадали. Закройте глазки. Что это выросло на весенней проталинке? Да, ребятки, это самый настоящий первоцвет.
Потому что они первыми появляются из-под снега. Цветы подснежника белого цвета. Стебли у него тонкие, нежные, хрупкие. Листья узкие и длинные. У некоторых подснежников цветки появляются даже раньше, чем листья.
-Одно из самых милых весенних растений - голубая пролеска.
Появляется она одной из первых. Стебелёк её тонок и хрупок, а сам цветок вызывает нежные и трогательные чувства.
Пальчиковая гимнастика: «Цветок»
Наши синие цветки распускают лепестки.
(Прикладывают округлые ладони друг к другу («бутон») и медленно разводят пальцы в стороны)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Мелко перебирают пальчиками).
Наши синие цветки закрывают лепестки. (Медленно соединяют пальцы).
Головой качают, тихо засыпают. (Покачивают «бутон» вправо – влево)
- Чуть запахло весной, на проталинках появляются кучки желтых цветов, они прижимаются друг к другу. Это необычное растение называется мать-и-мачеха.
Сначала она цветет, а потом отращивает листья. Стебелёк мать-и-мачехи покрыт пушком, как шубкой. Пушок защищает цветок от жаркого солнца днём и от холода ночью. Верхняя сторона листа этого растения на ощупь гладкая и холодная, а нижняя, покрыта белым пухом, мягкая и тёплая. Расцветает она ранней весной на склонах, у лесных ручьев. Давайте внимательно рассмотрим мать – и – мачеху и опишем её. Из каких частей она состоит? (Корень, стебель, цветок) А нам виден корень? (Нет) Почему? (Потому что он под землёй). Теперь рассмотрим стебель, какой он? (Тонкий, короткий). Что находится сверху стебелька? (Цветок). Какой он по форме? (Круглый) Какого цвета? (Жёлтого).
- Не успеет сойти снег, как появляется еще один весенний цветок – медуница, с красивыми заметными цветками.
Цветы медуницы – словно букетик, собранный самой природой. В нём красиво сочетаются розовый, фиолетовый, синий цвета. Эта пестрота важна для медуницы – привлекает насекомых, которые переносят пыльцу: пчёл, бабочек, шмелей. Свое название медуница получила за то, что в её цветках много нектара.
- Солнечный лучик хочет с нами поиграть с нашими глазками.
Гимнастика для глаз: "Лучик"
Лучик вверх, лучик вниз (глазки вверх, вниз)
Лучик детям улыбнись (моргаем)
Вправо, влево посмотри (глазки вправо, влево)
Вокруг солнца обойди (круговые движения глазками)
- Какие цветы были на поляне?
- А можно цветы рвать?
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если вместе я и ты, вместе, мы сорвем цветы
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
-Цветами можно только любоваться.
3. Дидактическая игра «Собери цветок».
-А сейчас давайте поиграем. На столе лежат разрезные картинки, мы разделимся на пары и соберем цветок. Как он называется.
О каких цветах мы сегодня говорили? Как, одним словом их можно назвать?
-Дети давайте поиграем, вы превратитесь в цветочки, а Денис в пчелку.
Динамическая пауза.
«Пчелка и цветок». (У детей на голове на резинке цветы, а пчелка угадывает цвет, называет, перелетает на другой).
4. Подведение итогов:
- Ребята, о чем мы сегодня с вами разговаривали?
Что мы слушали в лесу?
Что мы видели в лесу?
- Как эти цветы называются?
Какое время года?
Признаки весны?
5. Рефлексия:
Игра «Ручеек» на закрепление полученных знаний.