Ольга Николаевна Галанова
Конспект комплексного занятия «В гости к принцессе Иголочке» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«В гости к принцессе Иголочке»
Воспитатель: Галанова О. Н.
Новокуйбышевск 2016 г.
Тема: «В гости к принцессе Иголочке».
Публикация «Конспект комплексного занятия „В гости к принцессе Иголочке“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Цель: познакомить детей с историей возникновения иглы, её назначением в жизни человека. Учить анализировать, из чего сделана игольница. Совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами, синтепоном. Воспитывать аккуратность, старательность.
Словарная работа: шило, кремень, ушко, игольница.
Материал к занятию : мини-музей с образцами одежды, изделий, украшенных вышивкой; иллюстрации с изображением древних шил, игл; игла ручная и машинная; дворец принцессы Иголочки с ее родственниками (спица, крючок, ножницы, катушки ниток); образец подушечки-игольницы, трафарет лепестка игольницы, простые карандаши, цветная бумага, кружочки из синтепона, клей, кисти, клеёнки, подставки под кисти, салфетки, круги из картона.
Методические приё мы: рассматривание образцов одежды и вышивки в мини-музее, загадка об игле, рассказ воспитателя об игле, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, называние детьми пословиц и поговорок об игле, объяснение их смысла; рассматривание дворца принцессы Иголочки, рассказывание воспитателем сказки о принцессе Иголочке; физ. минутка «Матрёшки»; предложить детям сделать «трон» – подушечку-игольницу, рассматривание образца игольницы, обговаривание последовательности изготовления, показ воспитателем приёмов работы с трафаретом и приёмов приклеивания лепестков, выполнение детьми игольниц, анализ, итог.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям посетить мини-музей одежды и вышивки. Дети рассматривают экспонаты старинной и современной одежды, вышитых изделий, отмечают красоту вещей и старание мастериц-швей. Воспитатель:
- Дети, если отгадаете загадку, то узнаете, без чего не могли обойтись люди, изготавливая одежду:
Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (Иголка)
Воспитатель спрашивает детей:
- Что появилось раньше – иголка или одежда?
- Можно ли без иголки сшить одежду?
Воспитатель рассказывает детям об истории возникновения иглы и показывает детям соответствующие иллюстрации.
Рассказ воспитателя:
Первобытные люди сшивали звериные шкуры, прокалывая их костями рыб или животных. Так выглядели древние шила. Когда же осколками кремня (очень твёрдого камня) в шилах высверлили ушки, получились иглы. Через много тысячелетий на смену костяным иголкам пришли бронзовые, потом железные. На Руси, случалось, ковали и серебряные иглы. Около шестисот лет назад арабские купцы завезли в Европу первые стальные иглы. Нитки вдевали в их загнутые колечками концы.
- Кстати, а где у иголки ушко?
Смотря у какой: у обычной – с тупого конца, у машинной – с острого.
Дети рассматривают ручные и машинные иглы.
Люди без иголки обойтись не могут. Игла – это настоящая помощница, и поэтому славят её в стихах, песнях, не забывают в пословицах и поговорках.
- Дети, а вы знаете пословицы и поговорки об игле?
Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл.
- Иголку негде воткнуть (о большом скоплении народа).
- С иголочки (новый, только что и очень хорошо сшитый наряд; о модно одетом человеке).
- Как иголка в стоге сена (о том, что невозможно найти, обнаружить, разыскать).
- Без топора не плотник, без иглы не портной (о значении иглы в профессии портного).
- Куда иголка, туда и нитка (о неразлучных друзьях).
- Не иголка (то, что не может оставаться незамеченным; не мелочь, не пустяк).
- Как на иголках (в состоянии крайнего волнения, возбуждения, беспокойства).
Затем в группе появляется дворец принцессы Иголочки, воспитатель рассказывает детям сказку о ней.
«Сказка о принцессе Иголочке» :
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была принцесса Иголочка : тоненькая, стройная, блестящая, на голове – ушко, сзади – длинная коса. Всем она была хороша, только характер имела несносный и колючий. Чуть что не так, сразу колоться. Вместе с Иголочкой во дворце жили её родственники: королева Спица с сестрой, король Крючок, граф Ножницы и графини Катушки – весёлые подружки принцессы Иголочки.
Дворец был великолепен: светлые залы устланы мягкими коврами, на окошках тонкие кружевные занавески – всё это сияло и блестело, делая придворную жизнь по-настоящему праздничной и беспечной. Основным развлечением жителей дворца была игра в прятки. Принцесса Иголочка пряталась, а её преданная свита старательно обшаривала все уголки в поисках своей острой повелительницы. Обычно отыскать принцессу так и не удавалось, и тогда Иголочка начинала сердиться, а придворные и даже родственники теперь уже сами старались скрыться подальше от её колючего нрава.
Однажды дверь во дворец распахнулась, и в тронный зал вошли гости – маленькие Ручки. «Как так, без доклада, без приглашения?» – вспылила принцесса Иголочка и уколола маленький пальчик. Ручки обиделись, но не ушли - это были Умелые Ручки. Они быстро и ловко взяли капризную принцессу и водрузили на трон – специальную подушечку-игольницу.
Воспитатель обращает внимание детей на красивые расшитые кокошники и предлагает детям отдохнуть.
Проводится физ. минутка «Матрёшки» :
Мы весёлые матрёшки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пёстрых,
Ладушки, ладушки.
Мы похожи, словно сёстры,
Ладушки, ладушки.
И. п. : руки согнуты в локтях, указательный палец правой руки упирается в правую щёку. При произнесении слов «ладушки», «ладушки» дети каждый раз хлопают в ладоши, показывают сапожки на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку и стучат каблучками. Далее на счёт «раз-два-три» кружатся, руки на поясе.
Воспитатель предлагает изготовить подушечки-игольницы для иголок своими Умелыми Ручками.
Дети рассматривают образец подушечки-игольницы и рассказывают, из чего она сделана (из картонного круга, на который приклеен синтепон, вокруг круга приклеены лепестки из цветной бумаги, игольница похожа на цветок).
Воспитатель спрашивает детей, как они будут вырезать лепестки (из цветной бумаги, сложенной вдвое, при помощи трафарета, нужно вырезать шесть лепестков).
Воспитатель показывает приёмы работы с трафаретом (сначала обвести по контуру простым карандашом, а затем вырезать ножницами). Далее воспитатель объясняет и показывает, как приклеить лепестки и круг из синтепона (сначала смазываем клеем острый конец лепестка до середины и приклеиваем к картонному кругу, затем смазываем клеем синтепон только по краю круга и приклеиваем на картонный круг, хорошо прижимаем).
Педагог просит 1-2 детей рассказать последовательность изготовления игольницы.
Затем дети приступают к изготовлению подушечки-игольницы.
Воспитатель от имени принцессы Иголочки благодарит детей за хорошие подушечки-игольницы, отмечает старательность детей и аккуратность в работе.
Прощаясь с детьми, принцесса Иголочка дарит детям швейные иголки, которые тут же «водружаются» на подушечки-игольницы.
Воспитатель благодарит детей за внимание и спрашивает, что интересного узнали дети, побывав в гостях у принцессы Иголочки, что научились делать своими Умелыми Ручками.