Папки-передвижки

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «В гостях у матрёшки»

Елена Кузьмина
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «В гостях у матрёшки»
▼ Скачать + Заказать документы

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 572 «ВОЗМОЖНОСТИ»

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ (6)

109559, Москва, ул. Тихорецкий б-р, д. 8А e-mail :57@edu.mos.ru тел. /факс 8-495-358-27-01

Конспект комплексного занятия

в подготовительной группе для детей

с задержкой психического развития

по теме:

Публикация «Конспект комплексного занятия в подготовительной группе „В гостях у матрёшки“» размещена в разделах

«В гостях у матрёшки»

Составили: Учитель-дефектолог Дормидонтова Е. С.

Учитель- логопед Кузьмина Е. В.

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе

«В гостях у матрёшки».

Цель занятия :

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через различные виды деятельности (интеллектуальной, речевой, продуктивной).

Задачи:

1. Познакомить детей с историей матрёшки.

2. Развивать мышление, целостное восприятие, слуховое внимание.

3. Развивать интерес детей к народному творчеству.

4. Способствовать развитию познавательной (отгадывание загадок, речевой (УПР. «Подбери слова») и творческой активности детей.

6. Закреплять умение работать с трафаретом.

7. Упражнять в вырезывании симметричного изображения.

8. Продолжать учить составлять узоры из геометрических фигур.

9. Развивать эстетический вкус детей, мелкую моторику.

10. Воспитывать аккуратность в работе.

11. Воспитывать любовь к народному искусству, бережное отношение к игрушкам.

Предварительная работа: отгадывание загадок о матрешках, чтение художественной литературы, рассматривание матрешек, знакомство с росписью матрешек (основные отличия семеновской, полхов-майданской, загорской, авторской матрешек, беседа на тему: «Отчего матрешки такие разные, изобразительная деятельность детей, игра «Собери матрешку», «Расставь по росту», народные игры.

Словарная работа (педагог заранее знакомит детей с новыми словами в процессе предварительной работы, разъясняет значение каждого слова, показывает предметы, иллюстрации) : токарь, мастер, мудрец; эскиз, роспись; разъемная; древесина, станок, резцы; крахмал; полушалок.

Формы и средства обучения:

Образно-художественная, игровая, практическая, наглядные.

Оборудование и материалы: деревянные матрёшки, разрезные картинки, иллюстрации с изображением матрёшек (4 вида росписи); цветной картон А-4 на каждого ребенка, лист цветной бумаги (на каждого ребенка, кусок цветной бумаги телесного или розового цвета квадратной формы 6х6 см – на каждого ребенка, кусочки цветной бумаги разных цветов, ножницы, клей, трафарет силуэта половины матрёшки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Загадка про матрёшку :

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука - в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская.

- Дети: Матрёшка.

- Правильно, матрёшка!

Матрёшка для каждого из вас приготовила сюрприз (на столах у каждого ребенка конверт с разрезной картинкой).

- Откройте конверты. Соберите картинку.

- Что получилось?

- Какие у вас матрешки? Яркие, разные, румяные, красивые, большие, маленькие.

- Вот сколько подружек получилось у нашей матрешки. Вы молодцы, теперь ей не скучно будет.

2. Рассказ педагога об истории матрёшки.

- Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрёшка?

Веселая игрушка – расписная матрешка родилась 100 лет назад. Её придумал и раскрасил художник – Сергей Васильевич Малютин (эскиз, а токарь - Василий Звездочкин, выточил первых деревянных кукол.

У японских детей Сергей Васильевич Малютин увидел игрушку, которая изображала старика мудреца - это была игрушка – неваляшка. И художник выдумал для русских детей куклу, похожую на японца. А кукла была необычная с чудесным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той ещё меньше, и ещё… С. В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик. Как же назвать красавицу? И назвал красавицу МАТРЁШЕЙ, старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Так родилась матрёшка – разъёмная деревянная кукла. (Педагог показывает детям деревянную матрёшку, раскрывает её и выставляет всех матрёшек, дети рассматривают их. Педагог комментирует).

Первая матрешка была 8-ми местной - внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, и так далее мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой целой матрешечкой был младенец, завернутый в пеленку.

А делают матрешку из липы из-за мягкости древесины (реже из березы и осины). Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе. Мастерят матрешек мужчины. Вставляют в станки липовые длинные кругляшки, включают моторы и, крепко ухватив руками резцы, вытачивают фигурки. Мастер сначала точит самую маленькую матрёшку (неразборную, порой бывает совсем крошечную, меньше ногтя, затем больше, больше. Иногда число таких матрешек превышает 50. Потом эти фигурки попадают в руки женщинам. Сначала они их обмазывают крахмалом и сушат, и фигурки становятся белее снега. Затем пёрышками и кисточками начинают их разрисовывать.

Наиболее известны три вида матрёшек : (рассказ сопровождается показом иллюстраций разных матрешек - семеновская, полхов-майданская, загорская, авторская и др.)

• Особенность росписи этой игрушки (семеновская) в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов, ягоды, завитки на светлом фоне. Мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый. Эта матрёшка отличается от других матрёшек своей многоместностью; в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол.

• Следующие матрёшки (полхов-майданская) всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове. Дети: Платок.

-А поверх сарафана. Дети: Фартук.

- Платок матрёшек украшает роспись.

* И третья матрёшка (загорская). У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами. Фигурка вытянутая с маленькой, жестко очерченной головкой.

*Авторская матрешка

В настоящее время фантазии современных художников нет границ. Все большее распространение получают авторские матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок, всё что придумает сам художник – автор (показ авторской матрешки).

Ребята, понравились вам наши матрешки?

- Вот какие они у нас красавицы. А теперь наши матрешки разошлись по всему свету в своих красивых нарядах. Куда ни посмотри — кругом стройным хороводом матрешки. Большие и маленькие, старые и современные, 3-местные и 30-местные — так их много в Музее матрешки.

В образе матрешки соединились искусство мастеров и огромная любовь к русской народной культуре.

И когда мы говорим «матрешка», то сразу представляем красивую русскую девушку в ярком народном костюме.

3. Игра «Кто быстрее разберет (соберет) матрешку»

4. Практическая деятельность детей – аппликация «матрёшка»

- Ребята, вы сегодня так много узнали о матрёшке. А сейчас каждый из вас сам сделает красивую матрёшку.

Педагог ставит на мольберт несколько вариантов.

Дети встают вокруг одного стола. Педагог проводит показ. Во время показа объясняет свои действия, напоминает правила работы с ножницами и клеем.

После показа дети с педагогом анализируют и проговаривают этапы работы.

Дети садятся на свои места. Во время работы педагог напоминает детям этапы работы: подсказывает, показывает на своём месте.

Готовые работы выкладываются на один стол.

Вопросы для анализа:

1. Какая матрёшка самая весёлая?

2. Какая матрёшка получилась грустной? (задумчивой? удивленной? и т. д.)

Занятие окончено. Дети убирают свои рабочие места.

Публикации по теме:

«Федорино горе». Конспект комплексного занятия в средней группе по лексической теме «Посуда» Цель: уточнить и закрепить знания детей о посуде. Задачи: 1. Учить классифицировать предметы посуды. 2. Дать понятие, из чего изготавливается.

Конспект комплексного занятия по развитию речи в логопедической группе «В гостях у Лесовичка» Задачи: - Учить детей видеть красоту зимнего леса; - Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Цели: - Уточнить и расширить.

Конспект комплексного музыкально-развивающего занятия для детей подготовительной группы «Веселые нотки в гостях у ребят» Комплексное музыкально - развивающее занятие для детей подготовительной группы. Автор и составитель: Виноградова А. С. - музыкальный руководитель.

Конспект комплексного занятия по аппликации, развитию речи и ФЭМП во 2-Й младшей группе «Весёлые матрёшки» Цель:развитие творческих способностей, речи и ФЭМП детей через знакомство с русским народным творчеством. Задачи:Познание: 1. Познакомить.

Конспект комплексного занятия по развитию речи в младшей группе «В гостях у Бабушки-Забавушки» Задачи : Развитие речи : Продолжать знакомить детей с потешками, в умение выразительно их рассказывать. Сформировывать навыки отгадывать.

Конспект комплексного занятия по экологии «Черепаха Нюша в гостях у ребят» в 1-й младшей группе Цель. Вызвать у детей положительные эмоции от наблюдения за живой черепахой. Задачи: Образовательная: • Познакомить с черепахой, её внешним.

Конспект комплексного занятия в разновозрастной группе детей с нарушением слухового восприятия «В гостях у осени» Программное содержание: > Способствовать развитию остаточного слуха в процессе занятия; > Развивать слухозрительную основу восприятия.

Конспект комплексного занятия во 2 младшей группе «В гостях у бабушки». Конспект комплексного занятия во 2 младшей группе. «В гостях у бабушки». Цель: Использовать разные виды деятельности детей (музыкальную,.

Конспект открытого комплексного занятия по ориентированию во 2 младшей группе. «Красная Шапочка в гостях у ребят» Конспект открытого комплексного занятия по ориентированию во 2 младшей группе. “Красная Шапочка в гостях у ребят». Образовательная область:.

Конспект открытого комплексного занятия в подготовительной группе по теме: «В космосе так здорово» Программные задачи: познакомить детей с понятием «Солнечная система». Расширять знания детей о планете Земля. Рассказать о том, как люди.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «В гостях у матрёшки»
Опубликовано: 7 октября 2015 в 13:03
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «В гостях у матрёшки»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кузьмина (УИ 371868) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД