Анастасия Масленикова
Конспект комплексного занятия «Путешествие капельки» (5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель
Масленикова Анастасия Сергеевна
Г. Ярославль2016 г.
Конспект комплексного занятия «Путешествие капельки»
(5-6 лет)
Цель: Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов, которые есть в помещении); познакомить со свойствами и признаками воды, сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода – источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечении жизни человека; прививать бережное отношение к воде.
Публикация «Конспект комплексного занятия „Путешествие капельки“ (5–6 лет)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия. Развивать познавательный интерес и речь, навыки обобщения и рассуждения.
Закреплять умение вырезывать силуэт (рыбки) и аккуратно наклеивать его на бумагу. Учить детей создавать сюжетную композицию.
Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, организованность, дисциплинированность.
Материалы для занятия :
• капли воды, изготовленные из бумаги;
• шапочка – маска для Капельки;
• медальоны - капельки на каждого ребёнка;
• стаканы для опытов;
• аудио запись «Звуки природы», магнитофон;
• аквариум;
• рыбки;
• ножницы, клей – карандаш, клеёнки, салфетки (на каждого ребёнка);
• таз с водой;
• разноцветные кубики, чайная ложка;
• чёрный картон.
Предварительная работа:
• беседа «О воде, о её значении для всего живого»;
• рассматривание иллюстрационного материала по теме;
• чтение стихов и загадывание загадок о воде;
• просмотр мультфильма и чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр»;
• рассматривание и беседа по плакату «Правила гигиены»;
• изготовление атрибутов: капелек на каждого ребёнка;
• подвижная игра «Ходят капельки по кругу»;
• изготовление аквариума (тонирование ватмана, приклеивание на него аппликации);
• участие детей в конкурсе рисунков «Экология и я» студии детских развлечений «10 королевство» г. Саратова; на темы:
«Мы реки, моря, океаны в обиду не дадим», «Загрязнение воды»;
• изодеятельность (аппликация рыбок).
Путешествие капельки
1. Введение в тему.
Воспитатель: - Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимает грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без … (воды).
2. Игровая ситуация.
В группу входит девочка в ободке капельки.
Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришёл? Ты кто?
Капелька : Я капелька.
Воспитатель: А как тебя зовут?
Капелька : Меня зовут Капитошка.
Воспитатель: А зачем ты к нам пришла?
Капелька : Я пришла в гости к своим сестричкам – капелькам, которые
живут у вас в группе.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички
– капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу.
3. Путешествие – поиск капелек по группе.
Дети идут по группе, делают остановки.
У аквариума.
Дети: Сестрички – капельки живут в аквариуме. Рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать.
Воспитатель: Дети, а какая вода в аквариуме?
Дети: Вода в аквариуме чистая.
Воспитатель: Что нужно делать, чтобы вода в аквариуме была чистой?
Дети: Чтобы вода в аквариуме была чистой, нужно чистить аквариум, менять воду, мыть камешки, ракушки и растения.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо ухаживаете за рыбками, чистите аквариум, меняете воду, следите, чтобы рыбкам было в нём уютно.
(Приклеивают маленькую капельку.)
Воспитатель Ребята, как вы думаете, а где в нашей группе ещё живут сестрички – капельки?
В уголке природы: возле растений.
Дети: Сестрички – капельки живут в лейке. Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут - им нужна вода. А ещё комнатные растения можно опрыскивать пульверизатором и протирать крупные листья влажной тряпочкой.
(Приклеивают маленькую капельку.)
В игровом уголке.
Воспитатель: А в игровом уголке есть сестрички – капельки? Для чего они здесь?
Дети: Вода нужна, чтобы мыть игрушки и стирать куклам одежду.
(Приклеивают капельку.)
Около мойки.
Воспитатель: Где ещё живут капельки?
Дети: Капельки живут в кране. Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду. (Приклеивают маленькую капельку.)
Дети: А ещё сестрички – капельки живут в чайнике.
Воспитатель: А какая вода в чайнике и для чего она?
Дети: Вода в чайнике кипяченая и нужна она для того, чтобы мы могли её пить.
(Приклеивают капельку.)
В умывальной комнате.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, здесь живут капельки? Какую пользу они приносят?
Дети: Да, в умывальной комнате тоже живут сестрички - капельки. Вода здесь нужна, чтобы мы могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. А также вода нужна помощнику воспитателя, чтобы мыть полы, вытирать пыль, убирать в группе.
(Приклеивают капельку.)
Воспитатель: Вот, Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу.
- Ребята, а откуда поступает вода к нам в кран?
Дети: Вода поступает к нам из реки.
Воспитатель: Да, действительно вода поступает из реки. Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Вода, прежде чем попасть в кран очищается в очистительных сооружениях. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду и не тратить её зря. Если вы помыли руки и лицо, не забывайте закрывать кран.
4. Игра-опыт «Свойства и признаки воды»
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы с вами учёные, а это наша лаборатория, где мы будем производить разные опыты. Сегодня мы узнаем о свойствах и признаках воды.
Первый опыт.
Воспитатель: Перед вами два стакана: один с водой, другой пустой. Что мы можем сделать?
Дети: Перелить, вылить, разлить воду…
Вывод: вода-это жидкость, она течёт.
Второй опыт.
Воспитатель: А какого цвета вода? (Воспитатель предлагает рядом со стаканом воды поставить предметы разного цвета.) (Ответы детей.)
Вывод: вода бесцветная.
Третий опыт.
(Воспитатель предлагает в стакан с водой положить любой предмет пуговицу, бусинку, камушек или чайную ложку.)
Воспитатель: Виден ли предмет? Почему? (Ответы детей.)
Вывод: вода прозрачная.
Четвёртый опыт.
(Каждому ребёнку предлагается стакан с водой - определить запах.)
Воспитатель: Ощущаете запах в стакане с водой?
Дети: Запаха нет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Вода не имеет запаха.
Пятый опыт.
Воспитатель: Попробуйте воду на вкус. Какая она? (Ответы детей.)
Вывод: вода безвкусная.
Шестой опыт.
Воспитатель: А сейчас мы с вами убедимся, что вода, как зеркало, может отражать предметы. (Ставит на стол таз, кладёт на дно лист чёрной бумаги, наливает воду, предлагает детям посмотреться в воду.) Что видите?
Дети: своё отражение.
Вывод: вода отражает предметы.
Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами немножечко поиграем.
5. Физкультминутка.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись:
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все, как один,
Плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
(Имитация движений по ходу чтения.)
6. Изобразительная деятельность (аппликация «Рыбки в аквариуме»)
Воспитатель: Без воды нет на Земле жизни. Она нужна как воздух, как Солнце, как пища. Каждую былинку, каждую травинку поит она своей живительной влагой. А вот для некоторых живых существ вода- это среда обитания, это их «дом».
- Ребята, посмотрите, у нас здесь пустой аквариум, но чего-то в нём не хватает? Можете сказать, чего?
Дети: В аквариуме не хватает рыбок.
Воспитатель: Давайте с вами запустим в него рыбок.
(Воспитатель предлагает детям занять свои места за партами, напоминая им об осанке и об аккуратности при работе с ножницами.)
Воспитатель: - Ребята, вам нужно аккуратно вырезать рыбок и запустить их в аквариум (приклеить.)
Дети вырезают. Затем распределяют (приклеивают) рыбок в аквариуме.
Воспитатель: Посмотрите, какой у нас получился аквариум, сколько в нём рыбок, они такие красивые. Здесь рыбкам будет приятно, хорошо плавать. Ребята, вы молодцы, очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, запустили красивых рыбок в аквариум.
7. Итог занятия : где нужна вода.
Воспитатель: - Давайте с вами ещё раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички – капельки, какие свойства и признаки воды дети знают? (Ответы детей.)
Воспитатель: Для чего и где нужна вода? (Ответы детей.)
Молодцы! А теперь послушаем стихотворение.
Ребё нок: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Капитошка: Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вы меня в пруду найдёте
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница- вода!
Капитошка: Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек – капелек. Я дарю вам на память о себе волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.
(Вешает каждому ребёнку капельку.)
Воспитатель: Спасибо тебе, Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии. Сегодня мы с вами познакомились со свойствами и признаками воды, с её значимостью для всего живого, узнали, где в нашей группе живут сестрички – капельки и запустили рыбок в аквариум. На этом наше занятие закончено. Давайте попрощаемся с Капитошкой.