Виктория Аверьянова
Конспект открытого занятия по исследовательской деятельности «Путешествие капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, безопасность, труд, здоровье.
Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Форма - проведения: занятие - путешествие.
Возраст детей: средняя группа (4-5 лет)
Цель: Уточнить представление детей, о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении).
Публикация «Конспект открытого занятия по исследовательской деятельности „Путешествие капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Задачи:
Обучающие:
1. Сформировать у детей знания о разных состояниях воды в природе.
2. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (жидкая, безвкусная,
бесцветная, прозрачная).
3. Пополнить знания детей о разных состояниях воды в
природе.
Развивающие:
1. Развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.
2. Развивать внимание и наглядно – действенное мышление.
3. Развивать любознательность, речь.
Воспитывающие:
1. Воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру.
2. Воспитывать у детей культурно – гигиенические навыки, бережное отношение к воде.
Словарная работа с детьми: вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, опыт.
Методы и приё мы:
1. Игровой (введение игрового персонажа) игровая ситуация, путешествие по групповой комнате.
2. Наглядный (схемы – символы, обозначающие свойства воды, картинки с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле.
3. Практический (наблюдение, эксперимент).
4. Словарный (беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, художественное слово).
Предварительная работа:
1. Беседы на темы: «Где можно встретить воду»; «Для чего и кому нужна вода»;
«Кто живёт в воде», о ее роли в жизни человека и живых существ.
2. Проведение опытов с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4. Чтение рассказов, сказок, стихотворений, пословиц познавательного характера.
5. Наблюдение в уголке природы за цветами (полив).
Материалы к занятию : Капли воды, изготовленные из бумаги; схемы – символы, обозначающие свойства воды; картинки с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле; стаканчики с водой (по количеству детей, коктельные трубочки; тарелочки с молоком, пипетки с краской, ватные палочки (на каждого ребёнка); розетки с моющим средством.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей! Давайте возьмёмся за руки. Улыбнёмся друг другу, и создадим хорошее настроение. Чтобы вы сегодня ушли из детского сада с новыми знаниями нужно быть внимательными, не кричать, слушать друг друга, поднимать руку и отвечать полным ответом.
Воспитатель:
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
Ко мне Капелька пришла (показывает картинку капельки,
Говорит, мне чудо гостья,
Вот любуюсь свысока,
Нравится мне ваша Земля, голубая и большая.
Воспитатель: Ребята, капелька хочет вам загадать загадку.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя вам без …. (Воды)
Воспитатель: - Ребята, о чём эта загадка? (о воде) Значит, о чём мы сегодня будем говорить? (о воде). - Да сегодня ребята мы будем говорить о воде.
А пришла капелька к нам в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в группе.
Воспитатель: - Ребята, давайте покажем Капельке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.
2. Путешествие-поиск капелек по группе. (Дети идут по группе делают остановки).
В уголке природы: возле растений.
- Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку)
Около раковины (мойки) : помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку).
В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)
У стола, на котором стоит графин с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)
В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку). Воспитатель: Посмотрите, все ли в порядке в нашей туалетной комнате?
Дети:- Нет, не закрыт кран, капает вода.
Воспитатель: А как вы думаете, нужно ли беречь воду, заботиться о сохранности её чистоте? Дети отвечают, как они могут сберечь воду, что нужно закрывать кран, не засорять водоёмы и т. д.
Воду попусту не лей,
Дорожить водой умей,
Закрывай покрепче кран,
Чтоб не вытек океан!
Физкультминутка «Моем руки».
1. «Моем руки» : ритмично потираем ладошки, имитируя мытьё рук.
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
2. «Стряхиваем водичку с рук» : пальцы сжали в кулачёк, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.
Брызги вправо, брызги влево!
Мокрым стало наше тело!
3. «Вытираем руки» : энергичные движение имитируют, поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.
Полотенчиком пушистым
Вытрем руки, очень быстро!
Воспитатель: - Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капелька знала сколько их. (Все вместе пересчитывают капельки).
Воспитатель: Молодцы ребята.
- Вот Капелька, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.
Воспитатель: А теперь ребята давайте поиграем в игру «Где прячется капелька?»
Проводится игра.
3. Экспериментальная деятельность.
Воспитатель: А теперь ребята капелька приглашает нас в лабораторию (дети садятся за столы). Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
- Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.
-Слушать внимательно воспитателя.
- Внимательно следить за результатом опыта.
- Закончив наблюдение, сделать вывод.
Опыт № 1: «Вода – жидкость» (провожу сама).
Один – с водой, другой – пустой. Аккуратно переливаю воду из одного в другой.
Воспитатель: Что происходит с водой?
Дети: Она льётся.
Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая). Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Вывод: Вода – это жидкость (вешаю символ на доску).
Опыт №2 «Вода прозрачная» (провожу сама).
Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.
Воспитатель: В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?
Дети: Вода прозрачная, а молоко — нет.
Вывод: Вода не имеет цвета (вешаю символ на доску).
Опыт № 3: «У воды нет запаха».
Воспитатель предлагает детям понюхать воду.
Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха (вешаю символ).
Опыт №4 «У воды нет вкуса».
Воспитатель предлагает детям взять соломинку и попробовать воду.
Воспитатель: Дети, скажите, есть ли у воды вкус? (Ответы детей). Правильно у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!»
Воспитатель: Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей). Правильно, вода жидкая, не имеет вкуса и запаха,
Молодцы ребята! А теперь давайте дадим пальчикам отдохнуть (проводится пальчиковая гимнастика).
Дождик капнул на лошадку – правой рукой касаемся левой
На цветы – круговое движение правой рукой
И на дорожку – обе руки перед собой
Льётся, льётся – ой-ой-ой! - покачивание головы
Побежали мы домой – стучат пальчиками по столу.
Воспитатель: Ребята, а давайте порадуем нашу гостью и подарим ей радугу.
Опыт № 5. Этот опыт называется «Салют в молоке»
Материалы: тарелочки с молоком, пипетки с краской, ватные палочки (на каждого ребёнка, розетки с моющим средством.
Ход опыта.
В тарелку с молоком капните из пипетки разные краски. Затем смочите ватную палочку в моющем средстве и опустить её в тарелку. Что же вы видите? (в воде появилась радуга, поплыли разноцветные круги).
Воспитатель: Молодцы, ребята, спасибо! Капелька очень рада, что вы так много про знаете про воду, что вы добрые и бережливые дети.
4. Итог занятия.
Воспитатель: - Итак, ребята сегодня мы узнали многое о воде. Давайте посмотрим на доску, где висят наши символы и вспомним, что нового мы узнали. А что вам запомнилось и понравилось больше в нашем путешествии? (Ответы детей)
«Вода – это жизнь, без воды нам не прожить!»
- Ребята, Капелька всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (каждому ребёнку вручается капелька).
- Спасибо тебе Капелька, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии.