Олеся Владимировна Михеева
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности
Программное содержание: расширять знания детей о воде, познакомить со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); уточнить значение воды для всего живого. Развивать организационные умения: понимать цель задания, названную педагогом, работать по плану, предложенному педагогом. Воспитывать у детей познавательный интерес, дружеские взаимоотношения между детьми, находчивость, самостоятельность, желание помочь друг другу; воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Путешествие капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Предварительная работа: изготовление из пластилина рыб и растений, изготовление эскиза необитаемого озера, отгадывание загадок о воде, водных животных, рассматривание иллюстраций про обитателей водного мира.
Материалы и оборудование: аудио-запись «Звуки воды»; инвентарь для опытов : стаканы с водой, пустые стаканы, сахар, гуашь зеленого, синего цвета, ложечки, ведро, ваза, лейка, банка, фужер, чайник, пластилин, бисер, морские камушки, картон.
Ход НОД
1. Игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2. Сюрпризный момент.
Поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
Ко мне Капелька пришла.
Плачет бедная, грустит,
А потом мне говорит:
«Дети кран закрыть забыли,
И все капельки уплыли!»
И сказала я в ответ:
«Нет, таких детей здесь нет!
Воду попусту не льем,
Мы водичку бережем!»
Капелька заулыбалась
И у нас в саду осталась.
(Входит девочка в костюме Капельки)
Воспитатель: Она поможет нам, отправиться в путешествие по Царству Воды. Наша Капелька путешествовала по всему свету, много видела, много интересного знает о воде. Она и нас с вами приглашает отправиться в путешествие, вы согласны?
Дети: Да.
Капелька :
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Так ли это? Как вы думаете?
Воспитатель: А откуда взялась капелька, где она может быть?
Дети: Везде. В ручье, в луже, в воде, в аквариуме, в океане и др.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим те места, где путешествовала наша Капелька, и назовем их.
Смотрят фотографии и называют, что на ней изображено.
Дети: Ручей, водопад, лужа, море, озеро.
Воспитатель: Мы видели на картинках огромное количество воды. Значит, капелька - это частичка чего?
Дети: Воды.
Воспитатель: А кому нужна вода?
Дети: Цветам, муравьям, слонам, бабочкам, лягушкам, рыбам, акулам и др.
Воспитатель: А может ли человек прожить без воды?
Дети: Нет.
Воспитатель: Зачем ему нужна вода? Для чего?
Дети: Чтобы пить, готовить еду, вытирать пыль, поливать цветы, умываться и др.
Воспитатель: Правильно. Ребята, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода - это основа жизни. Как вы думаете, ребята, что может происходить с водой? Что может делать вода?
Дети: Бежать, течь, литься, капать, бушевать, журчать др
Капелька : Ребята, а у вас в группе есть вода, где она находится?
Дети: В водопроводном кране, в аквариуме, в кувшине, в стаканчике, в душе и др.
Капелька : Итак, сначала мы отправляемся в гости к ручью. Кто – нибудь знает стихотворение о ручье?
Ребенок: Бежал ручей по камешкам,
Бежал, бежал, бежал.
Потом в глубокой лужице
Лежал, лежал, лежал.
То снова он помчался вскачь,
То будто бы уснул.
Увидел речку - прыг туда
И сразу утонул!
Воспитатель: Ребята посмотрите на столы, что вы видите.
Дети: Стаканчики, ложечки, сосуды, лейку, чайник, кувшин и др.
Воспитатель: Это Ручей хочет с вами поиграть, для этого он приготовил опыт.
3. Опытно- экспериментальная деятельность.
Опыт №1. «Вода - это жидкость»
Капелька : Что такое вода? Ее можно налить во что-нибудь?
Дети: Можно налить в стакан, в ведро, в вазу, лейку, банку, кувшин, чайник и др.
Капелька : А вылить? Перелить из одного сосуда в другой?
Дети: Да.
Капелька : Давайте проверим.
Капелька раздает детям различные сосуды, заранее приготовленные на столе, затем в эти сосуды наливает воду, а потом предлагает детям перелить воду из одного сосуда в другой. Дети берут сосуды, в которые Капелька наливает воду. Затем начинают переливать воду из одной емкости в другую.
Капелька : Итак, делаем вывод: вода – это жидкость. А как вы думаете почему?
Дети: Потому что ее можно вылить, налить, перелить, отлить и др.
Капелька : Правильно, потому что ее можно вылить, перелить, налить.
А мы отправляемся в гости к водопаду.
Ребенок: Вода в стремительном потоке,
Мой завораживает взгляд.
Реки, живительные соки,
Бросает в бездну водопад.
Поток стремителен и ярок,
В манящем танце рвётся в низ.
Десятки разноцветных радуг,
Под солнцем красочно зажглись.
Капелька : Водопад тоже приготовил вам задание.
Опыт №2. «Вода бесцветная»
Воспитатель обращает внимание детей на второй стол для опытов. На втором столе для опытов стакан с водой, стакан с молоком, ложечка. А что на этом столе? Молоко, что ли? Интересно для чего оно здесь…
Капелька : А вот для чего. А сейчас ребята, мне понадобится ваша помощь. Помоги мне Арина. Опусти, пожалуйста, ложечку в молоко. Ребенок опускает ложечку в молоко.
Капелька : Ребята, видно ложечку?
Дети: Нет.
Капелька : А теперь опусти ложечку в воду. Ребенок опускает ложечку в воду.
Капелька : Теперь видно ложечку?
Дети: Да.
Капелька : Какого цвета молоко?
Дети: Белого.
Капелька : А вода, какого цвета?
Дети: Нет цвета, прозрачная.
Капелька : Правильно, у воды нет цвета, она бесцветная.
Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите в этом убедиться?
Дети: Да.
На столе у воспитателя два стакана с водой, гуашь зеленого и синего цвета.
Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебную капельку, и мы посмотрим, что произойдет с водой. (воспитатель добавляет краску в воду) Изменила свой цвет вода?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь я добавлю в воду другую волшебную капельку. Посмотрим, что произойдет с водой. Вода изменила свой цвет. Значит, делаем вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили. Но на самом деле вода бесцветная.
Воспитатель: Перед отправкой в гости к морю давайте немного отдохнем и разомнемся.
Воспитатель приглашает детей на физкультминутку.
Физкультминутка «Лодочка»
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(ладошки соединяют лодочкой и выполняют волнообразные движения руками)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
(ладошки соединяют лодочкой)
Паруса я подниму,
(ладони выпрямляют и поднимают вверх)
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там,
(имитируют движения волн и рыбок)
Ребенок: Море дремлет, в море штиль,
Тишина на сотни миль.
Успокоилось, застыло.
Отдыхает Море-
Шторм вернётся вскоре.
Капелька : Какой же опыт приготовило море?
Опыт №3. «Вода без вкуса»
Воспитатель: Что-то пить хочется. Ребята, а давайте водички попьем. Ребенок пробует воду.
Капелька : Вода, которую вы пили, была сладкая? Соленая? Кислая? Горькая? А какая на вкус?
Дети: Вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Капелька : Давайте продолжим наш опыт. Положите в стакан с водой вещество (сахар, которое находится у вас на столе. Ребята берут по одному кубику сахара, кладут в стакан с водой и размешивают.
Капелька : Размешайте, а теперь попробуйте воду.
Капелька : Какая она стала на вкус?
Дети: Сладкая.
Капелька : Как вы думаете, что мы добавили в воду?
Дети: Сахар.
Капелька : Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в нее положили. Но на самой деле у воды нет вкуса. А мы отправляемся дальше.
Ребенок: После злющей зимней стужи
Просто счастье – эти лужи,
Так прекрасно, что есть лужи,
Столько много дивных луж!
Можно в лужу прыгнуть прямо,
Даже, если в луже яма,
И с закрытыми глазами
Прыгать задом наперёд!
А в окне смеётся мама,
Но я прыгаю упрямо.
И грозит мне пальцем мама,
И домой меня зовёт.
Опыт №4. «Вода без запаха»
Капелька : А теперь я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? Дети нюхают воду, пытаются определить есть ли запах у воды.
Дети: Нет.
Капелька : Есть ли у воды запах, если она ничем не пахнет?
Дети: У воды нет запаха.
Звучит музыка воды.
Пальчиковая гимнастика «Пой-ка, подпевай-ка»
4. Практическая часть.
Воспитатель: А сейчас ребята, наше путешествие с Капелькой продолжается, и мы все вместе оказались на берегу голубого озера. Слышите, как плещется водичка? Но озеро оказалось необитаемым, ни рыбок, ни лягушек, ни растений. Давайте оживим это озеро, теми животными и растениями, которые нуждаются в чистой воде.
Дети лепят из пластилина силуэты рыб и растений, закрепляют их на листе, украшают бисером и морскими камушками.
Воспитатель: Молодцы, теперь у животных и растений появился новый дом, и это место перестало быть необитаемым. Ребята, а когда пойдет дождик, то озеро разольется, выйдет из берегов, почему?
Дети: Потому что вода это жидкость, она может течь и разливаться.
Воспитатель: Верно.
5. Итог непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель: Сегодня вы очень многое узнали о воде. Давайте вспомним свойства воды. (ответы детей)
Воспитатель: А что вам запомнилось и понравилось больше всего в нашем путешествии? Вспоминают яркие и интересные моменты путешествия и отвечают на вопросы.
Воспитатель: Где могут пригодиться новые знания?
Дети отвечают на вопрос воспитателя.
Воспитатель: А как вы считаете, как вы справлялись с заданиями от Капельки?
Дети: Хорошо, отлично и др.
Ребенок: Человек! Запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – ВОДА!
Экономь её и береги.
Мы ведь на планете не одни!
Воспитатель: Давайте поблагодарим Капельку за увлекательное путешествие, также поблагодарим наших гостей.
Список литературы.
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. г. Воронеж:
ТЦ. Учитель 2000г.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991г.
3. Волчкова В. В., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе
детского сада. Воронеж: ТЦ. Учитель, 2004г.