Алёна Сагалбекова
Конспект комплексного открытого занятия с элементами ТРИЗ в подготовительной группе «Путешествие в страну Умняшек»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного открытого занятия с элементами ТРИЗ в подготовительной группе.
Тема: «Путешествие в страну - Умняшек»
Программное содержание:
Закрепление пройденного материала по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, художественной литературе с использованием элементов ТРИЗ.
Билингвальный компонент: заяц – коян, медведь – аю, лиса – тyлкi, ёжик – кiрпi.
Публикация «Конспект комплексного открытого занятия с элементами ТРИЗ в подготовительной группе „Путешествие в страну Умняшек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
Оборудование: цифры, домики чёрного и белого цвета, макеты булыжников с цифрами, картинки с изображением парты и автомобиля, очки сказочные, тантамарезки, презинтация «зимний лес», картина с изображением разных сказок, конверты с пазлами, музыкальное сопровождение, книжки с несуществующими животными.
Словарная работа: партомобили, сказочный.
Ход занятия.
- Ребята, приглашаю вас в утренний круг. (Музыка)
Круг широкий вижу я.
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центр круга соберемся
И на место все вернемся.
Все друг – другу улыбнемся, подмигнем
И занятие начнем.
- Ребята, у нас сегодня необычное занятие, к нам пришли гости.
Повернитесь к ним лицом и поздоровайтесь. (Дети здороваются). А теперь на казахском языке. Ребята, сегодня нас ожидает интересное путешествие в страну «Умняшек». Но для этой поездки нам нужен особый транспорт, который мы с вами должны изобрести. Особенность этого транспорта заключается в том, что в нем одновременно можно заниматься и путешествовать. Что ребята нам с вами необходимо, для того чтобы заниматься? (карандаши, парты) Что нам необходимо для того чтобы путешествовать? (рюкзак, еда, автомобиль)
Давайте мы с вами пофантазируем, что это будет за транспорт?
На доске у меня вы видите две составляющие этого транспорта – парта и автомобиль.
Давайте мы с вами попробуем изобрести этот транспорт и дадим ему название (дети собирают транспорт и дают ему название – партомобиль, автопарта).
Молодцы, а теперь все сели правильно за руль ваших партомобилей.
Все мы дружно отправляемся в путешествие. (Звучит музыка)
Чтобы в дороге нам не было грустно, давайте отгадаем загадку и расшифруйте слово, которое спряталось в этой картинке.
Педагог выставляет мнемотаблицу «Зима», а дети отгадывают зашифрованное слово.
В: - А как вы догадались, что здесь зашифровано именно это время года? Дети по таблице объясняют
1 - З – первый звук в слове «зима»; 2 – Идёт снег, 3 – иней, узоры на окне, 4 - тёплая одежда; 5 – наряженная ёлка, 6 – дед мороз со снегурочкой.
(Читаю стихотворение)
Замела я всё вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела
И, надолго к вам пришла. (Зима)
Выставляю картинку.
- Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)
- Какие приметы зимы вы знаете? (перечисляют)
Игра ТРИЗ «Хорошо - плохо» (Зима). Ребята, зима это хорошо…Зима это плохо… «Какая польза от того, что идёт снег?». (Снег покроет землю и растениям будет тепло.) «А какой вред от того, что идёт снег?» (От снега будет мокрой куртка. Шуба, шапка и т. д).
Да ребята, молодцы! Зимой дует сильный и холодный ветер. И мы с вами замерзаем. Что необходимо сделать, для того чтобы согреться? (растопить печь, надеть тёплую одежду). Давайте мы с вами назовем, какую зимнюю одежду мы знаем.
Предлагаю вам встать в круг и поиграть со мной в игру «Снежный ком» (перечисление зимней одежды) с использованием снежка.
Молодцы ребята! Присаживайтесь на свои места. Двигаемся дальше. (Музыка)
-Ребята, пока мы с вами беседовали, наши партомобили подъехали к дремучему и волшебному лесу. Включаю презентацию «Новогодняя зимняя сказка». И чтобы благополучно проехать этот лес мы с вами должны придумать загадки про его жителей (дети придумывают загадки). Вы будете показывать животных, и вы же будете их отгадывать. (Дети, которые держут тантамарезки отгадывают загадки). Работа с тантамарезками 6 детей. (Заяц, медведь, ёжик, лиса, волк, кабан).
-Это животное красивое, хитрое, рыжее и т. д. (Лиса) Как лиса будет на казахском языке – тyлкi. Повторяйте за мной – тyлкi.
-Это животное травоядное, у него длинные уши, он труслив. (Заяц) - коян
- Это животное впадает в зимнюю спячку, во время спячки он сосет лапу, любит мед и т. д. (Медведь) - аю.
То же самое про остальных животных.
- Этот зверёк, маленький с колючками (ёж) – кiрпi.
- Молодцы! Лес мы проехали, едем дальше. (Музыка)
Ребята мы сейчас с вами встретились с дикими лесными животными.
Я предлагаю вам попробовать придумать несуществующих животных. Вам необходимо будет объединиться в группы и придумать нереальное животное – используя волшебные книжки. Придумать ему название. Продумать, как и где оно будет жить, чем питаться. Вам будет нужно соединять разные части существующих животных. И рассказать о нём. (Соединяют разные части существующих животных). Рассказывают 2 – 3 человека.
Молодцы ребята. Справились с заданием. Присаживайтесь за партомобили. (Музыка)
- А вот и следующая остановка - «Сказочная». На этой остановке мы с вами должны отгадать загадки о сказочных героях или сами названия сказок. А в помощь к нам придут вот такие сказочные очки. Наденьте волшебные очки, для того чтобы все лучше рассмотреть и найти на картинке с перепутанными сказками, именно ту сказку, героев, которой я буду называть. Я буду читать загадку,а вы отгадываете сказку и показываете ее мне на картинке.
1. Внучка к бабушке пошла,
Пироги к ней понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил! (Красная Шапочка)
2 Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта? (Золушка)
3 Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома. (Белоснежка)
4 Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (три медведя)
5 Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)
Молодцы, помогли вам волшебные очки. Снимите их.
Я вижу вы устали. Давайте немного отдохнём.
Физкультминутка. «Сказка даст нам отдохнуть»
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь! Шагаем
Нам советует Мальвина: Указательный палец
— Станет талия осиной,
Если будем наклоняться Наклоны в сторону
Влево - вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова: Указательный палец
— Чтоб была спина пряма, Руки вверх, на носочках
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Красной Шапочки совет: Указательный палец
— Если будешь прыгать, бегать, Прыжки
Проживешь ты много лет.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)
-Казалось бы, можно ехать, но дорогу завалило камнями. Чтобы продолжить путешествие, надо разобрать завал камней. Есть желающие разобрать завал? (обращаюсь к каждому ребенку). Только это необходимо делать по определённым правилам.
-Возьми камень с цифрой, который стоит после 5 (6).
- Возьми камень с цифрой, который стоит перед 4 (3).
- Возьми камень с цифрой, который находится между числами 7 и 9 (8).
- Возьми камень с цифрой, который на один больше, чем 4 (5).
- Возьми камень с цифрой, который на один меньше, чем 8 (7).
- Возьми камень с цифрой, который стоит перед 5 (4)
-Дорога расчищена, можно ехать дальше. Молодцы! (Музыка)
Следующая наша остановка «Внимашка», и на этой остановке мы с вами должны быть особо внимательными, на данной остановке мы с вами порешаем занимательную задачку. Чтобы нам проехать дальше, необходимо найти плиту на полу, которой нет на стене. (Индивидуальная работа детей). Найдите её.
Молодцы справились и с этим заданием. Ура! Едем дальше! (Музыка)
И наша последняя остановка это страна «Умняша».
Здесь нам необходимо отгадать кроссворд, а помогут нам в этом загадки.
1. Без трубы, дверей и окон
Дом таскает всюду кто-то… (улитка)
2. Посмотри, какой хороший!
Шляпа красная в горошек,
Кружевной воротничок -
Он в лесу не новичок! (Мухомор)
3. С метлой в руке,
С ведром на голове,
Стою зимой я на дворе. (Снеговик)
4. Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел. (Змея)
5. Кто-то свяжет, кто сошьёт,
Ту, что на голове живёт,
И в мороз не заменима,
Уши вам согреет в зиму. (Шапка.)
6. На его пути не стой,
Глазки ты ему не строй,
Два клыка, нос пятаком,
И характер не простой! (Кабан)
А теперь давайте прочитаем все вместе, какое слово у нас получилось по вертикали? (Умняша). Вот мы с вами и доехали до страны «Умняши».
Жители «Умняши» предлагают нам собрать пазлы, своих фотографий и посмотреть, как же они выглядят?
На этом наше с вами занятие подошло к завершению. Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались на занятии? Что мы сегодня обсуждали с вами? Куда мы сегодня с вами ездили? Дети, поднимите белый домик, если вам понравилось занятие, или черный домик, если не понравилось. Объясните свой выбор, что именно понравилось, а что нет.