Алена Фирсова Сычевник
«Дерево». Конспект интегрированного занятия с элементами ТРИЗ в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Дерево»
Конспект интегрированного занятия с элементами ТРИЗ
Воспитатель Сычевник А. В.
Цель. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Публикация «„Дерево“, Конспект интегрированного занятия с элементами ТРИЗ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Задачи. Закреплять элементарные знания детей о дереве, лесе. Воспитывать любовь к природе. Продолжать учить детей рассуждать и грамматически правильно отвечать на вопросы. Учить выявлять противоречия и разрешать проблемные ситуации. Развивать речь, внимание, память.
Интеграция : познание окружающего мира, развитие речи, коммуникация.
Предшествующая работа:
чтение художественной литературы:
- С. Маршак «Откуда стол пришел» (приложение 1);
- Л. Н. Толстой «Яблони» (приложение 2).
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, о чём мы сегодня с вами поговорим.
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
Дети. ответ (ы) Дерево.
Воспитатель. Докажите, что это правильный ответ.
(на экране появляются фото деревьев в разное время года)
Дети (слайды 1,2) Весной дерево цветёт, (слайды 3,4) летом прячемся под ним (в тени) от жары, (слайды 5,6) осенью на деревьях созревают плоды, орехи, жёлуди. А зимой (слайды 7,8) -топят печки.
Воспитатель. Молодцы! А сейчас поиграем в игру "Хорошо - плохо" (ТРИЗ)
Выросло высокое дерево. Это - хорошо? Почему?
Дети. Ответы (тень, кислород, плоды.)
Воспитатель. А что - плохо?
Дети. Ответы (высокие деревья опасны - ломаются ветки, задевают провода.)
Воспитатель. Как же быть? Мы любим деревья. Хотим, чтобы их было много, но они не должны быть опасны для людей.
Дети. Деревья надо обрезать, гнилые вырубать, высаживать молодые деревца.
Воспитатель. Правильно, ребята.
На экране появляется картинка с частями дерева (слайд 9)
Воспитатель. Что вы видите на экране?
Дети. Части дерева.
Воспитатель. Правильно. Назовите и опишите их.
Дети.
Воспитатель. Что случится, если у дерева повредить кору? Вспомните, мы с вами недавно читали рассказ Льва Николаевича Толстого "Яблони".
Дети.
Воспитатель. А что будет, если у дерева подрезать ветки?
Дети.
Воспитатель. Может дерево жить без корней? Почему?
Дети.
Воспитатель. Умницы! (слайд 10) Ребята, какое дерево вы сейчас видите на фото? А дерево сразу бывает таким?
(ТРИЗ. «Было-есть-будет»)
Дети. Нет. Сначало оно было семечком (слайд 11) Выберите на фото – какие семена принадлежат березе?
Воспитатель. Что надо, чтобы из семечка выросло дерево?
Дети.
Воспитатель. Игра "Что чем было?» Показываю фото (слайды 12-25) :
дуб - (дети отвечают) был жёлудем
пень – деревом - («интересный» пень)
сук - веткой
яблоня - семечком
мука - зерном
бабочка - гусеницей.
Какие вы все молодцы! Всё правильно сказали.
Физкультминутка (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Эй, ребята, что ж сидите!
На зарядку становитесь!
Справа - друг и слева - друг!
Вместе все - в весёлый круг!
Под весёлые напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
А теперь ты наклонись!
Шаг назад и два вперёд!
Вправо, влево поворот!
Покружимся, повернёмся,
Снова за руки возьмёмся!
Воспитатель. Ребятки, давайте подумаем, что же произойдёт с деревом в будущем?
(слайд 26)
Опять загадаю вам загадку!
В лесу родился, в лесу вырос.
А в дом пришёл, всех к себе собрал.
Дети. Стол (слайд 27)
Воспитатель. Правильно! Вспоминаем стихотворение С. Маршака "Откуда стол пришёл".
Воспитатель. Ребята, а теперь посмотрите на следующие фото. Что вы видите? (слайды 28-30)
Игра ТРИЗ «Хорошо-плохо»
Воспитатель. А вот вам ещё одна загадка.
Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём! Что это?
Дети. Это лес! (слайд 31)
Воспитатель. Правильно. Молодцы! А почему вы так решили?
Дети (размышляют).
Воспитатель. И для леса давайте поиграем в игру "Хорошо - плохо".
Дети. ( хорошо: можно собирать ягоды, грибы, орехи; отдыхать; раздолье птицам и животным. Плохо: можно заблудиться, съесть незнакомые ягоды, а они могут быть ядовитые.)
Воспитатель. Так надо ли ходить в лес?
Дети. После рассуждений пришли к выводу, что в лес ходить надо, но только со взрослыми, не убегать от них, быть внимательными и осторожными, потерявшись, оставаться на месте и звать на помощь.
Воспитатель. Давайте вспомним правила поведения в лесу (слайды 32-33)
Дети.
Воспитатель. Умнички, ребятки! Вы сегодня так много вспомнили о дереве, лесе. И поняли, что деревья, лес - для птиц, животных, растений. Его надо беречь! Это богатство нашей Родины!
Л. Н. Толстой
ЯБЛОНИ
(Рассказ)
Я посадил двести молодых яблонь и три года весною и осенью окапывал их, и на зиму завертывал соломой от зайцев. На четвертый год, когда сошел снег, я пошел смотреть свои яблони. Они потолстели в зиму; кора на них была глянцевитая и налитая; сучки все были целы, и на всех кончиках и на развилинках сидели круглые, как горошинки, цветовые почки. Кое-где уже лопнули распуколки и виднелись алые края цветовых листьев. Я знал, что все распуколки будут цветами и плодами, и радовался, глядя на свои яблони. Но когда я развернул первую яблоню, я увидал, что внизу, над самой землею, кора яблони обгрызена кругом по самую древесину, как белое кольцо. Это сделали мыши. Я развернул другую яблоню — и на другой было то же самое. Из двухсот яблонь ни одной не осталось целой. Я замазал обгрызенные места смолою и воском; но когда яблони распустились, цветы их сейчас же спали. Вышли маленькие листики — и те завяли и засохли. Кора сморщилась и почернела. Из двухсот яблонь осталось только девять. На этих девяти яблонях кора была не кругом объедена, а в белом кольце оставалась полоска коры. На этих полосках, в том месте, где расходилась кора, сделались наросты, и яблоня хотя и поболели, но пошли. Остальные все пропали, только ниже обгрызенных мест пошли отростки, и то всё дикие.
Кора у деревьев — те же жилы у человека: чрез жилы кровь ходит по человеку — и чрез кору сок ходит по дереву и поднимается в сучья, листья и цвет. Можно из дерева выдолбить все нутро, как это бывает у старых лозин, но только бы кора была жива-и дерево будет жить; но если кора пропадет, дерево пропало. Если человеку подрезать жилы, он умрет, во-первых, потому, что кровь вытечет, а во-вторых, потому, что крови не будет уже ходу по телу.
Так и береза засыхает, когда ребята продолбят лунку, чтобы пить сок, и весь сок вытечет.
Так и яблони пропали оттого, что мыши объели всю кору кругом, и соку уже не было хода из кореньев в сучья, листья и цвет.