Елена Кирюхина
Конспект итогового занятия по лексической теме «Насекомые» в старшей группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия :
Коррекционно-образовательные:
1. Закреплять и систематизировать знания детей о насекомых, их видах.
2. Совершенствовать слоговой анализ слова.
3. Совершенствовать навык чтения.
Коррекционно -развивающие:
1. Закреплять употребление предлогов на, в, под, над при составлении предложений.
2. Продолжать развивать грамматический строй речи:
-закреплять навык образования и употребления существительных в родительном падеже;
-закреплять навык образования и употребления существительных и прилагательных множественного числа в творительном падеже;
Публикация «Конспект итогового занятия по лексической теме „Насекомые“ в старшей группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
3. Продолжать развивать фонематические процессы:
- закреплять навык нахождения места звука в слове (начало, середина, конец слова);
- закреплять умение различать на слух согласные звуки по признакам «твёрдости-мягкости», «глухости-звонкости».
4. закреплять умение составлять предложения с противительным союзом а.
Коррекционно – воспитательные:
1. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
2. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: плакаты с изображением муравейника и поляны, два домика с изображением синего кружка и синего колокольчика; предметные картинки с изображением насекомых с магнитами на обратной стороне для прикрепления их на плакат «Поляна»; «цветик – семицветик» со съёмными лепестками с изображением насекомых на обратной стороне; фигурки бабочек, с написанными на обратной стороне словами: дом, кит, кот, маки, дуб, бак, бок, фен.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед предлагает детям встать в круг, взяться за руки и рассказать речё вку:
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Побежит тепло по кругу.
Мы добро подарим другу.
Дети передают улыбку по кругу.
2. Объявление темы.
Л. - Ребята, посмотрите какая красивая полянка, но кого-то на полянке не хватает. Может быть, вы знаете – кого?
Д. – На полянке нет насекомых.
Л. – Правда, полянка совсем пустая. Что же случилось? Вы знаете, я догадалась, почему с нашей полянки ушли все насекомые. Когда дети гуляют, они очень громко кричат, вот они испугались и ушли.
3. Вводная беседа.
Л. - А почему их назвали насекомыми?
Д. – Потому что у них есть насечки и шесть лап.
Л. – Расскажите, какие бывают насекомые?
Д. – Насекомые бывают вредные и полезные.
Л. – Интересно, какую пользу приносят насекомые.
(Дети рассказывают, какую пользу приносят насекомые)
Л. – А что делают вредные насекомые? Почему они вредные?
(Дети рассказывают, какой вред приносят насекомые).
Л. – Правильно. Есть насекомые полезные и вредные. Но они все очень нам нужны. Чтобы они вернулись на нашу полянку, надо выполнить задания. Но сначала мы сделаем артикуляционную гимнастику
4. Биоэнергопластика.
Приготовили ладошки:
- «лопаточка» - «чашечка» - На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами опускается вниз. На счет «два» - сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг и немного поднять кончики вверх, удерживать ладонь в форме ковшика.
- «футбол» - На счет «один» указательный палец ведущей руки показывает налево, На счет «два» - направо.
- «мяч в воротах» - На счет «один» указательный палец ведущей руки показывает вверх, На счет «два» - вниз.
- «лошадка» - кисть руки находится горизонтально, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Под счет смыкать и размыкать 4 пальца с большим пальцем руки, при этом пальцы остаются согнутыми в нижних фалангах.
Л. – Молодцы!
5. Игра «Муравейник»
Л. – Ой, ребята, а я вижу, куда уползли и улетели насекомые с нашей полянки.
(Дети подходят к столу, на котором лежат предметные картинки насекомых). Возьмите по одному насекомому и садитесь на стульчики. Муравьи пригласили наших насекомых в гости, в свой муравейник. Но вы же знаете, что муравьи любят порядок? Поэтому насекомые, в названии которых, 3 слога пойдут на третий этаж, у кого 2 слога – пойдут на второй этаж, а если один, то на первый этаж.
Д. – У меня на картинке нарисован муравей. В этом слове 3 слога. Я поставлю муравья на третий этаж.
(Дети, по очереди, выполняют задания).
Л. – Молодцы! А сейчас сделаем упражнение «Бабочка».
6. Динамическая пауза «Бабочка»
Утром бабочка проснулась. - дети трут глаза.
Улыбнулась, потянулась. - улыбаются, потягиваются.
Раз – росой она умылась. - умываются.
Два – изящно покружилась, - кружатся.
Три – нагнулась и присела. - приседают.
А четыре – улетела. - взмахивают руками и улетают.
Л. – Полетели бабочки и прилетели к цветку.
7. Игра «Цветик – семицветик»
Л. – ребята, какая буква написана в центре цветка?
Д. – в центре цветка написана буква К.
(отвечают 2-3 детей)
Л. - Правильно. Она не просто так написана. Возьмите по одному лепестку, посмотрите, какое насекомое нарисовано на обратной стороне лепестка, и скажите, где находится звук [К] в этом слове.
Д. – У меня на лепестке (на моём лепестке) нарисован таракан. Звук [К] стоит в середине слова.
(Дети, по очереди, выполняют задание).
Л. – Всё правильно, молодцы! Положите картинки на стол.
Сейчас, мы для наших насекомых найдём дом. Для этого надо назвать первый звук в слове и дать ему характеристику и поселить его в тот дом, который для него подходит. Это задание будем выполнять по командам.
Девочки – справа, мальчики – слева.
(Дети выполняют задание).
Л. – Почему вы этих насекомых поселили в этот домик, а этих в другой?
Д. – Потому что, в названиях этих насекомых первый звук согласный, твёрдый и глухой, а у этих насекомых – первый звук согласный, твёрдый и звонкий.
Л. – Правильно, молодцы!
8. Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Спал цветок волшебным сном. - кулачки крепко сомкнуты.
Был закрытым. Но потом.
Показался лепесток. - распрямляют большой палец
А за ним его дружок. - распрямляют указательный палец
Вот и третий не проспал. - распрямляют средний палец
И четвёртый не отстал. - распрямляют безымянный палец
Вот и пятый лепесток. - распрямляют мизинец
И раскрылся весь цветок. - кисть руки изображает форму тюльпана,
глубокой чашечки.
9. Игра «Бабочки»
Л. – Кто это там шуршит? Да это бабочки. Возьмите их и прочитайте, что у них написано на обратной стороне?
Д. – На моей бабочке написано слово ДОМ.
(Дети читают слова, написанные на бабочках).
Л. – Молодцы! Как вы думаете, бабочки хотят на нашу полянку?
Д. – Я думаю, что хотят.
Л. – давайте, подойдём к полянке, и вы расскажете, куда посадите своих бабочек.
Д. – Я посажу свою бабочку на листик мака.
Я посадила бабочку под василёк.
(Дети составляют предложения с предлогами НА, ПОД, НАД, В).
Л. – Составьте предложение сразу о двух бабочках.
Д. – Синяя бабочка сидит на маке, а зелёная под маком.
Красная бабочка летает над ромашкой, а жёлтая сидит на облаке.
(Дети составляют предложения с союзом А).
10. Итог занятия.
Л. - Ожила наша полянка? Как надо себя вести на природе? Как нужно относиться к таким красивым местам, как полянка?