алсу хамматова
Конспект итогового занятия по ФЭМП «Планета Знаний» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия по формированию
элементарных математических представлений
«В мире математики: «Планета Знаний» старшая группа
Хамматова Алсу Рашитовна
Публикация «Конспект итогового занятия по ФЭМП „Планета Знаний“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Обобщить полученные знания детей, формировать у детей интерес к математике посредством игрового занимательного материала.
Задачи:
1. Стимулировать развитие мыслительных способностей детей;
2. Развивать познавательный интерес;
3. Развивать диалектическое мышление;
4. Развивать речевую активность детей, активно отвечать на вопросы.
Обучающие:
1. Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10, считать в прямом и обратном порядке;
2. Продолжать упражнять в количественном счете до 10, в умении соотносить цифры с количеством;
3. Закрепить умение решать арифметические задачи на сложение и вычитание;
4. Закрепить знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
5. Закреплять знание основных цветов (желтый, красный, синий, зеленый);
6. Закреплять знания о солнечной системе, планетах, космосе;
7. Совершенствовать навыки ориентировки на листе бумаги.
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание.
2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, образное мышление, фантазию;
3. Формировать мыслительные операции, развивать речь;
4. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
2. Воспитывать интерес к математическим занятиям;
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь в беде.
Предварительная работа:
- беседа с детьми о предстоящем празднике 12 апреля – “День космонавтики”, о космосе, о Ю. Гагарине;
- рассматривание иллюстраций с изображением первых космонавтов, спутников Земли, космических станций, планет солнечной системы;
- знакомство с Вселенной, Солнцем и солнечной системой;
- чтение стихотворений, загадок, сказок и рассказов о космосе;
- решение простых математических задач, заучивание пальчиковой гимнастики, физминутки.
Методические приемы:
- игровой (использование сюрпризных моментов);
- наглядный (использование иллюстраций);
- словесный (напоминание, указание, вопросы);
- поощрение, анализ деятельности;
- прием здоровье сберегающих технологий: смена видов деятельности.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Форма организации работы: групповая, индивидуальная.
Материал:
Демонстрационный материал: музыкальное сопровождение «Космос»,
презентация с изображением космоса, солнечной системы и планет, геометрические фигуры и цифры.
Раздаточный материал: математический набор на каждого ребенка, цветные карандаши, набор прищепок, индивидуальные листы с заданиями на игры «Соедини по порядку», «Парад планет», «Куда летят ракеты», «Убери лишнее», «Больше, меньше или равно», «Космическая паутинка», «Веселые примеры».
Организационный момент:
- Добрый день, ребята! Мы за этот год получили много знаний по математике. И я думаю, вы готовы пойти дальше в подготовительную группу и познавать все новое и интересное. Но для этого осталось еще одно путешествие – космическое, увлекательное и нелегкое. Мы должны на ракете достичь планету Знаний, оставить на ней наши имена и пожелать себе новых успехов в познании математики. И обязательно, ваши желания исполняться. (Звучит музыка)
- Слышите, ребята? Это нас зовут совершить космическое путешествие в математическую галактику.
- Как вы думаете, на чем мы полетим? (Ответы детей). Правильно, на ракете. А свою ракету вы построите сами из цветных геометрических фигурок. Итак, наше первое испытание называется «Космический инженер». Для этого нам понадобится математический набор. Пофантазируйте и постройте надежную ракету для полета в космос! (Дети строят ракеты)
- Молодцы, ребята. Какие красивые и интересные они у вас получились. А теперь послушайте очень красивое стихотворение, посвященное нашему путешествию.
К звездам
В. Астеров
Мы Звёздный Путь проложим
Вдоль Млечных берегов,
Открыв земным прохожим
Созвездия миров.
Там жизнь необычайна,
Во всём – иной уклад,
Нас радость ждёт и тайна,
Там каждый дух – как брат.
Так устремись, землянин,
И сердцем торжествуй!
Желай, дерзай и действуй –
Мечты реализуй!
Стремись в простор Вселенной –
В созвездия миров,
В порыве вдохновенном,
Вдоль Млечных берегов.
Мы вместе Путь проложим,
Светил постигнем суть.
Довольно быть прохожим –
Первопроходцем будь!
- Пусть эти слова станут для нас путеводными! А чтобы на планету Знаний, нам надо узнать, как она выглядит. Мы с вами поиграем в игру «Соедини по порядку». Перед вами лежит бумага с точками и цифрами. Надо по порядку их соединить и вы получите картинку нашей планеты. (Дети выполняют задание).
- Молодцы, вы справились и с этим заданием. Итак, к старту приготовиться! Начинаем счёт до 10! (Ракета не летит). А может нам надо обратно посчитать, как вы думаете? Начинаем обратный отсчёт от 10! (музыка) ПУСК! Полетели!
- Физминутка «Полет»
А сейчас мы с вами, дети, (маршировать)
Улетаем на ракете (потянуться, подняв руки над головой)
На носки поднимись, (подняться на носки, руки сомкнуть над головой)
А теперь руки вниз (опустить руки вниз)
Раз, два, три, потянись (потянуться)
Вот летит ракета ввысь (кружиться на месте)
- Посмотрите, ребята, вокруг. Какая красота! Это космос во всей своей красе! (Показ презентации о космосе, солнечной системе). Вот и наша Земля, а вокруг только темнота. Вот Солнце, которое освещает все вокруг и дает тепло нам. Можно увидеть и другие планеты. И это все называется Солнечной системой. Послушайте очень красивое стихотворение:
Солнечная система
Встречает первым солнечные бури
Неуловимый, маленький Меркурий.
Второй, за ним, летит Венера
С тяжёлой, плотной атмосферой.
А третьей, кружит карусель,
Земная наша колыбель.
Четвёртый – Марс, планета ржавая,
Красно – оранжевая самая.
А дальше мчат, пчелиным роем,
Своей орбитой астероиды.
Пятый- Юпитер, очень уж большой
На звёздном небе виден хорошо.
Шестой – Сатурн, в шикарных кольцах,
Очаровашка, под лучами солнца.
Седьмой – Уран, прилёг как лежебока,
Ведь труден путь его далекий.
Восьмой – Нептун, четвёртый газовый гигант
В красивой голубой рубашке франт.
(Плутон, Харон, девятые в системе,
Во тьме дуэтом коротают время).
- Ребята, давайте перечислим наши планеты по порядку. А в этом нам поможет вот такая считалка:
«Астрономическая считалка»
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет :
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
- Но что случилось! Все планеты вдруг перепутались, разбежались по космосу. Нам надо восстановить порядок. Мы с вами поиграем в игру «Парад планет». Я еще раз прочитаю считалку, а вы у себя на столе расставьте ваши цифры по порядку, начиная с единицы. (Дети выполняют задание, потом вместе проверяют на доске).
- Хорошо, вы справились. Теперь в солнечной системе полный порядок. Полетели дальше. Ребята, я вас очень плохо вижу. Это космический туман! Мы можем заблудиться и не найти планету Знаний. Не потеряться нам поможет игра «Куда летят ракеты?». Как только мы правильно определим направления ракет на ваших листах, туман сразу рассеется. Красным карандашом обведем ракеты, которые летят вправо, влево - желтым цветом, вверх – синим, вниз – зеленым. (Дети выполняют задание)
- Вот и рассеялся туман. Теперь летим дальше. А чтобы отдохнуть, немного мы с вами подвигаемся:
Физминутка «Созвездия»
Над Землёю ночью поздней,
(Руки вверх, в стороны, вниз)
Только руку протяни,
(потянулись руки вверх)
Ты ухватишься за звё зды:
(руки в кулачки сжимать)
Рядом кажутся они.
(Руки перед глазами)
Можно взять перо Павлина,
(ноги вместе, руки вверх, покачаться)
Тронуть стрелки на Часах,
(наклон вниз, руки машут тик-так)
Покататься на Дельфине,
(присесть, руки вперед)
Покачаться на Весах.
(Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться)
Над Землёю ночью поздней,
(руки вниз, поднять голову вверх)
Если бросить в небо взгляд, (потянулись вверх, руки вверх)
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
(Руками берем созвездия)
- Ой, ребята, посмотрите, кто это такие! Да, правильно, это инопланетяне, жители других дальних планет. Они не хотят нас отпускать. Смотрите, пришла зашифрованная записка. Читаю: «Мы, жители дальних планет, не пропустим вас дальше, пока не выполните наше задание!». Ребята, выполним их желание или развернемся назад? (Ответы детей). Хорошо, вот листы с заданиями. Эта игра называется «Больше, меньше или равно». Как выполним, они нас обязательно отпустят. (Дети выполняют задание).
- Молодцы, ребята. Вот еще одно задание. Чтобы лететь дальше, нам нужны координаты Математической галактики, где и находится планета Знаний. Но цифры получим, если правильно выполним задание в игре «Убери лишнее». Перед вами лежат листы с картинками. Вам надо в каждой строке зачеркнуть лишние предметы и оставить столько, сколько указано с левой стороны в цифре. А теперь проверим. Цифры внесем на компьютере наших ракет и полетим в данном направлении.
- Вот мы и прилетели. Но увидеть планету мешают космические камни – астероиды. В этой путанице нам надо перечислить и посчитать все геометрические фигуры, которые попадутся нам на встречу. Это игра называется «Космическая паутинка». (На доске большая иллюстрация – паутинка из геометрических фигур).
- Да, это было нелегко, но мы справились. Вот и планета Знаний. Вы заметили, что мы вспомнили все, чему научились в старшей группе. И я думаю, мы готовы пойти дальше, получить еще больше знаний в подготовительной группе. Посмотрите, планета нам улыбается и желает успехов. Ребята, нам пора лететь обратно домой. А перед этим выполним пальчиковую гимнастику и при помощи игры «Веселые примеры» проложим путь на Землю, в наш любимый детский сад.
«Космонавт»
В тёмном небе звёзды светят, (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Космонавт летит в ракете. (Потираем ладонь о ладонь.)
День летит и ночь летит. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
И на землю вниз глядит. (Имитируем бинокль.)
Видит сверху он поля, (Разводим руки в стороны ладонями вниз.)
Горы, реки и моря.
(Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор. (Ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в стороны ладонями вверх.)
Видит он весь шар земной, (Соединяем руки над головой.)
Шар земной – наш дом родной. (Попеременно пожимаем руки.)
- Игра «Веселые примеры». Ребята, вначале надо будет решить цепочку примеров. И получим ключ. Он нам нужен, чтобы повернуть наш корабль обратно домой. Потом по схеме мы проложим путь на Землю. Итак, поехали. Задания на листочке есть у каждого. (Дети выполняют задания).
- Вот мы и прилетели на Землю. Как же хорошо вернуться домой! Ребята, вы молодцы. Справились со всеми препятствиями, не испугались инопланетян, быстро нашли путь домой. Вы – настоящие космонавты!
- А вам понравилось космическое путешествие на Планету Знаний? Что больше всего впечатлило вас? (Ответы детей) До новых встреч, ребята!