Маслова Юлия
Конспект итогового занятия «Хлеб всему голова» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Рассказать детям, какое значение имеет хлеб для людей, как много разных профессий трудится, чтобы у нас на столе появился хлеб.
Задачи:
- Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
- Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
- Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; Обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
-Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.
Предварительная работа: Беседа о сборе урожая хлеба;
Рассматривание иллюстраций; заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы.
Ход:
Воспитатель: Для того чтобы узнать о чем мы с вами сегодня поговорим, необходимо отгадать загадку:
«Он и мягкий, он и пышный, он и черный, он и белый,
а бывает подгорелый, без него плохой обед,
вкусней его на свете нет.» (хлеб)
Ребята! Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, и пирожки. А Вы знаете, из чего делают эти продукты питания? (Ответы детей) Правильно из муки. А что такое мука? Из чего ее получают? (Ответы детей)
Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе.
Для этого нам надо отправится в прошлое.
Когда то очень давно первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение со множеством семян.
Дикий человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему почему понравились. С тех пор человек начал не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью приспособлений люди разрыхлили почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня превращая в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб.
Шло время и люди стали использовать в земледелии прирученных животных для рыхления земли. Появился деревянный плуг, с помощью которого почва подрезалась, переворачивалась и взрыхлялась. Далее сеяли. Сеяли только умудренные опытом старики, только им доверяли столь важное дело.
Далее приступали к жатве. Жатва – это ответственная пора. Крестьянам надо было определить время когда ее точно начинать. Сначала рвали колосья, вышелушивали из них зерно и проверяли его на зуб. Если зернышко хрустит, значит оно поспело. Убирали зерновыми косами и серпами. Скошенные растения увязывали в снопы.
Следующим этапом, было сушка колосьев. Их сушили, а затем молотили с помощью цепа. Цеп – это ручное сельскохозяйственное орудие для обмолота (отделения зерна от колосьев). Высушивали зерно на ветру.
Потом зерно отвозили на мельницу. Жернова перемалывали зерно в муку.
В наше время на помощь земледельцам пришла техника
Весной трактора вспахивают, разрыхляют землю, приготавливают мягкую постель для зерен.
На вспаханное поле выходят сеялки, которые сеют сразу в три ряда. Зерна падают в землю ровна. Затем трактористы боронят сеянное поле.
Идет время, зерна прорастают из земли, появляются всходы и вот уже все поле в золотых колосьях.
Наступает осень. Колосья становятся золотыми, созрела рожь, пшеница. Приходит пора убирать урожай. Нельзя медлить: колосья могут осыпаться и зерна упадут на землю. В поле выходят комбайны, которые срезают колосья, обмолачивают, отделяя зерна от колосьев. Спешат комбайнеры собрать урожай, пока стоит хорошая погода. Собранный урожай машины везут зерно в новый дом – огромный элеватор, где хранится зерно. Затем зерно отправляется на мукомольные заводы, где его размалывают в муку с помощью электрических мельниц. Муку в специальных машинах везут на хлебозаводы и пекарни.
Пекари пекут из муки хлеб, батоны, булочки.
Хлеб привозят в магазины специальные машины. В магазинах люди покупают хлеб.
Давайте поиграем с вами в замечательную игру. Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если он не из муки - стойте тихо. Готовы? Начинаем!
*В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетенки? и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено и помадка…
Называйте, не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь!
- Молодцы ребята. Хорошо поиграли. А теперь садитесь на стулья, продолжаем нашу беседу.
Загадки о хлебе.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Мнут и катают,
В печи закаляют.
Потом за столом,
Режут ножом. (Хлеб)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объедение! (Баранка или бублик.)
Вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем – Здоровье, наша сила,
В нем – Чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)
Что на сковородку наливают,
Да вчетверо сгибают? (Блины)
Дети хлеб так почитают, что про него даже сочиняет стихи. И нам сейчас ребята подо группы расскажут.
Стихи детей Женя Юлия Роме
1. Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
2. Вот он Хлебушек душистый,
Вт он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
3. Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе: «Хлеб всему голова!» —
В поле, в доме, в державе!
А еще про хлеб очень много поговорок:
Послушайте русские пословиц и поговорок о хлебе.
• Хлеб да вода – богатырская еда.
• Хлеб батюшка, водица матушка.
• Хлеб - кушай, добрых людей слушай.
• Худ обед, коли хлеба нет.
• Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
• Пот на спине – так и хлеб на столе.
«Хлеб – всему голова!» - одна из самых распространенных пословиц нашего народа. И во все не зря, ведь без хлеба не обходится ни один день нашей жизни, и в праздники и в будни, хлеб остается главным продуктов на нашем столе. А все потому, что мы действительно любим хлеб и хлебобулочные изделия. И у хлебушка есть свой международный праздник - Всемирный день хлеба, который отмечается 16 октября.
Поскольку русские люди всегда относились к хлебу бережно, с уважением, ведь столько сил надо было приложить, чтобы вырастить хлеб! А вы знаете, как надо относиться к хлебу?
(ответы детей)
- хлеб нельзя выбрасывать.
- хлеб нельзя крошить за столом.
- хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.
- хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё зло
Молодцы, ребята! А наше путешествие подошло к концу. И я хочу вас угостить печенье и сухариками.