Людмила Крайнюкова
Конспект занятия «Хлеб — всему голова» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе
«Хлеб – всему голова»
Цель. Знакомить детей со злаковыми растениями. Дать представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения. Развивать сенсорные навыки. Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Ход занятия
Публикация «Конспект занятия „Хлеб — всему голова“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитатель: Дети, приглашаю вас совершить экскурсию по нашему Музею хлеба. Его экспонаты помогут узнать много нового об этом продукте питания.
Колосок как будто дом,
Много комнат в доме том.
В каждой комнате – зерно,
Спелой зрелости полно.
(Дети рассматривают через лупы колосья пшеницы и ржи).
Пшеницу, рожь и другие зерновые растения называют злаками.
Этот колос пшеницы (показывает) – пшеничный колос.
Колос ржи – (ржаной колос).
Мука из зерен пшеницы – (пшеничная мука).
Мука из зерен ржи – (ржаная мука).
Тесто из пшеничной муки – (пшеничное тесто).
Тесто из ржаной муки – (ржаное тесто).
- Какой хлеб пекут из пшеничной муки? (Пшеничный, белый.) А из ржаной? (Ржаной, черный.)
Игра «Угадай на вкус» дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный.
Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного.
Какой он – хлеб? Подберите для описания этого продукта слова, чтобы все поняли, как вы его любите. (Аппетитный, вкусный, свежий, ароматный, душистый, мягкий.)
Из зерен злаков люди не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд.
Игра «Кто назовет больше блюд?» Дети перечисляют известные им блюда, при изготовлении которых используются крупы и мука.
Воспитатель: С давних времен на Руси употребляли в пищу разнообразные каши. «Хлеб да каша – пища наша», - говорили люди. И каких только каш не варили! Да и сейчас это вкусное и полезное блюдо варят и повара нашего детского сада, и мамы у вас дома.
Игра «Из чего сварили кашу?». Воспитатель показывает зерна злаков, образцы круп, которые из них получают. Дети называют каши, которые готовят из этих круп.
Воспитатель: Из гречихи варят кашу (гречневую). Из овса – (овсяную). Из риса – (рисовую). И т. д.
Обратите внимание на то, как выглядят крупы. Чем они похожи и чем они различаются? (Ответы детей.)
Игра «Угадай на ощупь». Дети поочередно на ощупь определяют и называют крупы, которые находятся в тканевых мешочках.
Воспитатель: Как вы думаете, всегда ли хлеб существовал на земле? (Дети высказывают предположения.) Сегодня я расскажу вам сказку «О первом пшеничном зернышке». (Читает сказку, показывая иллюстрации.)
Понравилась вам сказка? (Да.) Вспомните, в каких еще сказках упоминается хлеб, зерно или продукты из муки? («Колосок», «Мужик и медведь», «Колобок».)
Как вы думаете, из какой муки испекла бабушка румяный колобок? (Дети высказывают предположения.) Пшеничная мука всегда стоила дороже ржаной, и поэтому калачами да булками лакомились люди побогаче. А в бедный семьях пекли ржаной хлеб. В народе говорили: «Пшеничка кормит по выбору, и рожь всех сплошь». Так что колобок из русской народной сказки был выпечен скорее всего из ржаной муки. В старину на Руси рожь называли житом. Вслушайтесь в звучание этого слова – «жито». Как вы думаете, почему люди дали ржи такое название? (Дети высказывают предположения.)
Слово «жито» походе на слово «жить». Хлеб – главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда».
Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете? (Где хлебно и тепло, там жить добро», «Будет хлеб – будет и песня», «Хлеб – наше богатство», «У кого хлеб родится, тот и веселится», «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно», «Каша – мать наша, а хлеб – отец-кормилец».)
Многие писатели и поэты с уважением говорят о хлебе в своих произведениях. Вспомните и назовите их. («Лисичкин хлеб» М. Пришвина, «Хлеб» М. Глинской.)
Каждому знакомы Мудрые слова:
«Хлеб – хозяин дома,
Всему он голова!»
Он дороже злата,
Серебра ценней,
Крепкого булата
Хлебушек сильней.
В разных странах готовят и употребляют в пищу разнообразные, порой удивительные блюда. Но хлеб – продукт, который едят люди во всем мире. Кто из вас знает, какие виды хлеба пекут в других странах?
Если дети затрудняются с ответом, воспитатель рассказывает и показывает иллюстрации с изображением разных видов хлебобулочных изделий. Паляницу выпекают на Украине, лепешки – в Узбекистане, лаваш – в Армении, багет – во Франции, галеты – в Италии.
Воспитатель: К сожалению, иногда можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают истинную цену и поэтому берегут его. Взял кусок хлеба – съешь его, не хочешь есть – не бери. «Хлеба к обеду в меру бери, он – драгоценность, им не сори».
Закончите предложение: «Я знаю, что хлеб – наше богатство, поэтому я…». (Дети поочередно предлагают свои варианты окончания предложения.)
Хотели бы вы сами попробовать вырастить злаки? Давайте представим, что вы превратились в ученых. Проведем эксперимент. Посадите зерна пшеницы в три горшочка – с песком, опилками и землей, ухаживайте за посевами и понаблюдайте, в какой емкости быстрее и дружнее прорастут зерна.
Дети выполняют задание, затем ухаживают за посевами, проводят наблюдения и опыты (рассматривают грунт в микроскоп, регулируют освещение и т. п.)