Анна Золотухина
Конспект интегрированной организованной деятельности «Морское путешествие» по пластическому интонированию
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной организованной деятельности «Морское путешествие» по пластическому интонированию для подготовительной группы.
Разработала: Золотухина Анна Михайловна
Публикация «Конспект интегрированной организованной деятельности „Морское путешествие“ по пластическому интонированию» размещена в разделах
ЦЕЛЬ: развитие у детей способности к восприятию и постижению художественного произведения в различных видах искусства (музыка, живопись, поэзия, балет). Дать почувствовать разнообразие красок моря в музыке, живописи, поэзии.
ЗАДАЧИ:
- прочувствовать созвучность произведений различных видов искусства- музыка, живопись, поэзия, балет;
-развитие творческих способностей;
-развитие образного мышления и памяти, по средствам произведений искусства (музыка Н. А Римского-Корсакова, К. Дебюсси, К. Сен-Санс, репродукции И. К. Айвазовского, поэзия Тютчева, В. Жуковского, В. Соловьева, А. С. Пушкина)
-воспитание музыкально-эстетического сознания детей;
- побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике)
- расширять знания детей о музыке, накапливая опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры;
Материалы и оборудование: магнитофон, музыкальные записи CD, картина К. Айвозовского «Девятый вал», слайды с изображением разного моря, мольберт, пальчиковые краски, большое полотно голубого цвета, морские ракушки.
Ход занятия: Дети заходят в музыкальный зал, встают в круг.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычная встреча, к нам пришло много гостей – это мои коллеги, музыкальные руководители из других детских садов. Давайте поздороваемся с ними музыкальным приветствием. (распевка «Здравствуйте, гости»)
- А сейчас я хочу отправимся вместе с вами в морское путешествие. Усаживайтесь поудобнее, закройте глаза и представьте – море. (звучит музыка Клод Дебюсси симфонические этюды «На море от зари до полудня)
- Какое море вы услышали. (ответы детей – спокойное, взволнованное и т. д)
- Море всегда разное, то спокойное, равнодушное, то взволнованное, бурное, не обузданное. Посмотрите, как изобразил море в своих картинах художник Иван Константинович Айвазовский. Море. Его беспредельную даль и светозарные восходы, колдовство лунных ночей и грозное неистовство бурь никто не изображал так поэтично и вдохновенно, как Айвазовский. В сознании поколений он был и остается несравненным певцом моря.
«Море — это моя жизнь»,— сказал художник. Море никого не оставляет равнодушным. Картина полна звуков. И если смотреть еще, можно услышать музыку. Да-да, у каждой картины есть своя музыка, своя мелодия. И, может быть, не одна. Какая музыка у этой картины? ( Ответы: обсуждение).
А сколько поэтических строк написано о море, послушайте:
Как хорошо ты, о море ночное,
Здесь лучезарно, там сизо-темно.
В лунном сияние, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно. Тютчев
Серое небо и серое море
Сквозь золотых и пурпурных листов,
Словно тяжелое старое горе
Смолкло в последнем прощальном уборе
Светлых, прозрачных и радужных снов. Соловьев Владимир Сергеевич
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты. Жуковский Василий
-Мы посмотрели много картин о море и я предлагаю вам совместно нарисовать картину - моря, все что вы услышали в музыке, в поэзии и увидели в картинах, мы перенесем на наш рисунок. Но рисовать мы будем не кисточками, а пальцами. (совместная работа рисунок-море по методике «Рисование пальцами»)
-Пора продолжать наше путешествие : мы с вами услышали море, увидели море, теперь пришло время его потрогать. (дети берутся руками за большую голубую ткань, натягивают ее и под музыку Римского- Корсакова «Океан-море синее» из оперы «Садко» изображают волны)
- Вот мы приплыли на сказочный остров, наше морское путешествие было длинным и трудным, предлагаю сесть на стулья и отдохнуть. И как все бывалые моряки мы с вами споем веселую песню, но сначала распоемся. (Цикл вокальных упражнений, песня В. Серебренникова «Моряк Чап-Чап»)
-Ой, что это, посмотрите, к нам на берег прибило морское послание, интересно, что в нем (читает)
Вот и слышит будто стон…
Видно на море не тихо;
Смотрит – видно дело лихи:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет….
Тот уж когти распустил,
Клев кровавы навострил…
Но как раз стрела запела.
В шею коршуна задела -
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил;
Смотрит: коршун в море тонет,
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит…
-Как вы думаете, из какой это сказки? Кто ее написал?
Для этой сказки Михаил Александрович Врубель написал картину «Царевна-лебедь», он рисовал ее со своей жены. (звучит музыка Камиль Сен-Санс «Лебедь», «Карнавал животных»)
-Ребята, к какому музыкальному жанру можно отнести это произведение? А какие вы знаете жанры в музыке? Правильно это танец- балет. В балете главное музыка и танец. Мы с вами тоже разучиваем балет и сейчас мы покажем небольшой отрывок из него, а наши гости отгадают, что это за балет и кто композитор. (звучит музыка из балета П. И Чайковского «Щелкунчик»)
- Как вы думаете, почему наши гости так быстро отгадали этот балет, ведь мы с вами ни чего не говорили, а лишь танцевали? (ответы)
- Вы правы, сама музыка помогает нам понять, что хотел передать композитор, а танец передает движения, эмоции, переживания и поэтому нам легко понять даже такой сложный жанр как балет.
- Музыка нам в этом помогает. Сегодня слушая музыку моря, мы с вами побывали в морском путешествии, хотя ни куда из музыкального залу не выходили, мы смогли представить море, увидеть, нарисовать и даже потрогать.
-И в конце нашего путешествия я хочу подарить вам частичку моря, что бы вы могли вспоминать о нем, когда захотите. Эта морская жемчужина хранит в себе музыку моря. Но она такая маленькая, что бы вы ее не потеряли, я предлагаю собрать настоящее жемчужное ожерелье, оно будет висеть у вас в группе и каждый раз глядя на него, вы будете вспоминать море.