Приложение МААМ

Консультация для родителей «Игровая деятельность в семье»

Зинаида Пацекина
Консультация для родителей «Игровая деятельность в семье»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей «Игровая деятельность в семье»

Взрослые всегда стараются окружить своего малыша любовью, заботой, вниманием, лаской. Они стараются научить его радоваться жизни, доброжелательно относиться к окружающим. Хорошо, если всё это происходит в игре, т. к. именно она - желанная и незаменимая в детском возрасте. Являясь ведущей формой жизнедеятельности ребенка, она развивает физические, психические, интеллектуальные способности и формирует эстетические чувства. Игра «держит в форме» все человеческие способности сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.

Темочки:

Семья- это пространство, в рамках которого человек существует с момента рождения и на протяжении всей своей жизни.

Современные условия жизни таковы, что дети часто могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени. Игра и игровое общение с ребёнком в семье - это забота о его развитии, психологическом и эмоциональном здоровье. Создание благоприятной игровой среды дома, позволяют ребенку передавать впечатления и знания об окружающей действительности, полученные вне дома. Очень важно, чтобы взрослый в семье принимал участие в игре с ребенком показывая малышу игровые способы, понимал важность игры для малыша. Именно участие в игре взрослого наравне с ребенком дает малышу возможность почувствовать, что мама и папа такие же, как он, им можно доверять.

Играйте вместе с детьми!

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, особенно дома. Поэтому не использовать её, как средство воспитания в семье - большое упущение. Но, и как всякое средство педагогического воздействия, воспитание в игре требует от родителей постоянных наблюдений, размышлений и необходимости время от времени жертвовать своим личным временем: оторваться вечером от телевизора, не сходить в кино.

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.

Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно играть главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих, растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т. п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.

Такие игры как лото, домино, парные картинки открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учат выдержке, терпению.

Эти игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.

Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».

Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Детство - это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей - ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра - главное содержание общения, особенно с близкими родными людьми.

3. Практическая часть.

3.1. Игра-задание для родителей.

Психолог: Уважаемые родители, я предлагаю вам необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда - жёлтого, никогда – синего:

• Каждый вечер уделяю время на игры с детьми

• Рассказываю о своих играх в детстве

• Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком

• Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры

• Слушаю рассказы, ребёнка об играх и игрушках в детском саду

• Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки

• Часто дарю ребёнку игру, игрушку

Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играйте с ребёнком на равных. Ведь игра - это самое интересное в жизни ребёнка.

3.2. Рассказы родителей из опыта семейного воспитания «Игры в семье».

3.3. Игра-традиция «Я дарю тебе словечко».

Уважаемые родители, я предлагаю ввести в традицию семьи и нашей группы игру «Я дарю тебе словечко». Цель - расширять словарь ребенка; развивать навыки общения с взрослыми и сверстниками.

Один раз в неделю, в выходной день, родители, «подарите» ребенку новое для него слово: не просто назовите его, но и обязательно объясните его значение. Слова можно «дарить» самые разные: «весенние» (капель, проталина,. , «сладкие» (мармелад, шербет, джем, грильяж,., «тяжелые» (гиря, штанга,.) и т. п.

Традиция «Я дарю тебе словечко» будет продолжаться в детском саду. Каждый понедельник дети будут «приносить» в группу подаренные дома слова и знакомить с ними своих друзей. Мы на маленьких листочках бумаги будем записывать каждое слово, а на обратной стороне - имя и фамилию того, кто его принес. Все бумажки будем складывать вот в эту копилку. Периодически будем доставать копилку, и проводить разнообразные игры. Например. Вариант 1. Бумажки со словами высыпаются в шляпу. Дети по очереди достают бумажки, воспитатель зачитывает слово, достающий должен объяснить его значение. Вариант 2. Дети по очереди достают бумажки со словами, а воспитатель разъясняет их значение, не называя их. Ребенок старается правильно назвать слово. На следующей нашей встрече мы уже вместе поиграем в игру «Я дарю тебе словечко».

3.4. Игротека (совместные игры детей и родителей) (На вторую часть семинара-практикума приглашаются дети)

Психолог:Я предлагаю всем нам отправиться в волшебную страну «Игралочка», где мы сможем поиграть в любимые игры.

Отгадай слово

Ведущий загадывает любое слово (существительное)и показывает его пантомимой, а игроки его отгадывают, задавая по очереди наводящие вопросы. Ведущий может отвечать только «да» или «нет». Если не получается отгадать, можно назвать первую букву, с детьми помладше можно не только «да-нет» отвечать, но и просто подсказывать наводящими предложениями (это сейчас здесь, это всегда есть на небе и т. п.).

Например, папа загадывает ребенку, ребенок показывает, а мама отгадывает или наоборот.

Найди игрушку

Развиваем зрительное внимание, умение по описанию узнавать предметы.

Задание: по описанию взрослого нужно найти игрушку (предмет) находящуюся в комнате. Если ребенок выиграл, поменяйтесь ролями: пусть теперь он, не называя предмет, опишет его, а вы попробуете найти.

Найди картинку

Развиваем зрительное внимание.

Задание: в книжке с картинками нужно найти определенного героя или предмет, например:

- птичку на ветке,

- синюю машинку,

- девочку в платочке, и т. п.

Прятки с игрушками

Детям в квартире спрятаться сложно, тем более взрослым, поэтому прячем какую-нибудь игрушку. Ведущий (тот, кто спрятал) может подсказывать другим игрокам «холодно, теплее, горячо».

Чего не стало?

Развиваем память и зрительное внимание.

Перед ребенком раскладывают несколько игрушек (от 5 до 10) или предметов и просят запомнить. Затем ребенок отворачивается, а взрослый убирает один или несколько предметов. Повернувшись, ребенок должен сказать чего не стало. Потом взрослый отгадывает и так по очереди.

Игру можно усложнить:

а) увеличить количество игрушек;

б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

Переверни страницу

Читая ребенку сказку или рассматривая с ним картинки, предложите ему запомнить картинку, а потом переверните и задайте несколько вопросов по картинке:

- сколько мячей было в комнате?

- куклы сидели или стояли?

- были ли на окнах цветы?

- сколько детей было в комнате и т. д.

Дорисуй картинку

Развиваем воображение.

Взрослый начинает рисовать любую несложную картинку (дом, человечек и др.) и передает ее ребенку. Ребенок дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку взрослому или передает следующему участнику. В конце должно получиться что-то весьма необычное!

Собери картинку

Развиваем целостное восприятие, внимание и мышление.

Берем любой ненужный журнал, находим подходящую картинку, вырезаем ее и разрезаем на несколько частей (4-8, в зависимости от возраста, перемешиваем, а затем просим ребенка собрать ее, при необходимости помогая.

Лабиринт

1 вариант. Дети с завязанными глазами пытаются пройти по лабиринту из кубиков, не задев их. Родители подсказывают детям как идти – прямо, направо, налево, стоп.

2 вариант. Родители с завязанными глазами пытаются пройти по лабиринту из кубиков, не задев их. Дети направляют их сзади, держа за руки.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Игровая деятельность дошкольников» Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей. Прежде всего она определяет дальнейшее развитие ребёнка, и способствует его укреплению.

Консультация для родителей «Математика в семье» Цель консультации: привлечь интерес родителей к занимательному материалу, помочь осознать значимость его применения в условиях семьи; Многие.

Консультация для родителей «Наказание и поощрение в семье» СМЫСЛ НАКАЗАНИЯ Наказание- это прежде всего сигнал о нарушении правила, нормы или установленного порядка. Смысл его - сделать более весомыми.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Игровая деятельность в семье»
Опубликовано: 16 февраля 2025 в 21:03
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Игровая деятельность в семье»» (включая файлы) размещена пользователем Зинаида Пацекина (УИ 2318246) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 февраля 2025 пятница
Родной язык - народа достоянье!
Идем на экскурсию!
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД