Татьяна Калмыкова
Конспект интегрированной OОД по окружающему миру «Синичкин день»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной НОД по окружающему миру «Синичкин день»
Интеграция областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Сoциально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Публикация «Конспект интегрированной OОД по окружающему миру „Синичкин день“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Синички. Конспекты занятий
- Синичкин день, 12 ноября
- Синичкин день. Конспекты занятий, 12 ноября
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2021
Цель: вызвать интерес к осеннему празднику «Синичкин день», активизировать словарь детей, способствовать проявлению игрового и художественного творчества, бережного, заботливого отношения к птицам.
Задачи:
O бразовательные:
- Расширить знания о рoли птиц в природе и жизни человека;
- Продолжать учить распознавать птиц по характерным внешним признакам;
- Закрепить знания детей о зимующих и перелётных птицах.
Развивающие:
- Развивать умения определять взаимосвязи между подкормкой птиц и их поведением;
- Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме;
- Развивать фантазию, воображение, творчество.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к птицам;
- Вызывать и поддерживать интереc к познавательной деятельности, к художественному творчеству.
Материал и оборудование:
Демонстрационный:
• аудиозаписи, картинки птиц -cнегирь, синица, ласточка, грачи, скворец, кукушка, картинки осени – ранней, поздней, картонная фигурка снегиря.
Раздаточный:
•
Ход НОД:
Дети вместе с воспитателем встают в круг.
Воспитатель:
Дети сидят на ковре в кругу.
Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).
«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).
Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).
Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).
Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).
Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).
Воспитатель: ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Ответы детей: здравствуйте.
Воспитатель: ну вот мы со всеми поздоровались, а теперь приглашаю вас сесть на стульчики (дети садятся на стулья – полукругом).
Воспитатель: ребята, скажите мне пожалуйста, какое сейчас время года?
Ответы детей: осень.
Вo спитатель: совершенно верно – осень. Oсень бывает разная, бывает осень яркая, когда, все деревья вокруг в пестрых нарядах, такую осень называют ранней (показ иллюстрации ранней осени).
Воспитатель: ребята, назовите осенние месяца.
Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: правильно, молоды. А сейчас какой месяц?
Дети: Ноябрь.
Воспитатель: Как вы думаете, ноябрь ранняя осень или поздняя?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: правильно, ребята, сейчас у нас поздняя осень, все деревья скинули листву, вся трава пожухла и наступили первые морозы.
Воспитатель: давайте с вами повторим, какая осень бывает?
Ответы детей :ранняя осень и поздняя осень.
Воспитатель: молодцы. Ребята, скажите, а как меняется жизнь птиц с приходом осени?
Ответы детей:
Воспитатель: правильно, птицы улетаю в теплые края. Как только, на улице холодает, многие птички начинают суетится, как будто их кто- то напугал. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки (показ иллюстрации).
Воспитатель: в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки (показ иллюстрации).
Воспитатель: посмотрите сколько птиц покидает нас осенью. Все эти птицы улетают от нас, поэтому они как называются ребята?
Ответы детей: перелетные.
Воспитатель: молодцы, но помимо перелетных птиц, есть птицы, которые от нас не улетают, как они называются?
Ответы детей: неперелётные.
Воспитатель: (убирает с мольберта иллюстрации перелетных – неперелетных птиц) молодцы, никто не перепутал перелетных и неперелетных птиц. Ребята есть птицы, которые улетают от нас на зиму, а есть птицы, которые наоборот прилетают к нам на зимовку. И что это за птицы вы узнаете, угадав загадки. Внимательно слушайте первую загадку.
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой
Ответы детей: снегирь.
Воспитатель: молодцы, слушайте вторую загадку (показ иллюстрации).
Ей на месте не сидится,
Всё летает целый день.
Суетится, суетится,
Целый день звенит «сень- сень»!
Угадайте, что за птица?
То весёлая…
Ответы детей: синица.
Воспитатель: молодцы, отгадали все загадки. Синица и снегирь — это перелётные птицы, которые прилетают к нам на зиму, а весной улетают. А знаете ли вы, что у синицы, у этой небольшой птички, есть свой праздник у нас в России и этот праздник так и называется «Синичкин день». В этот день синичка именница. Осень близиться к своему завершению. Вот и наступил последний осенний месяц. В ноябре, 12 ноября, отмечают «Синичкин день». Наши предки встречали его шумно и празднично; развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство – сало; устраивали вечерки.
Если птицы целыми стайками появлялись у дома, значит, вот-вот грянут морозы. А еще в этот день наши наблюдательные предки предсказывали погоду по особым приметам: если синица свистит – быть ясному дню, если пищит – быть ночному морозу, собирается много синиц на кормушках – к метели и снегопаду. Кстати, название «синица» произошло вовсе не от синего оперения этих птиц, как многие могут подумать. Свое имя они получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!».
А знаете, ли вы ребята, почему синиц так назвали?
Ответы детей:
Воспитатель: потому, что они поют: «синь- синь- синь». А еще они зинькают: «зинь-зинь-тан», а также: «зинь-зинь-тю», «зинь-зинь-чур». Синицы знают до 10 песен. Я вам предлагаю послушать одну из песен синичек (прослушивание аудиозаписи).
Воспитатель: красиво поют синички?Синица выделяется чёрной головой и шеей, бросающимися в глаза белыми щеками, оливковым верхом и жёлтым низом, с некоторыми вариациями среди многочисленных подвидов. Летом питается преимущественно мелкими насекомыми и другими беспозвоночными.
Ответы детей: да.
Воспитатель: ребята, синицу легко узнать среди других птиц, а благодаря чему синиц все узнают?
Ответы детей: благодаря желтой грудке.
Воспитатель: правильно, у синички желтая грудка, размером синица небольшая, головка черного цвета, белые щечки, острый, короткий клювик, крылья и хвост синего цвета.
Воспитатель: а теперь ребята давайте отдохнем с вами и поиграем в игру поиграем в игру «Синички и кот»
Вот в гнезде проснулись птички
Разноцветные синички.
Тянут крылышки, встают,
Громко песенку поют.
(Дети открывают глазки, поднимают руки, поют синь-синь.)
Птички крылья расправляйте,
Поскорее вылетайте,
Корм ищите по полям
По садам и по лесам.
(Дети машут крыльями, летают, ищут корм)
Вот нашли в кормушке крошки,
Поклевали их немножко.
Громко клювиком стучат.
-Вкусно! – птички говорят.
(Присаживаются на корточки, стучат пальцами, «клюют»)
Осторожнее, синички,
Повнимательнее, птички!
К Вам крадется кот Матвей!
Улетайте поскорей!
(Кот крадется, птички летят в гнездо).
Воспитатель: ребята отдохнули, поиграли, а теперь проходите за столы и садитесь на свои стульчики. (Дети берут стулья, проходят за столы).
Воспитатель: ребята, а вы знаете каких насекомых едят синицы?
Ответы детей:
Воспитатель: правильно - пауков, жуков, мух, комаров, лесных вредителей, но осенью корма становится мало и у синиц вся надежда на помощь человека. А Вы знаете чем можно подкармливать синичек?
Ответы детей:
Воспитатель: правильно овес, пшено, арбузные, тыквенные семечки, семечки подсолнечника, а еще синички любят очень сало и их нельзя кормить хлебом, потому что у них болят животики.
Воспитатель: ребята, я хочу вас познакомить с правила подкормки синичек :
Правила подкормки птиц:
кормушки должны быть удобными (показ образцов кормушек)
кормить птиц надо регулярно
корма в кормушках должно быть немного
Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает.
Воситатель: будем помогать птицам пережить зиму?
Дети: Да.
Воспитатель: Молодцы! Сегодня, я предлагаю вашему вниманию сделать эко-кормушки, которые делается легко и быстро, а называются они так, потому что эта кормушка не нанесет вреда природе, она почти полностью съедобная, а то что не съедят птицы, растворится с первым дождем или снегом. Для приготовления такой эко кормушки нам понадобится: картон, различные семена и зерна, необычный эко клей, который я сделала заранее из муки. (Воспитатель все материалы показывает детям). Все эти материалы есть у вас на столах. Сначала, берем заготовку нашей эко – кормушки и на нее кисточкой наносим мучной клейстер. Слой должен быть густой и покрывать всю поверхность нашей заготовки, только отверстие мы стараемся не покрывать клеем.
Дальше, на нашу заготовку, мы насыпаем семена, так можно, выложить любой рисунок.
Теперь приступаем к работе, но сначала разомнем наши пальчики.
Прилетайте птички (зовущие движения)
Сала дам синичке (режущие движения ладонь о ладонь)
Приготовлю крошки,
Хлебушка немножко (пальцы шепоткой, крошим хлеб)
Эти крошки – голубям (вытянуть правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям (тоже левой рукой)
Галки да вороны, ешьте макароны (тереть ладонью о ладонь, «катаем макароны»)
Дети под присмотром воспитателя делают эко кормушки.
Воспитатель: ребята, когда вы сделает эко кормушки их нужно оставить подсохнуть до затвердевания клейстера и тогда они будут полностью готовы. В обед мы пойдем на прогулку и повесим их на нашем участке.
А сейчас скажите мне, какой же сегодня праздник?
Ответы детей: Синичкин день.
Воспитатель: этот день отмечается осенью, а какой осенью?
Ответы детей: поздней осенью.
Воспитатель: почему люди решили праздновать этот день?
Ответы детей: в благодарность синичкам, за то, что они уничтожают вредителей – насекомых.
Воспитатель: молодцы, а как называются кормушки, которые мы сегодня сделали?
Ответы детей: эко – кормушки.
Воспитатель: почему их так назвали?
Ответы детей: эти кормушки не наносят вреда природе.
Воспитатель: молодцы. Ребята сегодня вы очень хорошо работали, но пришла пора прощаться, давайте нашим гостям скажем до свидания.
Список используемой литературы
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми дошкольного возраста. (практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ) – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004.
2. Гальцова Е. А. Сценарии развлекательных мероприятий для дошкольников: праздники, шоу, программы, игры, конкурсы, театрально – массовые представления – Волгоград: 2007.
3. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М: Просвещение 2012г.
4. Соколова Ю. А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка. - М. : Эксмо, 2010.-64 с. :ил.
5. Сорокина Л. В. Тематические игры и праздники по экологии: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
6. Шаронов А. В. Атлас – справочник «Все о птицах» 2007г.
7. Интернет-источники