Получи документы

«Жизнь и быт русского народа». Открытый показ НОД в подготовительной группе (5 фото)

Иванова Елена
«Жизнь и быт русского народа». Открытый показ НОД в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Открытый показ НОД «Жизнь и быт русского народа»

в подготовительной группе.

Цель: Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям, культуре древней Руси, к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.

Задачи:

- развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством русской избы;

- расширять и обогащать словарный запас по теме;

- воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры, приобщать к культуре своего народа;

- воспитывать бережное отношение к старинным вещам;

- воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине.

Предварительная работа :

1. Изготовление и поиск атрибутов.

2. Прослушивание музыкальных произведений, просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций.

3. Разучивание пословиц и поговорок, стихотворений, отгадывание загадок.

4. Чтение русских народных сказок.

5. Русские народные игры.

6. Творческие работы.

Материалы и оборудование: предметы русского быта, презентация «Русская изба внутри», ноутбук, интерактивная доска, записи музыкальных произведений,

Ход занятия:

1. (Слайд1). Дети в группе, (русская народная музыка, тихо играет) заходят педагоги, воспитатель встречает с хлебом солью (платок на плечах, со словами «Добро пожаловать, гости дорогие!». Все усаживаются.

Воспитатель: Сегодня, ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся со всеми.

Дети берутся за руки:

Возьмёмся за руки, друзья!

Друг другу улыбнёмся.

Мы пожелаем всем добра

Всем детям с самого утра!

И скажем: «Здравствуйте, друзья!»

«Здравствуйте гости дорогие!»

Воспитатель: Ребята, а что означает слово «Здравствуйте»?

Дети: Этим словом мы желаем всем здоровья, показываем своё доброе отношение, вежливость и воспитанность.

2. Основная часть

Воспитатель: Ребята, послушайте, как я вас буду приветствовать.

Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!

Дай Бог тому,

Кто в этом дому –

Пусть наделит вас Господь

И житьём, и бытьём, и здоровьицем!

Как вы думаете, когда так люди приветствовали друг друга?

Дети: Приветствовали в старину стародавнюю.

Воспитатель: Сегодня, ребята, я предлагаю нам всем отправиться в путешествие в старину стародавнюю. Вспомним с вами народную культуру, быт и традиции русского народа. Как называется страна в которой мы живем?

Дети: Россия.

Воспитатель: Россия возникла очень давно, у нее древняя и очень интересная история. Вы знаете, как называлось наше государство раньше?

Дети: Русь, Русь- Матушка, Русь деревянная.

Воспитатель: А почему Русь называли деревянной? (Слайд 2)

Дети: Потому что все строили и создавали из дерева.

Воспитатель: Россия – страна лесная, деревом богатая. Что строили из дерева?

Дети: Из дерева строили дома, мастерили столы, лавки, полки для посуды, орудия труда и прочие нужные в хозяйстве вещи.

Воспитатель: Ребята скажите пожалуйста кто такие предки? (Слайд 3)

Дети: Это люди, жившие много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших прадедушек и прабабушек.

Воспитатель: Да, наши предки строили дома из дерева, такие дома были теплые и сухие. Как их называли? (Слайд 4)

Дети: Изба.

Воспитатель: А строили её так! Было на Руси правило: шел глава семьи к соседу: «Приходите, говорил- люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. (Слайд 5). Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили избы из деревянных бревен. Рубить избу означает - строить. Строили, или как говорили в старину, рубили с помощью строительных инструментов. Предлагаю вам отгадать загадки, чтобы узнать какими инструментами рубили избу.

3. Загадки:

1. Кланяется, кланяется, придет домой, растянется. (Топор) (Слайд 6)

2. Грызть дрова – простое дело! Я опилочек поела.

Сок древесный попила! Кто такая я? (Пила) (Слайд 7)

3. Сам деревянный, а голова железная. (Молоток) (Слайд 8)

На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.

Приглашаю вас заглянуть в русскую добрую избу. Послушайте загадку и подумайте, что же самым главным было в деревенской избе?

Загадка: «Стоит Матрёна, здорова, ядрёна, пасть открывает, что дают глотает» (печь). (Слайд 9)

Воспитатель: Печь- это сердце дома. Что делала печь для семьи?

Дети: Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись возле печи.

Воспитатель: Но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. В старину темными, зимними вечерами собирались люди в большой избе. Как такие вечера назывались?

Дети: Посиделки (Слайд 10)

Воспитатель: Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали. Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась. Ведь говорят в народе: «От скуки бери дело в руки». Ребята предлагаю вам по картинкам рассказать пословицы и поговорки. (раздать картинки детям).

Ответы детей.

Физкультминутка:

Воспитатель: Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогали весёлые игры.

Предлагаю вам, ребята, немного отдохнуть и сыграть в игру «Золотые ворота». А какие правила у этой игры?

Дети: «Двое игроков становятся напротив друг друга, берутся за руки и образуют ворота, другие дети цепочкой проходят под песню в эти ворота хороводом, когда песня заканчивается ворота захлопываются и те кто попал в воротики, образуют ворота».

Воспитатель: Как у наших у ворот собирается народ,

Начинается игра «Золотые ворота». (Музыка)

Дети: Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

Воспитатель: Поиграли немного ребята, отдохнули продолжим дальше. (Слайд 11) В русской избе между печью и стеной находился женский угол, а как в старину его называли еще?

Дети: Бабий кут.

Воспитатель: Что находилось в бабьем углу?

Дети: Здесь хозяйка готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды- посудник.

Воспитатель: В русской избе были предметы - помощники по хозяйству, а какие это предметы мы сейчас узнаем, если соберем пазлы.

Дети собирают пазлы. Загадки:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (Самовар)

Воспитатель: Что делали с самоваром?

Дети: За самоваром собиралась вся большая деревенская семья, пили чай горячий с медком, с пирогами, блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта, и семейного покоя.

Что хозяйка в печку ставит,

кто из вас, ребята, знает? (Чугунок)

Воспитатель: Что вы можете рассказать о чугунке?

Дети: Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Воспитатель: Как же можно было достать из печи чугунок?

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идёт. (Ухват)

Воспитатель: Для чего нужен был ухват?

Дети: Возле русской печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок со щами, вкусной кашей.

Воспитатель: Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте кто?

Дедко коптел,

Много лет терпел,

Много душ кормил

А разбился-

Под плетнём очутился? (Горшок)

Воспитатель: Что делали с горшками?

Дети: В горшках варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького до большого вмещавшего 2-3 ведра воды.

Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)

Воспитатель: Какая была ложка в то время?

Дети: Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматнее и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжёшься. У каждого члена семьи была своя ложка. И в гости всегда ходили со своей ложкой.

Воспитатель: Молодцы. ребята, все вы знаете. Сыграем в игру.

Игра «Что было, что стало». (Воспитатель кидает ребенку мяч)

-В чем раньше кипятили воду для чая?

(в самоваре).

-А мы сейчас?

(в чайнике).

-В чем раньше кашу варили?

(в чугунке).

-А мы сейчас где готовим?

(в кастрюле).

-Чем раньше брали горячий чугунок, чтобы не обжечься?

(ухватом)

-А сейчас?

(специальными перчатками)

-Раньше хранили продукты?

(в горшках)

-А в наше время?

(стеклянных, жестяных банках).

-В старину ложка была?

(деревянная)

-А сейчас?

(железная)

- Где готовили еду в старину?

(еду готовили в печке).

-А мы сейчас где готовим?

(на газовой, электрической плите).

(Слайд 12) Воспитатель: Дети, а как вы думаете, что это за место в избе?

Дети: Главный угол в избе назывался красным.

Воспитатель: Что означало красный угол?

Дети: Красивый угол.

Воспитатель: В красном углу самом светлом и чистом, размещалась божница - полочка с иконами. Иконы украшали нарядным полотенцем «рушником».Что делал входящий в избу?

Дети: Входящий в избу обязательно снимал шапку поворачивался лицом к иконам, крестился и низко кланялся.

Воспитатель: Ребята, какие предметы находились в красном углу?

Дети: стол, лавки.

Воспитатель: Для чего? (Слайд 13)

Дети: За столом собиралась вся семья. У каждого было свое место. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. В будние дни изба выглядела довольно скромно, стол стоял без скатерти, стены без украшений. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь. В: Русское гостеприимство- неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром говорили: «Что есть в печи- на стол мечи!».

И к нам сегодня на занятие пришли гости, ребята. Наша дружная многонациональная группа всегда рада гостям. (воспитатель открывает стол с угощениями).

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие в старину стародавнюю.

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Почему гостей встречали с хлебом, солью?

Почему Русь называлась деревянной?

Что было самым главным в избе?

Чем наша жизнь отличается от жизни в древней Руси? (Ответы детей)

Воспитатель: Спасибо, ребята за активное участие в занятии.

«Жизнь и быт русского народа». Открытый показ НОД в подготовительной группе
Фото «Жизнь и быт русского народа»
. Открытый показ НОД в подготовительной группе - фото
Фото №1 Открытый показ НОД Жизнь и быт русского народа в подготовительной группе Фото №2 Предварительная работа
Публикации по теме:

«Как узнать зиму?» Открытый показ прогулки в подготовительной группе«Как узнать зиму?» Открытый показ прогулки в подготовительной группе (Дети одеваются и выходят на улицу) Воспитатель:"Проходите,ребятишки: И девчонки,и мальчишки! Прошу в круг всех встать- За руки друг друга.

Открытый показ образовательной деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным» (фотоотчет)Открытый показ образовательной деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным» (фотоотчет) «Путешествие с профессором Любознайкиным»(фотоотчет) познавательно – исследовательская деятельность (старший дошкольный возраст 5-6 лет).

Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа» Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Секреты волшебного сундучка» «Осенние традиции и обычаи русского.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Жизнь и быт русского народа». Открытый показ НОД в подготовительной группе
Опубликовано: 25 ноября 2024 в 17:55
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Жизнь и быт русского народа». Открытый показ НОД в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Иванова Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД