Иванова Елена
«Жизнь и быт русского народа». Открытый показ НОД в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый показ НОД «Жизнь и быт русского народа»
в подготовительной группе.
Цель: Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям, культуре древней Руси, к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.
Задачи:
- развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством русской избы;
- расширять и обогащать словарный запас по теме;
- воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры, приобщать к культуре своего народа;
- воспитывать бережное отношение к старинным вещам;
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине.
Предварительная работа :
1. Изготовление и поиск атрибутов.
2. Прослушивание музыкальных произведений, просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций.
3. Разучивание пословиц и поговорок, стихотворений, отгадывание загадок.
4. Чтение русских народных сказок.
5. Русские народные игры.
6. Творческие работы.
Материалы и оборудование: предметы русского быта, презентация «Русская изба внутри», ноутбук, интерактивная доска, записи музыкальных произведений,
Ход занятия:
1. (Слайд1). Дети в группе, (русская народная музыка, тихо играет) заходят педагоги, воспитатель встречает с хлебом солью (платок на плечах, со словами «Добро пожаловать, гости дорогие!». Все усаживаются.
Воспитатель: Сегодня, ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся со всеми.
Дети берутся за руки:
Возьмёмся за руки, друзья!
Друг другу улыбнёмся.
Мы пожелаем всем добра
Всем детям с самого утра!
И скажем: «Здравствуйте, друзья!»
«Здравствуйте гости дорогие!»
Воспитатель: Ребята, а что означает слово «Здравствуйте»?
Дети: Этим словом мы желаем всем здоровья, показываем своё доброе отношение, вежливость и воспитанность.
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, послушайте, как я вас буду приветствовать.
Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!
Дай Бог тому,
Кто в этом дому –
Пусть наделит вас Господь
И житьём, и бытьём, и здоровьицем!
Как вы думаете, когда так люди приветствовали друг друга?
Дети: Приветствовали в старину стародавнюю.
Воспитатель: Сегодня, ребята, я предлагаю нам всем отправиться в путешествие в старину стародавнюю. Вспомним с вами народную культуру, быт и традиции русского народа. Как называется страна в которой мы живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: Россия возникла очень давно, у нее древняя и очень интересная история. Вы знаете, как называлось наше государство раньше?
Дети: Русь, Русь- Матушка, Русь деревянная.
Воспитатель: А почему Русь называли деревянной? (Слайд 2)
Дети: Потому что все строили и создавали из дерева.
Воспитатель: Россия – страна лесная, деревом богатая. Что строили из дерева?
Дети: Из дерева строили дома, мастерили столы, лавки, полки для посуды, орудия труда и прочие нужные в хозяйстве вещи.
Воспитатель: Ребята скажите пожалуйста кто такие предки? (Слайд 3)
Дети: Это люди, жившие много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших прадедушек и прабабушек.
Воспитатель: Да, наши предки строили дома из дерева, такие дома были теплые и сухие. Как их называли? (Слайд 4)
Дети: Изба.
Воспитатель: А строили её так! Было на Руси правило: шел глава семьи к соседу: «Приходите, говорил- люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. (Слайд 5). Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили избы из деревянных бревен. Рубить избу означает - строить. Строили, или как говорили в старину, рубили с помощью строительных инструментов. Предлагаю вам отгадать загадки, чтобы узнать какими инструментами рубили избу.
3. Загадки:
1. Кланяется, кланяется, придет домой, растянется. (Топор) (Слайд 6)
2. Грызть дрова – простое дело! Я опилочек поела.
Сок древесный попила! Кто такая я? (Пила) (Слайд 7)
3. Сам деревянный, а голова железная. (Молоток) (Слайд 8)
На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.
Приглашаю вас заглянуть в русскую добрую избу. Послушайте загадку и подумайте, что же самым главным было в деревенской избе?
Загадка: «Стоит Матрёна, здорова, ядрёна, пасть открывает, что дают глотает» (печь). (Слайд 9)
Воспитатель: Печь- это сердце дома. Что делала печь для семьи?
Дети: Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись возле печи.
Воспитатель: Но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. В старину темными, зимними вечерами собирались люди в большой избе. Как такие вечера назывались?
Дети: Посиделки (Слайд 10)
Воспитатель: Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали. Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась. Ведь говорят в народе: «От скуки бери дело в руки». Ребята предлагаю вам по картинкам рассказать пословицы и поговорки. (раздать картинки детям).
Ответы детей.
Физкультминутка:
Воспитатель: Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогали весёлые игры.
Предлагаю вам, ребята, немного отдохнуть и сыграть в игру «Золотые ворота». А какие правила у этой игры?
Дети: «Двое игроков становятся напротив друг друга, берутся за руки и образуют ворота, другие дети цепочкой проходят под песню в эти ворота хороводом, когда песня заканчивается ворота захлопываются и те кто попал в воротики, образуют ворота».
Воспитатель: Как у наших у ворот собирается народ,
Начинается игра «Золотые ворота». (Музыка)
Дети: Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
Воспитатель: Поиграли немного ребята, отдохнули продолжим дальше. (Слайд 11) В русской избе между печью и стеной находился женский угол, а как в старину его называли еще?
Дети: Бабий кут.
Воспитатель: Что находилось в бабьем углу?
Дети: Здесь хозяйка готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды- посудник.
Воспитатель: В русской избе были предметы - помощники по хозяйству, а какие это предметы мы сейчас узнаем, если соберем пазлы.
Дети собирают пазлы. Загадки:
Выпускает жаркий пар
Древний чайник… (Самовар)
Воспитатель: Что делали с самоваром?
Дети: За самоваром собиралась вся большая деревенская семья, пили чай горячий с медком, с пирогами, блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта, и семейного покоя.
Что хозяйка в печку ставит,
кто из вас, ребята, знает? (Чугунок)
Воспитатель: Что вы можете рассказать о чугунке?
Дети: Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Воспитатель: Как же можно было достать из печи чугунок?
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идёт. (Ухват)
Воспитатель: Для чего нужен был ухват?
Дети: Возле русской печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок со щами, вкусной кашей.
Воспитатель: Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте кто?
Дедко коптел,
Много лет терпел,
Много душ кормил
А разбился-
Под плетнём очутился? (Горшок)
Воспитатель: Что делали с горшками?
Дети: В горшках варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького до большого вмещавшего 2-3 ведра воды.
Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)
Воспитатель: Какая была ложка в то время?
Дети: Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматнее и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжёшься. У каждого члена семьи была своя ложка. И в гости всегда ходили со своей ложкой.
Воспитатель: Молодцы. ребята, все вы знаете. Сыграем в игру.
Игра «Что было, что стало». (Воспитатель кидает ребенку мяч)
-В чем раньше кипятили воду для чая?
(в самоваре).
-А мы сейчас?
(в чайнике).
-В чем раньше кашу варили?
(в чугунке).
-А мы сейчас где готовим?
(в кастрюле).
-Чем раньше брали горячий чугунок, чтобы не обжечься?
(ухватом)
-А сейчас?
(специальными перчатками)
-Раньше хранили продукты?
(в горшках)
-А в наше время?
(стеклянных, жестяных банках).
-В старину ложка была?
(деревянная)
-А сейчас?
(железная)
- Где готовили еду в старину?
(еду готовили в печке).
-А мы сейчас где готовим?
(на газовой, электрической плите).
(Слайд 12) Воспитатель: Дети, а как вы думаете, что это за место в избе?
Дети: Главный угол в избе назывался красным.
Воспитатель: Что означало красный угол?
Дети: Красивый угол.
Воспитатель: В красном углу самом светлом и чистом, размещалась божница - полочка с иконами. Иконы украшали нарядным полотенцем «рушником».Что делал входящий в избу?
Дети: Входящий в избу обязательно снимал шапку поворачивался лицом к иконам, крестился и низко кланялся.
Воспитатель: Ребята, какие предметы находились в красном углу?
Дети: стол, лавки.
Воспитатель: Для чего? (Слайд 13)
Дети: За столом собиралась вся семья. У каждого было свое место. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. В будние дни изба выглядела довольно скромно, стол стоял без скатерти, стены без украшений. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь. В: Русское гостеприимство- неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром говорили: «Что есть в печи- на стол мечи!».
И к нам сегодня на занятие пришли гости, ребята. Наша дружная многонациональная группа всегда рада гостям. (воспитатель открывает стол с угощениями).
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие в старину стародавнюю.
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Почему гостей встречали с хлебом, солью?
Почему Русь называлась деревянной?
Что было самым главным в избе?
Чем наша жизнь отличается от жизни в древней Руси? (Ответы детей)
Воспитатель: Спасибо, ребята за активное участие в занятии.