Приложение МААМ

Формирование предпосылок функциональной грамотности ребенка-дошкольника с ОВЗ посредством использования инновационных форм

Наталья Прусакова
Формирование предпосылок функциональной грамотности ребенка-дошкольника с ОВЗ посредством использования инновационных форм
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд- название

В содержании моей презентации мне хотелось бы затронуть вопрос о том, каким образом учитель- логопед ДОУ может помочь ребенку с ОВЗ в формировании предпосылок функциональной грамотности, которая является необходимым компонентом жизненных компетенций ребенка и заключается в способности максимально быстро адаптироваться в изменяющихся условиях, вступать в отношения с социумом в процессе учебной деятельности, непосредственного общения с окружающими ребёнка взрослыми и сверстниками).

1 СЛАЙД-

Темочки:

К сожалению, у контингента детей с ОВЗ отмечаются проблемы в развитии высших психических функций, как правило, на фоне серьезных дефектов речевого развития (несоответствия речи возрастным нормам).

а именно недоразвитие внимания, мышления, памяти, недоразвитие сенсорных функций, пространственных представлений, есть особенности в приеме и переработке информации. У большинства воспитанников с ОВЗ наблюдается отсутствие интереса к познанию, обучению, обусловленные снижением мыслительных функций, отмечается повышенная утомляемость, недостаточная переключаемость и концентрация внимания. И все вышеперечисленное на фоне серьезных дефектов речевого развития (несоответствия речи возрастным нормам

2 слайд Всю деятельность: и учебную, и коррекционную, и воспитательную - направили на активизацию речевой деятельности посредством вовлечения обучающихся с ОВЗ в создаваемую речевую игровую проблемную ситуацию, где ребенку практически необходимо в доступной для него форме применить полученные ранее знания.

3Слайд- ИКТ

Как показала практика : не всегда классические традиционные технологии дают хороший результат. Поэтому было естественным обратить внимание на подбор инновационных педагогических технологий, которые призваны оптимально соответствовать поставленной цели формирования предпосылок функциональной грамотности.

Из всего многообразия современных инновационных технологий были выбраны элементы здоровьесберегающих технологий, развивающих игровых технологий, в частности «Развивающие игры Воскобовича», театрализованные игры, элементы проектных технологий, ИКТ технологий с активным использованием цифровых образовательных ресурсов (презентаций, анимаций, иллюстраций, видеофрагментов и д. р.,) .

Элементы ИКТ использовались в ходе организации индивидуальной и групповой НОД.

Упражнения программы имеющегося в нашем распоряжении игрового обучающего развивающего интерактивного комплекса «Лого-7» разделов «Моторика», «Фонематика», «Словообразование», «Лексика», «Связная речь»использовались и в качестве обучающих, и в качестве оценивающих степень усвоенности знаний, умений их примененить. Ребенок охотно включается в игру, в диалог с виртуальным персонажем, повторяет за ним соответствующие звуки, эмоционально отвечает на учебные вопросы, получает позитивную оценку своей деятельности и все это служит улучшению качества коррекционного процесса, обучает восприятию содержания устной речи, мотивирует воспитанников к освоению и активному применению полученных знаний.

К примеру, работая в Программе «Связная речь», воспитанники смогли без затруднений составить связные описательные рассказы об овощах и фруктах, одежде, профессиях, транспорте. А впоследствии успешно использовать в сюжетных, в культурных практиках, театрализованных играх.

4слай Театрализованные игры

Особое место, после ознакомления с видами театров, ,отводили режиссерским играм. Здесь ребенок сам (с направляющей помощью взрослого) создавал сценарий, играл роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Данные игры использовались на индивидуальных и групповых занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, разыгрывании сказок, следам демонстрируемого действия,

5слайд Воскобович «Фиолетовый лес»

«Развивающие игры Воскобовича» очень хорошо адаптируются для занятий с детьми с ОВЗ. Имеющуюся в нашем распоряжении развивающую предметно-пространственная среду «Фиолетовый лес» использовали в виде «конструктора», видоизменяли ее в зависимости от решаемой коррекционной, образовательной и воспитательной ситуации, с учетом интересов детей и их возможностей. Использование данного игрового пособия позволяло решать задачи по развитию коммуникативных навыков, усвоения правил поведения в обществе взрослых и сверстников, воспитанию чувства взаимовыручки. Пособие обеспечивало игровую, познавательную, исследовательскую, коммуникативную, двигательную (развитие мелкой и крупной моторики) и речевую активность. Игровые ситуации «Осенний узор», «Кто живет в лесу?», «Буквы потерялись», «Волшебные листочки», «Поможем семье ежика», «Подбери словечко», «Путешествие капельки» .Для внесения разнообразия, расширения возможности вовлечения детей в речевую коммуникативную ситуацию нами были приобретены яркие, занимательные игры Лип-лип., представляющие тематические ковролиновые конструкторы. Теперь мы можем отправить в лес целую семью («Семья», предварительно одев по сезону (игра «Одень мальчика и девочку», можем разыграть сказку «Репка», «Маша и медведь» и другие, можем изучать грамоту( «Дома для букв с буквами», «Азбука с картинками и игровым полем»

6Слайд Пальчиковые игры

В соответствии с Законом “Об образовании РФ” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. К большому сожалению, состояние здоровья детей- логопатов оставляет желать лучшего. Поэтому применение в повседневной работе учителя-логопеда элементов здоровьесберегающих технологий как нельзя актуально и направлено на сохранение, поддержание, обогащение и воспитание культуры здоровья воспитанников с ОВЗ. В этом виде деятельности придерживаемся педагогического принципа : взрослый не наставник, а соучастник и находится «не рядом, не над, а вместе».,

Особое внимание уделяем развитию мелкой моторики руки, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, возможность самому предложить другим порядок выполнения понравившихся упражнений, правил игр. Нами была составлена картотека пальчиковых игр по всем темам: «Игрушки, Времена года, Человек, Дикие и домашние животные, Растения» и т. д., а имеющиеся в нашем распоряжении «сухой бассейн», массажные мячики, массажные шарики СУ-джок, мешочки с разным обьемным наполнением, шишки, камушки, орехи, каштаны, крупные и мелкие скрепки, шнуровки, цветные крышечки от пластиковых бутылок, прищепки разных цветов и размеров, крупы, платочки, крупные бусины, макароны, шестигранные карандаши – стали универсальным дидактическим развивающим материалом, оздоравливающим организм воспитанников, оптимизирующим процесс коррекции речи, существенно усиливающим желание ребенка увидеть новые аспекты использования известных предметов.

7 Слайд Проектная деятельность

Метод проектов в работе с дошкольниками с ОВЗ как нельзя лучше способствует коррекции речевых нарушений, всестороннему развитию личности ребенка и формированию предпосылок функциональной грамотности. Именно поэтому метод привлек наше внимание, помог перевести ребенка из обьекта педагогического воздействия в активного участника творческой деятельности.. Решая в ходе проектирования различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с проблемами в речевом развитии обогащают и ак-тивизируют свой словарный запас, учатся публично высту-пать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах, адекватно общаться с окружающими. Подготовленные проекты : «Улицы родного поселка», «Зачем человеку язык», «Заповедники Белогорья» «Зимующие птицы родного края», «Первоцветы на территории детского сада» понравились ребятам и запомнились надолго. А вся вышеперечисленная работа послужила формированию у воспитанников –логопатов с ОВЗ предпосылок функциональной грамотности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособийФормирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособий Дидактические игра «Откуда можно взять монеты и где их хранить?» Для игры используются дидактические материалы: «Где можно хранить деньги»,.

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предпосылок функциональной грамотности ребенка-дошкольника с ОВЗ посредством использования инновационных форм
Опубликовано: 26 ноября 2024 в 12:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование предпосылок функциональной грамотности ребенка-дошкольника с ОВЗ посредством использования инновационных форм» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Прусакова (УИ 1339271) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 января 2025 понедельник
07 января 2025 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД