надежда воробьёва
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Почему их так назвали?»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе.
Тема: Почему их так назвали?
Цель урока :
• раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями;
• расширить знания о грибах, растениях, животных;
• сформировать первоначальные представления об экологии и роли экологии в жизни людей;
• познакомить с профессией – эколог;
• воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Планируемые образовательные результаты:
Публикация «Конспект урока по окружающему миру в 1 классе „Почему их так назвали?“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
Предметные: обучающиеся осознают связь между названиями растений и животных и их особенностями, научатся по описанию и внешнему виду растений, грибов, растений и животных давать им названия; объяснять почему их так назвали и зачем их необходимо беречь; получат возможность научиться: формулировать правила поведения в природе; оценивать свое поведение в лесу; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; ориентирование в учебнике и рабочей тетради; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.
Личностные: формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Используемые учебники и учебные пособия: А. А. Плешаков «Окружающий мир» 1 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир».
Учебные материалы: интерактивная доска, презентация на тему «Почему их так называют?», раздаточный материал (картинки с изображением растений, грибов, животных и насекомых, тексты с описанием грибов, насекомых, растений, животных).
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и групповая работа.
Ход урока
1. Организационный момент:
Итак, друзья, внимание
Для вас звенит звонок.
Садитесь поудобнее,
Сейчас начнём урок.
2. Мотивация учебной деятельности:
- Ребята, сегодня к нам в сами на урок снова пожаловал муравей Вопросик и он предлагает нам вместе с ним отправиться на прогулку, а вот куда вы постараетесь угадать сами. Послушайте загадку и постарайтесь её отгадать:
Кто, как только жарко станет
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой-
Скинет с плеч её долой.
- Правильно, ребята, это лес. И сегодня мы с вами, вместе с муравьём Вопросиком отправимся в гости к Лесовичку, именно он нам с вами поможет услышать, увидеть, узнать много интересного. - Но для начала Лесовичок хотел бы у вас узнать, а для чего нужен лес? (Лес – это наше богатство, это зелёный наряд нашей Земли, это дом для зверей и птиц, это кладовая орехов, грибов, ягод.)
- Молодцы, вы всё правильно сказали. Ребята, так как мы с вами идём в гости к Лесовичку, то какие правила мы должны соблюдать, находясь в лесу? (Не кричать, не бросать мусор, не рвать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не разорять гнёзда.)
- Какие вы молодцы, я надеюсь, что во время нашей прогулки вы будете не только послушными, но и внимательными. Ребята, для того, чтобы мы смогли многое увидеть и узнать, Лесовичок предлагает нам разделиться на 4 группы. Для этого вам необходимо взять из волшебной шляпы жетончик с номером, указывающий на номер группы. (Ребята делятся на группы и занимают свои места за столами.)
- Ну, вот мы с вами и поделились на группы, осталось узнать, как же они будут называться. Для этого Лесовичок приготовил для вас загадки, отгадав которые вы узнаете название своей группы. Слушайте 1 загадку:
1) Из-под снега вырастает
Раньше всех он расцветает….
- Правильно, это подснежник. А это что? (Растение. Отгадавшая команда получает табличку с названием группы).
- Послушайте следующую загадку:
2) Как только садится она на цветок.
Нектар собирает её хоботок.
- Молодцы, а бабочка - это кто? (Насекомое).
- По какому признаку вы это определили? (У всех насекомых 6 ног).
- Молодцы, тогда попробуйте отгадать ещё одну загадку:
3) Весь Антошка-
Шляпка да ножка.
Дождь пойдёт,
Он подрастёт.
-Что же это такое? Правильно, это гриб. Тогда нам осталось угадать последнюю загадку и узнать, как будет называться следующая группа.
4) Всё время стучит.
Деревья долбит,
Но их не колечит,
А только лечит.
- Правильно, это дятел. А дятел – кто? (Птица)
- Вот мы с вами и определились, что же будет изучать каждая группа. (1 группа – растения, 2 – насекомые, 3- птицы, 4 группа – грибы).
3. Определение темы и целей урока.
- Мы с вами знаем, что у каждого из нас есть имя.
- А кто из вас знает, почему родители вас так назвали? И сегодня на уроке мы с вами будем говорить об именах. Очень часто растения и животные получают свои имена за сходство с кем-то, за необычную окраску, форму листьев или ещё что-то, поэтому ваша задача сегодня на уроке – выяснить, почему именно так названы некоторые растения, насекомые, грибы, которые есть в лесу.
4. Работа в группах.
- Сейчас вы будете работать в группах и постараетесь самостоятельно сделать мини-книжку о самых интересных растениях, грибах, насекомых и птицах живущих в лесу. После завершения работы, каждая группа постарается защитить свою работу.
- Но прежде чем, вы начнёте свою работу, давайте вспомним основные правила работы в группе.
Правила работы в группе
1. Выберите лидера группы.
2. Обсудите пути достижения целей, распределите задания для каждого из членов группы.
3. Убедитесь, что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними.
4. Учитесь находить контакты в группе.
5. Стремитесь достигнуть компромисса при принятии решений.
6. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение.
7. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.
8. Лидер группы следит за временем.
- Ребята, посмотрите на свои столы. Перед вами лежат чистые листы, из которых вы будете делать мини-книжку. На эти листы вы будете приклеивать картинки с изображением растения, насекомого и т. д., а также название и описание этого растения, насекомого. Прежде чем приклеить, постарайтесь внимательно прочитать текст-описание и выбрать нужную картинку и название. После завершения работы, приготовьтесь представить свою работу классу.
1 группа - растения.
Копытень. Форма листьев этого растения напоминает копыто животного.
Звездчатка Форма цветочков этого растения напоминает звёздочки.
Медуница Это весенний цветок. В цветах этого растения много сладкого сока – нектара, из которого пчёлы делают мёд.
Недотрога Это высокое растение, которое любит сырые, тенистые места. Если дотронуться до плода этого растения, тут же раздаётся лёгкий треск и плодик выстреливает. И из него в разные стороны разлетаются семена.
2 группа - насекомые.
Жук-олень Этот жук один из крупнейших жуков России. Самец длиной до 7 см. Голова очень большая, с выступающими гребнями и огромными верхними челюстями, по форме напоминающими рога оленя. Подлежит охране, занесён в Красную книгу.
Жук-носорог Данное насекомое летает. У него один рог на носу, он медлителен и неуклюж. Передними лапками он хорошо копает, а питается он подпорченной растительной пищей: трухой деревьев или древесным соком.
Жук-слоник Живут эти насекомые всюду: в поле, на болоте, в лесу, в плодовом саду. Характерная особенность этих жуков - длинная, вытянутая в трубку голова. У многих заканчивается вытянутым и тонким хоботком. Большинство жуков красиво и пестро окрашены, имеют крылья и хорошо летают. Почти все слоники – вредители.
Жук-могильщик Это насекомое закапывает в почву мёртвых птиц, зверьков. Оно является санитаром леса.
3 группа - грибы.
Подберёзовик Этот стройный и подтянутый гриб растёт под берёзами. Правда, живет он недолго. На шестой день гриб уж полностью созрел, а еще через день состарился. За сутки гриб может вырасти на 3-5 сантиметров.
Лисичка Этот гриб съедобный и никогда не бывает червивым. Своим ярким цветом он напоминает лисий мех, за что и получил своё название. Растёт этот гриб в хвойных, лиственных и смешанных лесах.
Опята Эти грибы очень вкусные. Они быстро растут и к тому же растут большими семействами на трухлявых пнях. Если этот гриб поселится на здоровом дереве, то и оно станет трухлявым. Вот такой этот гриб!
Мухомор Этот гриб – красавец. Раньше настоем отвара этих грибов морили мух и он является отличным лекарством для животных.
4 группа - птицы.
Вертишейка Эта птичка получила своё название за поведение. Она всё время вертит своей шеей. Чтобы защитить своё потомство во время опасности она вытягивает шею и шипит, как змея, так что у желающих познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота.
Кукушка Эта птица получила своё название за песню, во время пения она кричит: «Ку-ку! ку-ку!», то есть кукует. Во многих странах её называют по разному, например, чехи называют эту птицу «кукачка», болгары – «кукувайца», немцы – «кукук», французы – «куку», итальянцы - «кукуко».
Мухоловка Птица получила своё название за то, чем она питается. А питается она мухами, и не просто склевывает их на земле, а ловит на лету.
Трясогуска Птичка эта очень интересная на вид, обычно обитает у воды, где-нибудь у реки или водоема. Бегает она весьма быстро, при этом подергивает своим хвостом вверх/вниз, как бы трясет им.
5. Физ. минутка.
- Ребята, вы много работали и наверное устали, поэтому я предлагаю вам немного отдохнуть. Встаньте возле своих парт и повторяйте за мной движения.
Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьётся (Покружиться.)
- Усаживайтесь тихонечко на свои места.
6. Защита получившихся работ.
- Ну, что ж, ребята, нам с вами пришла пора проверить то, что вы сделали. Сейчас каждая группа будет выходить к доске и коротко нам расскажет о том, над чем вы работали и что нового и интересного узнали для себя. (Каждая группа выходит к доске, показывает свою работу и коротко рассказывает о том, что они изучали.)
- Ребята, может кто-нибудь из вас знает ещё какие-нибудь растения и грибы, насекомых и животных и сможет объяснить, почему их так назвали.
- Большое спасибо всем группам за выступление. Но мне бы хотелось спросить вас, нужно ли беречь то о чём вы сейчас рассказывали и что произойдёт с природой, если мы не будем её беречь.
- А кто из вас знает, как называют людей, которые занимаются защитой природы, которые оберегают все, что растет, и всех, кто живет в природе, от исчезновения? (Экологи)
- Но ребята, существует целая наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему Миру, к Земле.
- Как вы считаете, что это за наука? (Экология).
- Правильно, ребята. Если каждый из нас будет бережно относиться к природе, то она нас будет радовать своей красотой.
7. Самостоятельная работа по учебнику.
-Ребята, вы очень хорошо потрудились. И сейчас мне бы хотелось посмотреть, как вы запомнили эти названия. Сейчас каждый из вас откроет учебник окружающего мира, рассмотрит картинки и попробует соотнести рисунки грибов, растений и насекомых с их названиями.
- Давайте проверим, что у вас получилось. (Ребята поднимают руку и объясняют свой ответ).
- Поднимите руку, у кого было всё верно, а кто допустил 1или 2 ошибки. (Ребята оценивают свою работу).
- Молодцы.
8. Итог урока
- Ну, вот и подошла к концу наша прогулка в лес. Мы сегодня с вами отгадали много загадок и узнали много нового и интересного.
- Ребята, а что мы еще научились делать во время прогулки? (Объяснять названия птиц, растений, насекомых и грибов. Работать в группах).
- Я надеюсь, что после сегодняшнего урока, когда вы отправитесь в лес, вы будете более внимательно относиться к природе, рассматривать и изучать каждую травинку, каждого жучка.
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Микрофон». Я вам буду передавать микрофон, и у кого он окажется в руках, ответит на вопрос «Что мне понравилось на уроке? Что мне запомнилось?»
9. Рефлексия.
- Ребята, у каждого из вас на парте лежат солнышко и тучка. Если вам урок понравился, то покажите мне солнышко, если не понравился – тучку.
- Молодцы!
- Спасибо всем за работу. Урок окончен.