Приложение МААМ

Сопровождение одаренного ребёнка

Елена Гостенина
Сопровождение одаренного ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы

Сопровождение одаренного ребенка в учебном процессе предполагает систему личностно-ориентированного образования, под которым понимается образование, обеспечивающее развитие, саморазвитие и продуктивную самореализацию личности ученика, происходящую с опорой на его индивидуальные особенности, как субъекта познания и предметной деятельности.

Цель - содействие в выявлении, поддержки и развитии детей с признаками одаренности, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психического и физического здоровья.

Задачи:

Создание системы выявления и развития детской одарённости;

Публикация «Сопровождение одаренного ребёнка» размещена в разделах

Создание условий, способствующих организации работы одаренными детьми в соответствии с целями опережающего развития и реализации образовательных и творческих возможностей, связанных с доступом современным информационным ресурсам обучающихся и педагогов;

Овладение методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и личностно-ориентированного обучения, отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности, инициативности и творчества.

Выявление и поддержка талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода обучения;

Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления;

Развитие творческого, критического и логического мышления, способности к решению проблем;

Предоставление возможности совершенствовать способности совместной деятельности со сверстниками, педагогом через самостоятельную работу и проектную деятельность;

Развитие социальной активности и ответственности детей;

Участие в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях и других видах деятельности, позволяющих обучающимся проявить свои способности;

Развитие целостной картины мира и глобального мышления у детей;

Развитие способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе, обучение исследовательским навыкам и умениям;

Обучение умениям работать совместно;

Развитие способности к самопознанию, формирование положительной «Я - концепции» и понимание ценности и уникальности другого человека.

Направления работы педагога-психолога в школе с одаренными учениками :

- Проведение психологической диагностики, которое включает в себя выявление одаренных детей, изучение креативности, лидерской одаренности интеллектуально-одаренных школьников, выявление интересов и склонностей одаренных детей (анкетирование ребенка, родителей). Психодиагностика позволяет отслеживать показатели в динамике социально-психологического статуса одаренных обучающихся.

- Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей с целью расширения их представления о природе и проявлениях одаренности, особенностях обучения и воспитания одаренных детей.

- Создание социально-психологических условий для проявления и развития одаренности школьников. Такие условия могут создаваться как психологом в процессе специальных развивающих, тренинговых занятий (для развития познавательной и психосоциальной сферы) и программ, так и педагогическим коллективом.

- Оказание психологической помощи одаренным детям и их педагогам в решении возникающих у них проблем через индивидуальное и групповое консультирование.

Ожидаемые результаты

 выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности;

 увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка;

 повышение компетенции учителей, работающих с одаренными детьми;

 активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми;

 создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям;

 повышение качественных показателей успеваемости учащихся;

 увеличение числа призовых мест на олимпиадах и конкурсах различного уровня.

 Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса составлена для одаренных обучающихся и всех остальных участников образовательного процесса и рассчитана на 1 год. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (34 ч).

Психолого-педагогическое сопровождение  талантливых и одаренных детей

Психолого-педагогическое сопровождение  талантливых и одаренных детей в образовательном процессе выступает как особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации и адаптации.  Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в школе осуществляется психолого-педагогической службой, в которую входят зам. директора по УВР, ВР, педагог-психолог, социальный педагог, медицинские работники.

Актуальность задач психолого-педагогического сопровождения определяется также существующими рисками возникновения проблемных ситуаций в развитии, обучении и отношениях талантливого и одаренного ребенка с окружающими людьми. У некоторых одаренных детей отмечается дисинхрония (неравномерность) психического развития, проявление особенностей развития эмоционально-волевой сферы и характера, учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, которые при отсутствии системы поддержки и сопровождения могут выступить причиной школьной и социальной дезадаптации.

Создание педагогом-психологом оптимальных условий по развитию коммуникативныых действий обеспечат талантливым и одаренным школьникам социальную компетентность и  успешную  интеграцию в группу сверстников, позволят им строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Цель сопровождения : выявление, поддержка и развитие талантливых и одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическая помощь учащимся в профессиональном самоопределении, сохранение психологического и физического здоровья;  создание оптимальных условий  для гармоничного развития талантливых и одаренных детей.

Задачи психолого-педагогического сопровождения :

Определить критерии признаков талантливости и одаренности детей, создать банк диагностических методик и реализовать систему диагностической работы по выявлению талантливых и одарённых школьников, требующих особого маршрута сопровождения.

Оказывать помощь участникам педагогического процесса  в решении актуальных задач развития,  обучения, социализации  талантливых и одаренных детей, повышения психологической комфортности окружающей среды.

Осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению возникновения проблем в обучении, развитии и воспитании ребенка.

Участвовать в проведении различных по форме мероприятий по психологическому просвещению педагогов и родителей, имеющие своей целью расширение их представлений о природе одарённости, об особенностях обучения и воспитания одарённых детей.

Сопровождение одаренных детей планируется осуществлять на 4-х уровнях:

Индивидуальный —  индивидуальная психолого-педагогическая работа непосредственно с талантливым или одарённым учеником (индивидуальные консультации, дополнительные занятия)

Групповой — психолого-педагогическая работа с группами талантливых и одаренных  школьников (групповые консультации, тренинги)

Уровень класса — деятельность педагогов по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений с одноклассниками

Уровень специализированного учреждения (психолого-педагогические, консультационные центры)

Психолого-педагогическое сопровождение будет строиться на следующих принципах:

Направления  психолого-педагогического сопровождения.

 Основные направления психологического сопровождения талантливых и одаренных детей :

Диагностическое направление: составление банка психодиагностических методик и реализация психологической диагностики, направленной на выявление  талантливых и одаренных школьников, актуальных задач и проблем их развития,  обучения, социализации.

Коррекционно-развивающее направление: развитие эмоциональной устойчивости, помощь в школьной адаптации, формирование навыков саморегуляции, навыки успешного преодоления стресса в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах, содействие в социализации, формированию коммуникативных навыков.

Просветительское направление: развитие психолого-педагогической компетентности администрации,  педагогов,  родителей. Содействие в повышении квалификации педагогов, работающих  с талантливыми детьми, педагог не должен рассматриваться только как средство развития таланта.

Консультационное направление: оказание психологической помощи талантливым и одарённым детям и их родителям и педагогам в решении возникающих у них проблем (конфликты в явной и скрытой форме, нежелание ученика и педагога сотрудничать вне урока и пр.)

Психопрофилактическое направление: охрана и укрепление здоровья, формирование в школьном сообществе определённой психологической установки в отношении одарённости. Организация психологической среды в школе, поддерживающей и развивающей идеи уникальности каждого школьника, ценности именно его способностей. Такая установка является противовесом конкуренции, самоутверждению за счёт других.

Экспертное направление: экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов школы.

Мотивационное направление - поощрение талантливых и одарённых учащихся, педагогов и родителей (премии, почётные грамоты и пр.).

Работу с родительской общественностью школа рассматривает как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов.

Таким образом,  психолого-педагогическое сопровождение будет являться неотъемлемым элементом системы образования, равноправным партнером структур и специалистов разного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения.

Предлагаемая  модель психолого-педагогического сопровождения одаренных детей может быть представлена в   виде следующей схемы:

    В соответствии с этой моделью работа психолого-педагогической службы планируется проводить по трем направлениям:

 непосредственно с ребенком;

 путем организация квалифицированной помощи педагогам;

 путем реализации помощи родителям одаренного ребенка.

  В работе с  одарённым ребёнком психологической службой решаются следующие аспекты:

Психолого-педагогическая поддержка - диагностика, консультативно-тренинговая работа, направленная на развитие самосознания, у одарённого ребёнка важно формировать ценностное отношение к себе, к своему таланту, развивать глубокое понимание своих возможностей (одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников, реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе, у таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, трудности в социальной адаптации, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все, учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения, сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть).

Обучение талантливого и одарённого ребёнка социально-психологическим навыкам и умениям установления и поддержания гармоничных отношений с окружающими, понимание своих чувств и переживаний в общении, делового сотрудничества, конструктивного решения конфликтов  (известно, что высокий уровень интеллектуального развития не только не гарантирует ребенку, да и взрослому успешность в общении с другими людьми, но нередко сочетается с большими затруднениями в установлении контакта и осуществлении коммуникации, а именно в этом и проявляется феномен интеллектуально-социальной диссинхронии, Хотя одаренные дети и подростки с трудностями в общении нередко успешно взаимодействуют с партнерами посредством Интернета, при этом коммуникативные процессы  претерпевают существенные изменения по сравнению с традиционными формами общения - исключаются либо модифицируются некоторые сложные коммуникативные действия, требующие высокого уровня развития социально-перцептивных, эмоциональных процессов (эмпатии) и в целом социальной компетенции).

Охрана и укрепление здоровья; развитие навыков саморегуляции и управления стрессом (современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики талантливого и одаренного человека является относительной редкостью - чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем).

Образовательная среда школы  будет адаптирована к образовательным потребностям одаренных детей за счет следующих факторов:

подбора оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития;

психолого-педагогической, правовой, социальной, валеологической  поддержки обучающихся;

психолого-педагогическое сопровождение учащихся на каждом этапе и уровне образовательного процесса;

комфортности   окружающей среды.

Публикации по теме:

«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Психологическое сопровождение детей с ТНР средствами нейропсихологических игр и упражненийПсихологическое сопровождение детей с ТНР средствами нейропсихологических игр и упражнений «Психологическое сопровождение детей с ТНР средствами нейропсихологических игр и упражнений» Работая с детьми, имеющими тяжелые нарушения.

Автор публикации:
Сопровождение одаренного ребёнка
Опубликовано: 26 ноября 2024 в 12:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сопровождение одаренного ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гостенина (УИ 2378066) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД