Елена Гостенина
Сопровождение одаренного ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Сопровождение одаренного ребенка в учебном процессе предполагает систему личностно-ориентированного образования, под которым понимается образование, обеспечивающее развитие, саморазвитие и продуктивную самореализацию личности ученика, происходящую с опорой на его индивидуальные особенности, как субъекта познания и предметной деятельности.
Цель - содействие в выявлении, поддержки и развитии детей с признаками одаренности, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психического и физического здоровья.
Задачи:
Создание системы выявления и развития детской одарённости;
Публикация «Сопровождение одаренного ребёнка» размещена в разделах
Создание условий, способствующих организации работы одаренными детьми в соответствии с целями опережающего развития и реализации образовательных и творческих возможностей, связанных с доступом современным информационным ресурсам обучающихся и педагогов;
Овладение методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и личностно-ориентированного обучения, отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности, инициативности и творчества.
Выявление и поддержка талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода обучения;
Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления;
Развитие творческого, критического и логического мышления, способности к решению проблем;
Предоставление возможности совершенствовать способности совместной деятельности со сверстниками, педагогом через самостоятельную работу и проектную деятельность;
Развитие социальной активности и ответственности детей;
Участие в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях и других видах деятельности, позволяющих обучающимся проявить свои способности;
Развитие целостной картины мира и глобального мышления у детей;
Развитие способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе, обучение исследовательским навыкам и умениям;
Обучение умениям работать совместно;
Развитие способности к самопознанию, формирование положительной «Я - концепции» и понимание ценности и уникальности другого человека.
Направления работы педагога-психолога в школе с одаренными учениками :
- Проведение психологической диагностики, которое включает в себя выявление одаренных детей, изучение креативности, лидерской одаренности интеллектуально-одаренных школьников, выявление интересов и склонностей одаренных детей (анкетирование ребенка, родителей). Психодиагностика позволяет отслеживать показатели в динамике социально-психологического статуса одаренных обучающихся.
- Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей с целью расширения их представления о природе и проявлениях одаренности, особенностях обучения и воспитания одаренных детей.
- Создание социально-психологических условий для проявления и развития одаренности школьников. Такие условия могут создаваться как психологом в процессе специальных развивающих, тренинговых занятий (для развития познавательной и психосоциальной сферы) и программ, так и педагогическим коллективом.
- Оказание психологической помощи одаренным детям и их педагогам в решении возникающих у них проблем через индивидуальное и групповое консультирование.
Ожидаемые результаты
выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности;
увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка;
повышение компетенции учителей, работающих с одаренными детьми;
активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми;
создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям;
повышение качественных показателей успеваемости учащихся;
увеличение числа призовых мест на олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса составлена для одаренных обучающихся и всех остальных участников образовательного процесса и рассчитана на 1 год. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (34 ч).
Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей
Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей в образовательном процессе выступает как особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации и адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в школе осуществляется психолого-педагогической службой, в которую входят зам. директора по УВР, ВР, педагог-психолог, социальный педагог, медицинские работники.
Актуальность задач психолого-педагогического сопровождения определяется также существующими рисками возникновения проблемных ситуаций в развитии, обучении и отношениях талантливого и одаренного ребенка с окружающими людьми. У некоторых одаренных детей отмечается дисинхрония (неравномерность) психического развития, проявление особенностей развития эмоционально-волевой сферы и характера, учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, которые при отсутствии системы поддержки и сопровождения могут выступить причиной школьной и социальной дезадаптации.
Создание педагогом-психологом оптимальных условий по развитию коммуникативныых действий обеспечат талантливым и одаренным школьникам социальную компетентность и успешную интеграцию в группу сверстников, позволят им строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Цель сопровождения : выявление, поддержка и развитие талантливых и одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическая помощь учащимся в профессиональном самоопределении, сохранение психологического и физического здоровья; создание оптимальных условий для гармоничного развития талантливых и одаренных детей.
Задачи психолого-педагогического сопровождения :
Определить критерии признаков талантливости и одаренности детей, создать банк диагностических методик и реализовать систему диагностической работы по выявлению талантливых и одарённых школьников, требующих особого маршрута сопровождения.
Оказывать помощь участникам педагогического процесса в решении актуальных задач развития, обучения, социализации талантливых и одаренных детей, повышения психологической комфортности окружающей среды.
Осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению возникновения проблем в обучении, развитии и воспитании ребенка.
Участвовать в проведении различных по форме мероприятий по психологическому просвещению педагогов и родителей, имеющие своей целью расширение их представлений о природе одарённости, об особенностях обучения и воспитания одарённых детей.
Сопровождение одаренных детей планируется осуществлять на 4-х уровнях:
Индивидуальный — индивидуальная психолого-педагогическая работа непосредственно с талантливым или одарённым учеником (индивидуальные консультации, дополнительные занятия)
Групповой — психолого-педагогическая работа с группами талантливых и одаренных школьников (групповые консультации, тренинги)
Уровень класса — деятельность педагогов по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений с одноклассниками
Уровень специализированного учреждения (психолого-педагогические, консультационные центры)
Психолого-педагогическое сопровождение будет строиться на следующих принципах:
Направления психолого-педагогического сопровождения.
Основные направления психологического сопровождения талантливых и одаренных детей :
Диагностическое направление: составление банка психодиагностических методик и реализация психологической диагностики, направленной на выявление талантливых и одаренных школьников, актуальных задач и проблем их развития, обучения, социализации.
Коррекционно-развивающее направление: развитие эмоциональной устойчивости, помощь в школьной адаптации, формирование навыков саморегуляции, навыки успешного преодоления стресса в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах, содействие в социализации, формированию коммуникативных навыков.
Просветительское направление: развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей. Содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми, педагог не должен рассматриваться только как средство развития таланта.
Консультационное направление: оказание психологической помощи талантливым и одарённым детям и их родителям и педагогам в решении возникающих у них проблем (конфликты в явной и скрытой форме, нежелание ученика и педагога сотрудничать вне урока и пр.)
Психопрофилактическое направление: охрана и укрепление здоровья, формирование в школьном сообществе определённой психологической установки в отношении одарённости. Организация психологической среды в школе, поддерживающей и развивающей идеи уникальности каждого школьника, ценности именно его способностей. Такая установка является противовесом конкуренции, самоутверждению за счёт других.
Экспертное направление: экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов школы.
Мотивационное направление - поощрение талантливых и одарённых учащихся, педагогов и родителей (премии, почётные грамоты и пр.).
Работу с родительской общественностью школа рассматривает как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение будет являться неотъемлемым элементом системы образования, равноправным партнером структур и специалистов разного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения.
Предлагаемая модель психолого-педагогического сопровождения одаренных детей может быть представлена в виде следующей схемы:
В соответствии с этой моделью работа психолого-педагогической службы планируется проводить по трем направлениям:
непосредственно с ребенком;
путем организация квалифицированной помощи педагогам;
путем реализации помощи родителям одаренного ребенка.
В работе с одарённым ребёнком психологической службой решаются следующие аспекты:
Психолого-педагогическая поддержка - диагностика, консультативно-тренинговая работа, направленная на развитие самосознания, у одарённого ребёнка важно формировать ценностное отношение к себе, к своему таланту, развивать глубокое понимание своих возможностей (одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников, реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе, у таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, трудности в социальной адаптации, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все, учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения, сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть).
Обучение талантливого и одарённого ребёнка социально-психологическим навыкам и умениям установления и поддержания гармоничных отношений с окружающими, понимание своих чувств и переживаний в общении, делового сотрудничества, конструктивного решения конфликтов (известно, что высокий уровень интеллектуального развития не только не гарантирует ребенку, да и взрослому успешность в общении с другими людьми, но нередко сочетается с большими затруднениями в установлении контакта и осуществлении коммуникации, а именно в этом и проявляется феномен интеллектуально-социальной диссинхронии, Хотя одаренные дети и подростки с трудностями в общении нередко успешно взаимодействуют с партнерами посредством Интернета, при этом коммуникативные процессы претерпевают существенные изменения по сравнению с традиционными формами общения - исключаются либо модифицируются некоторые сложные коммуникативные действия, требующие высокого уровня развития социально-перцептивных, эмоциональных процессов (эмпатии) и в целом социальной компетенции).
Охрана и укрепление здоровья; развитие навыков саморегуляции и управления стрессом (современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики талантливого и одаренного человека является относительной редкостью - чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем).
Образовательная среда школы будет адаптирована к образовательным потребностям одаренных детей за счет следующих факторов:
подбора оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития;
психолого-педагогической, правовой, социальной, валеологической поддержки обучающихся;
психолого-педагогическое сопровождение учащихся на каждом этапе и уровне образовательного процесса;
комфортности окружающей среды.