Людмила Толстокоренко
Конспект интегрированной ОД в подготовительной группе «Зимние фантазии в произведениях поэтов, художников, композиторов»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. На примере произведений о зиме показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии.
2. Через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания о зиме и её признаках.
3. Использовать разные формы активного и пассивного восприятия музыки.
4. Побуждать детей вспоминать знакомую музыку и анализировать её.
5. Развивать творческие фантазии в танце.
Ход:
Звучит музыка П. И. Чайковского «Декабрь».
Темочки:
- Зима. Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Композиторы и музыкальные произведения для детей
- Композиторы, детям о композиторах. Конспекты
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Чтение, детская литература
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Музыкальный руководитель: Ребята, хотите побывать в зимнем лесу? (Ответ детей). Тогда собирайтесь в дорогу. Путь предстоит дальний. В лесу сейчас много снега. Надевайте лыжи, берите лыжные палки и поехали.
Дети «едут» на лыжах
Звучит проигрыш к песне Е. Тиличеевой «Что нам нравится зимой?»
Музыкальный руководитель: Вот мы и приехали. Зимой природа так красива! Всё вокруг белеет, серебрится. Деревья наряжаются в пушистые белые снежные одежды.
Музыкальный руководитель: Предлагаю вам снять лыжи и послушать одну удивительную историю. Однажды в такой же сказочный зимний лес пришли три друга.
Показ на ширме теневого театра силуэтов: художника, композитора, поэта.
И каждый из них увидел зимний лес по-своему и изобразил его.
- Как зимний лес изобразил художник? Кто были его помощники?
(Ответ детей: краски, кисти).
Музыкальный руководитель предлагает детям рассмотреть зимние пейзажи на картинах И. И. Шишкина «Зима», И. Э. Грабарь «Февральская лазурь».
Воспитатель показывает палитру и предлагает детям подобрать краски, с помощью которых художник изобразил зимний лес.

Дети выбирают цвета. (Белый, синий, голубой).
Музыкальный руководитель: Что можно раскрасить этими красками? (Ответ детей: снег, снежинки, небо и т. д.)
Музыкальный руководитель и воспитатель раздают детям снежинки.
- А теперь полюбуйтесь на них, какие они красивые.
Все одинаковы на цвет –
Но близнецов, поверьте, нет.
Найти похожих здесь нельзя –
Мороз старался, и не зря.
Музыкальный руководитель: В лесу поднялся сильный ветер. Вот он подхватил снежинки и понёс их. Закружился с ними в красивом медленном танце. А у каждой снежинки свой танец. Покажите его.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»
Дети исполняют импровизированный танец.

Музыкальный руководитель: Станцевав свой красивый танец, снежинки медленно опустились на землю. И мы с вами тоже отдохнём.
Музыкальный руководитель: Поэт тоже решил изобразить зимний лес. А помогли ему в этом его друзья – помощники. Кто они? Как вы думаете? (Ответ детей: слова).
Музыкальный руководитель: А с помощью слов из-под пера поэта выходят прекрасные стихи:
Тихо-тихо, сказку напевая,
Проплывает в сумерках зима,
Тёплым одеялом укрывая
Землю, и деревья, и дома.
Над полями лёгкий снег кружится,
Словно звёзды падают с небес…
Опустив мохнатые ресницы,
Дремлет в тишине дремучий лес.
Спят медведи, белки, зайцы, совы
В сказочном сиянии луны.
На опушке леса спят сугробы,
Как большие белые слоны.
Всё меняет форму и окраску…
Гасят окна сонные дома,
И зима, рассказывая сказку,
Засыпает медленно сама…
Музыкальный руководитель: Однажды композитор услышал эти стихи и решил написать музыку. И помогли ему в этом музыкальные звуки. А если стихи соединить с музыкой, что получится?
Дети: Песня.
Музыкальный руководитель: Послушайте эту песню.
Звучит песня «Зимняя сказка» муз. А. Пинегина, сл. А. Усачёва в исполнении группы девочек.

Музыкальный руководитель: Послушайте, я сыграю вам отрывки из знакомых песен, а вы попробуйте их узнать и рассказать о характере каждой из них.
Исполняется «Белая песенка» муз. Н. Мурычевой, сл. Л. Петровой.
Дети: музыка плавная, нежная, вальсовая.

Исполняется песня «Русская зима» муз. Л. Олифировой.
Дети: музыка задорная, весёлая, бодрая.
Музыкальный руководитель: А теперь послушайте фрагмент инструментальной пьесы. Назовите произведение и определите характер музыки.
Звучит пьеса М. Крутицкого «Зима».
Дети: Музыка суровая, тревожная, грубая, низкая.
Музыкальный руководитель: Вот видите, как по-разному рассказали композиторы о зиме в своих произведениях.
Музыкальный руководитель: А сейчас мы поиграем с карточками трёх цветов. Назовите эти цвета.
Дети: белый, голубой, синий.
Музыкальный руководитель: Если вы услышите музыку грубую, низкую, тревожную карточку какого цвета вы покажите?
Дети: Синего.
Музыкальный руководитель: А если вы услышите музыку спокойную, плавную, нежную?
Дети: Голубого.
Музыкальный руководитель: А если музыка будет радостной, весёлой, задорной?
Дети: карточку белого цвета.
Проводится музыкально-дидактическая игра «Определи характер музыки».


Музыкальный руководитель: Молодцы! Вы внимательно слушали музыку и правильно определили её характер.
Музыкальный руководитель: А сейчас послушайте стихи:
Кабы не было зимы в городах и сёлах,
Никогда б не знали мы этих дней весёлых.
- Откуда эти слова? Из какой песни?
Дети: из мультфильма «Зима в Простоквашино». Песня «Кабы не было зимы».
Музыкальный руководитель: Давайте встанем в круг и споём все вместе эту песню.
Исполняется песня «Кабы не было зимы» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

Музыкальный руководитель: Ребята, а в лесу-то становится всё холоднее и чтобы не замёрзнуть, предлагаю поиграть в подвижную игру.
Игра «Ай, дили-дили».

Музыкальный руководитель: Молодцы! Все вы были ловкими, быстрыми. А теперь нам пора прощаться с зимним лесом, где недавно побывали трое друзей. Кто они?
Дети: Поэт, художник, композитор.
Музыкальный руководитель: С ними мы будем ещё встречаться. А теперь нам пора домой возвращаться. Надевайте лыжи – и в путь, а то темнеть начнёт.