Ирина Баракова
Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы «Рассматривание репродукций картин русских художников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогащение представлений воспитанников о средствах выразительности пейзажной живописи в зимнее время года, воспитание эстетических чувств, связанных красотой природного мира.
Задачи:
• Познакомить воспитанников с репродукциями картин русских художников И. Э. Грабарь «Иней», К. Ф. Юона «Русская зима», способами передачи красоты природы и средствами выразительности художественного образа произведения.
Публикация «Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы „Рассматривание репродукций картин русских художников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
• Развивать диалогическую речь детей, точно и правильно подбирать слова. Развивать творческое воображение, совершенствовать у детей художественное восприятие, умение передавать своё эмоциональное отношение к образам, используя языковые средства выразительности. Подводить детей к пониманию содержания репродукций картин, обеспечить целостность восприятия картины, расширять, уточнять и активизировать словарь, развивать художественное восприятие.
• Воспитывать чуткое эстетическое отношение к природе, интерес к произведениям живописи.
Словарная работа: художники-живописцы, репродукция, иней, пушистый, серебристый, белый, голубоватый, лёгкий, лохматый, ослепительный, белизна, белая бахрома, пригорок, запорошенные снегом, словно серебром, снежная кайма, сонная тишина, настроение радостное, тихое, спокойное.
Материалы:
• Репродукции картин И. Э. Грабаря «Иней», К. Ф. Юона «Русская зима»
• Музыкальные фрагменты из цикла «Времена года» П. И. Чайковского – «Декабрь».
Воспитатель: Я для вас приготовила загадку, послушайте, пожалуйста, и отгадайте:
«Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, круглолица,
Как махнула рукавом –
Всё покрылось серебром» (зима)
Воспитатель: Замечательно, Вы, наверное, догадываетесь, какое сейчас время года за окном?
Воспитатель: Как красиво можно сказать о зиме? (красавица зима, зимушка-зима)
Воспитатель: А я вспомнила красивое описание зимы из стихотворения А. С. Пушкина:
«Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась: клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов».
Воспитатель: Это замечательное время года восхваляли в своих произведениях поэты, композиторы и художники. Сегодня я вам предлагаю познакомиться с репродукциями картин русских художников живописцев, которые изобразили зиму: Константина Фёдоровича Юона «Русская зима» и Игорь Иммануилович Грабарь «Иней» (дети подходят к репродукциям и рассматривают).
Этими репродукциями картин я вам предлагаю полюбоваться утром. Сейчас мы их рассмотрим и поговорим, попробуем послушать и почувствовать их. Мне хотелось бы, чтобы ваши ответы были полными, предложения – красивыми. Какое впечатление они на вас произвели?
Воспитатель: Давайте вспомним, чем репродукция отличается от картины? (репродукция – это уменьшенная копия картины, как фотография; подлинные картины находятся в художественных галереях, музеях). Молодцы, очень точно подметили.
Воспитатель: Я забыла, где какая репродукция находится, помогите мне, пожалуйста, разобраться. Где художник Игорь Иммануилович Грабарь изобразил иней (справа или слева). Совершенно верно. А это репродукция картины Константина Фёдоровича Юона «Русская зима».
/Закрываю картину бумагой/
Воспитатель: Предлагаю внимательно рассмотреть репродукцию картины художника К. Ф Юона «Русская зима» с помощью подзорной трубы (тихий фон музыки П. И. Чайковского).
Что красивого увидел художник и изобразил на картине? (окраину деревни, снег, царство снега, деревья, причудливо разукрашенные, принаряженные снегом, избушки на пригорке, детей, лошадок).
Воспитатель: Что делает картину особенно нарядной? (Снег).
Воспитатель: Как можно его описать, какой он? (белый, мягкий, пушистый, серебристый).
Воспитатель: Опишите, что вы увидели на переднем плане картины? Используйте в своих предложениях красивые слова и выражения (Белым пушистым покрывалом покрыта вся земля. Ослепительная белизна радует глаз. Маленькие ёлочки-сестрички припорошены серебристым снежком. Художник изобразил ёлочки, стоящие в снегу и терпеливо ждущие весны. На пригорках величественно возвышаются снежные сугробы).
/Вопросы, активизирующие детей: Как ещё можно сказать про них? Какие они? Чтобы ты хотел добавить? Что необычного ты увидел через волшебную трубу?
Воспитатель: Как называются деревья, которые стоят рядом с ёлочками? (Берёзки)
Воспитатель: Какие они? (Стройные, высокие, словно бахромой разукрашенные, одеты мягким пушистым снегом).
Воспитатель: А, что ещё уловил ваш взгляд за берёзками? (Ель сквозь иней зеленеет.)
Воспитатель: Какая она? (Такая, какой мы видим её на новогоднем празднике – царственная и нарядная).
Воспитатель: Кто радуется на картине зиме? Чему они рады? (Они рады снегу, зиме).
Воспитатель: И я вам предлагаю порадоваться, повторяйте за мной.
Физкультминутка «Снег – снежок»
Снег – снежок, Снег – снежок по дорожке стелется.
(Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз)
Снег – снежок, Снег – снежок белая метелица.
Снег – снежок, Снег – снежок замело дорожки.
(Плавно качают руками вправо – влево)
Снег – снежок, Снег – снежок тает на ладошке.
(Поочерёдно вытягивают вперёд то правую, то левую руку).
Мы налепим снежков, вместе поиграем.
(Лепят снежки).
/Открываю картину «Иней», а «Русская зима» - закрываю. /
Воспитатель: Давайте полюбуемся репродукцией картины И. И. Грабаря «Иней». Представьте, что мы очутились в сказочном волшебном лесу, где расцвели необыкновенные деревья.
«Разукрасилась зима… На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок, звёздочек, снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах, в разноцветных огоньках.
Льёт вокруг сиянье, шепчет заклинанье:
«Лягте, мягкие снега, на леса и на луга,
Тропы застелите, ветви опушите» .
М. Пожарова.
Воспитатель: Какие деревья изобразил художник? (Берёзы, ели).
Воспитатель: Как красиво можно описать увиденное? (ответы детей)
Воспитатель: Очень красиво описали, молодцы! Вглядитесь, каждая тоненькая веточка покрыта снежным инеем и создаётся ощущение, что это сказочная бахрома – необыкновенной красоты – цветы. Опушённые инеем ажурные веточки берёз каскадом опускаются вниз.
Воспитатель: Какой основной тон картины? (неяркий розовато-сиреневый, розовато-голубоватый, холодный).
Воспитатель: Почему художник выбрал такую гамму цветов? (это морозный ясный день).
Воспитатель: Как вы догадались? Опишите небо (небо ярко-синее, чистое)
Воспитатель: А вам приходилось в жизни видеть деревья, покрытые инеем? Какое настроение вы испытывали? (радостное, праздничное, весёлое, торжественное).
/Открываю обе картины/
Воспитатель: Что похожего в этих картинах? Чем они отличаются?
Воспитатель: Какое настроение передаётся в этих картинах? (радостное, тихое, спокойное)
Игра «Волшебная шляпа: скажи то, что услышал»
Воспитатель: Что можно услышать, любуясь этими картинами? (скрип снега, похрустывание, лай собак, радостные крики детей)
Игра «Хрустальная палочка: скажу, какие запахи ощущаю»
Воспитатель: Какие запахи можно ощутить, глядя на эти картины? (морозный воздух, морозный ветер, пощипывание щёк, запах ели, снега, свежесть).
Воспитатель: Сегодня мы познакомились с замечательными репродукциями картин русских художников, какими? (дети называют картины).
Воспитатель: Очень красивые слова вы нашли при рассматривании репродукций картин о зиме. А хотелось бы вам попробовать самим изобразить зимний пейзаж? Чтобы вы изобразили в своих шедеврах о волшебнице-зиме?