Елена Колесникова
Цикл бесед с детьми подготовительной группы Тема: «У портретов композиторов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель данного цикла бесед: формирование у детей основ музыкальной культуры посредством знакомства с творчеством композиторов.
Задачи:
- расширение культурного кругозора дошкольников, создание предпосылки для вхождения детей в мир шедевров классической музыки;
- способствовать формированию у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру;
- развитие познавательной и творческой активности.
Принципы, на которых базируется цикл бесед:
Публикация «Цикл бесед с детьми подготовительной группы Тема: „У портретов композиторов“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Композиторы и музыкальные произведения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Принцип гуманизации — ведущий принцип образования, предполагающий учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе восприятия музыкальных произведений.
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, показывающий необходимость использования первичной диагностики восприятия музыки детьми и учитывающий ее результаты и основные новообразования возраста в ходе работы по слушанию музыки.
3. Принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе организации восприятия музыки, означающий свободу реакций и высказываний ребенка в ходе слушания музыкальных произведений, недопущение педагогом насильственных, жестких мер, ограничивающих порывы ребенка.
4. Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки детьми. Целенаправленность процесса восприятия позволит определить этапы педагогической технологии, оснастить их адекватными методами и приемами, содействующими лучшему пониманию и проникновению ребенка в музыкальное произведение, музыкальный образ.
5. Принцип синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов активизации восприятия музыки детьми в условиях педагогической технологии, а также объединение различных способов художественно-творческой деятельности дошкольников.
Тема: «Знакомство с творчеством П. И. Чайковского»
Беседа 1
Цель:
- познакомить детей с творчеством П. И Чайковского;
- прививать любовь к классической музыке.
Задачи:
- развивать музыкальный вкус;
- развивать музыкальные и творческие способности детей.
- учить импровизировать, фантазировать под музыку.
Предварительная работа: беседа с детьми о творческих профессиях.
Ход:
1. Педагог:
- Музыка. Она все время с нами. Она приносит счастье, радость, надежду и веру в лучшее, утешение, опору, силу. Является поддержкой в трудных жизненных ситуациях.
- Какой по настроению бывает музыка?
- Как музыка может помочь человеку в трудной ситуации?
- Музыка имеет преобразующую чудотворную силу. Все великие композиторы (как зарубежные, так и русские композиторы) доказали это своими гениальными произведениями.
- Великие композиторы – это не просто словосочетание, это гордое название. Ведь композиторы огромным упорным трудом и талантом добились того, чтобы классическая музыка – и современная, осталась в сердцах людей не на месяцы, а на долгие годы и века. Именно классическая музыка, влияющая на настроение, выражающая чувства и заставляющая задуматься, пользуется популярностью.
2. - Сегодня я приглашаю вас на встречу с творчеством великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (берёт «Детский альбом».) Книга, которую я держу в руках, называется «Детский альбом».
- Вспомните, пожалуйста, какие произведения из этого альбома вам знакомы?
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением из «Детского альбома», которое называется «Новая кукла».
Звучит произведение «Новая кукла».
- Как вы думаете, кому подарили новую куклу?
- Обрадовалась сестрёнка Володи подарку?
3. – Я предлагаю вам выбрать материал любого цвета, и когда зазвучит музыка, превратить эти тряпочки в живых кукол.
Дидактическая игра «Волшебное превращение»
Детям предлагаются кусочки материала различного цвета и формы, к которым прикреплены две верёвочки. Держа материал за верёвки, ребёнок может манипулировать ими, как куклами марионетками (по методу Хана де Вриеса).
Беседа 2
Цель: через синтез искусств (музыка, живопись, поэзия) прививать детям любовь к классической музыке.
Задачи: способствовать формированию музыкальной культуры дошкольников через обогащение музыкальных впечатлений.
Ход:
Приглушённо звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского
- Музыка, которая сейчас звучала, написана великим русским композитором.
- Я думаю, вы догадались, о каком композиторе идёт речь?
- В Петербурге, где долгое время жил П. И. Чайковский, издавался журнал. Журнал выходил каждый месяц, и в каждом номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочиненных Петром Ильичем. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журнала и 12 музыкальных пьес: январь, февраль, март…. Все они потом были объединены в альбом красочных музыкальных зарисовок.
- Вы, наверное, уже догадались, какое название получил альбом?
-А мы сегодня с вами открыли этот альбом на осенней страничке, и услышали пьесу «Октябрь», которую композитор назвал «Осенней песней».
- Осень была одним из любимых времён года композитора. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора.
- Как вы думаете, почему осень называют прекрасным временем года?
- А почему осень – это печальное время года? (Ответы детей)
- Да, осень это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой всегда восхищались поэты, музыканты, художники. Чтобы нарисовать картину: у художника есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же, как это делает Пётр Ильич Чайковский.
Дети слушают «Осеннюю песню» П. И. Чайковского.
- А какое настроение передаёт нам композитор в своей музыке?
- Какой характер у этого произведения? Что вы представляете, слушая эту музыку? (Ответы детей)
Октябрь – это уже настоящая осень. Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а другая – не видная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная с тихим плачем осеннего дождя, та, которую мы зовём поздней осенью. Но и поздняя осень по-своему хороша. Как-то особенно чувствуешь в этих опустевших полях, среди этого обнажённого леса свободу. Ни что не мешает взгляду - нарядные завесы спали, и нам открыты огромные дали. Природа здесь сосредоточена сама на себе. Кажется, что она глубоко задумалась. В такие дни и к нам приходят грустные воспоминания, длинные, как осенние тени.
Суровой осени печален поздний вид,
Уныло спят безмолвные растенья,
Над крышами пустынного селенья
Заря небес болезненно горит.
Закрылись двери маленьких избушек,
Сад опустел, безжизненны поля,
Вокруг деревьев мёрзлая земля
Покрыта ворохом блестящих завитушек,
И небо хмурится, и мчится ветер к нам,
Рубаху дерева сгибая пополам.
Н. Заболоцкий
- Посмотрите, какую осень увидел и нарисовал замечательный художник Исаак Ильич Левитан. В своей картине «Октябрь» он передал поэзию увядания осенней природы на пороге скорой зимы.
- К какому жанру относится эта картина? Какой колорит картины? (Холодный или тёплый) Почему?
В этой картине Левитан с проникновенным мастерством воплотил печальную и светлую «прощальную красу» русской осени. Небо заволокло сплошной облачной пеленой, ветер треплет верхушки берёз. Они сбрасывают свой убор на пожелтевшую траву. Птицы уже улетели на юг, и тишина опустилась на лес.
Давайте ещё раз послушаем эту задумчивую тишину осени, её печальную песню. И представим себе этот неповторимый образ увядания русской природы.
Снова звучит «Осенняя песня» («Октябрь») П. И. Чайковского.
Беседа 3
Цель: развивать эмоциональную отзывчивость.
Задачи:
- вызывать сопереживание музыки, проявления эмоциональной отзывчивости;
- способствовать развитию коммуникативных навыков.
Ход:
Воспитатель предлагает «открыть» следующие страницы из цикла «Времена года».
Слушание пьесы «Февраль» («Масленица»).
- Как бы вы назвали это произведение?
- Почему?
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Подбери сравнение»: дети стоят в круг. Ведущий держит мяч. Тот, кому ведущий бросает мяч, должен быстро назвать ёмкое, образное определение к слову «масленица».
Слушание «Апрель» («Подснежник»).
Музыкально – дидактическое упражнение: Дети делятся на две команды. Одна команда передаёт с помощью цветных фигур на фланелеграфе настроение одной из пьес («Октябрь», «Февраль», «Апрель», другая – старается отгадать пьесу.
Беседа 4
Цель: развитие познавательной активности детей, реализация потребности в самовыражении.
Задачи:
- обогатить речь детей через использование эмоционально окрашенной лексики;
- помочь детям реализовать своё эмоциональное состояние в творчестве.
Ход:
Дети входят в зал под звуки фортепианной пьесы «Подснежник».
Рассматривают иллюстрацию с изображением цветка. Подбирают эпитеты.
Слушание пьесы «Подснежник».
- Какая музыка по настроению?
Танцевальная импровизация (аккомпанемент – Музыкальная Пьеса «Подснежник»).
Упражнение на дыхание «Цветок».
Аппликация «Подснежник» (под грамзапись).