Елена Маслова
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Как зимуют птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах;
• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
• устанавливать простейшие причинно-следственные связи (осенью птицы улетают в теплые края потому, что им нечем питаться).
• закреплять знания детей о повадках птиц, питании, среде обитания.
• закреплять обобщающее понятие «зимующие птицы».
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе „Как зимуют птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• проявлять сочувствие, готовность помочь окружающим,
• Воспитывать бережное отношение к животным и растениям, проявлять желание участвовать в природоохранной деятельности (помочь птицам зимой)
Предшествующая работа: беседы о птицах, чтение худ. литературы (загадывание загадок, заучивание стихов, приметы о птицах, рисование птиц, наблюдение за птицами на прогулке, подкармливание птиц.
Оборудование: лепбук «Зимующие птицы», муз. колонка, аудиозапись пения птиц, игрушка «птичка синичка», картинки с изображением птиц, коврограф, магнитная доска, плоскостное изображение кормушки и птиц, картинки с изображением корма для каждого вида птиц, конструктор «Кормушка для птиц».
ХОД
Утром в группе дети обнаруживают лепбук «Зимующие птицы».
Воспитатель: - Ребята, я заметила, что вы нашли в группе новую игру. Какую? (дети показывают на лэпбук «Зимующие птицы»)
-Как вы думаете, о ком эта игра? ( Ответы детей: о птицах)
-А о каких птицах? Как вы догадались?
- Некоторых птиц называют зимующими. Вы догадались почему их так называют?
- Вы встречали их? Каких? ( Ответы детей: воробей, ворона, синица, дятел, сорока, сойка).
Молодцы, вы назвали птиц, которые живут рядом с нами, и мы с вами наблюдали их во время прогулок. А каких еще зимующих птиц вы знаете? (кедровка, клест, снегирь).
А хотите поиграть в эту игру? (Ответы детей)
1. Игра «Отгадай загадку - назови птицу»
Послушайте загадку и найдите отгадку (на коврографе расположены разные зимующие птицы : воробей, дятел, сорока, сойка, ворона, синички. Дети находят отгадку) :
Уличный мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет
Крошки собирает (воробей).
- Кто хочет рассказать про воробья?
Дети: Воробей - шустрый, маленький. Строят свои гнезда рядом с домами людей. Любят пшено, зерна, крошки хлеба. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях.
Воспитатель:
- Ребята, может быть кто-то из вас знает стихотворение про воробья? (ранее изученное).
Скачет, скачет воробей.
Кличет маленьких детей,
Киньте крошки воробью
Я вам песенку спою
Чик чирик!
Киньте просо и ячмень
Буду петь вам целый день
Чик чирик!
Воспитатель: - Очень хорошо, молодцы! А вот ещё одна загадка, послушайте:
Все я вижу. Все я знаю
А не знаю, так узнаю
Не узнаю – не беда,
Можно выдумать всегда
Что творится в лесу-
На хвосте принесу (сорока)
- Кто расскажет про сороку?
Дети: Сорока - длиннохвостая, белобокая, непоседа. Она очень любопытная птица, любит собирать себе в гнездо все блестящее. Питается семенами растений и пищевыми отходами.
Воспитатель: - А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? (эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду в самые холодные зимы, у зимующих птиц оперение гуще и больше, поэтому им не так холодно зимой).
2. Игра «Кто чем питается»
Воспитатель: - Ребята, вспомним, чем питаются птицы. Я буду показывать вам картинки с кормом для зимующих птиц, а вы перечисляйте птиц, которые питаются данным кормом. Пакет с пшеном - воробьи; гроздья рябины, калины - снегири, свиристели. Семена шишки - клест, личинки короеда - дятел, сало - синичка. Семечки подсолнечника, арбуза, тыквы - голуби, синички, снегирь, пищевые отходы – ворона, сорока.
3. Слышится пение синицы. Ребята по звуку находят синицу на елке. Воспитатель загадывает загадку.
Непоседа невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку
Как зовут ее? (синичка)
- Ребята, расскажите про синичку, какой у нее окрас, чем питается? Где зимует?
Рассказ ребенка: Синичка - это небольшая птичка с желтым оперением на брюшке. А на голове черная шапочка. Синицы не улетают на зиму в теплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Синица питается семенами растений, они отыскивают насекомых, которые спрятались в щелях домов и заборов.
Воспитатель: - Ребята, а сейчас давайте превратимся с вами в синичек.
4. Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг- скок, (прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок, (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо – влево)
И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге на месте)
Тири-тири (прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень. (прыжки на месте на двух ногах)
5. Предлагаю поиграть в игру «Какая птица».
На столе лежат картинки птиц, подойдите и возьмите ту птицу, которая вам понравилась. Представьте, что вы – птицы. Я читаю стих, тот, кто услышит о своей птице, «прилетает» на кормушку (дети прикрепляют птицу на магнитную доску- кормушку).
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Воспитатель: - И так, каких птиц вы видите? Как их называют одним словом? (зимующие).
6. А сейчас я хочу посмотреть, какие вы внимательные. На прогулках мы с вами наблюдаем за птицами, вы многое о них знаете. А сможете ли вы их узнать по голосу? Предлагаю поиграть в игру «Узнай птицу по голосу»
Звучит аудиозапись пения птиц : чириканье воробья, воркование голубя, пение синицы, снегиря, стрекот сороки, карканье вороны, звук дятла.
Фонограмма вьюги и метели.
Воспитатель
- И все-таки очень тяжело птицам зимой, особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метель и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холодов и голода. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.
Как мы можем им помочь? (мастерить кормушки, подкармливать птиц, устраивать птичьи столовые.)
- Правильно, ребятки. Мы можем смастерить кормушки для зимующих птиц.
А чем мы можем подкармливать? ( семенами различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза, тыквы, многих сорных трав. Овес, пшено клюют только воробьи. Синицы любят кусочки несоленого сала).
Предлагаю вам сейчас смастерить кормушку для птиц.
7. Сборка кормушки из заготовок.
Молодцы, ребята! Вы очень старались и у нас получилась вот такая кормушка. Мы ее повесим на дерево и будем подкармливать птиц и наблюдать за ними из окна. И я надеюсь, что весной птицы нас будут радовать своим веселым щебетанием и пением.
Итог занятия:
- О чем и о ком беседовали сегодня? (о птицах)
- Какие птицы запомнились вам?
- Какие птицы прилетают на наш участок?
- Что вам понравилось сегодня?
Воспитатель: - Хочу напомнить, что в трудную минуту не будем забывать о зимующих птицах. Повесим кормушки на участке и будем подкармливать птиц. Так мы сможем спасти не одну птицу от голода. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых - вредителей и охранять сады, парки и леса.