Виктория Волгина
Конспект интегрированного занятия в картинной галерее ДОУ «Анимализм в музыке и живописи»
Конспект интегрированного занятия в картинной галерее ДОУ "Анимализм в музыке и живописи"
Цель: Развитие слухового внимания, образного мышления, воображения и выразительности в исполнительской деятельности детей через синтез искусств.
Задачи:
1. Знакомство с жанром анимализм в живописи и музыке;
2. Расширение представлений детей об изобразительных и выразительных свойствах и средствах музыки;
Публикация «Конспект интегрированного занятия в картинной галерее ДОУ „Анимализм в музыке и живописи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музейная педагогика в детском саду
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
3. Знакомство с музыкальными произведениями А. Берлина «Марширующие поросята», Е. Тиличеевой «Медведи», Д. Шостакович «Медведь», К. Сен-Санса «Королевский марш львов» и «Слон»;
4. Развитие слухового внимания детей, эмоциональной отзывчивости на настроение и характер музыки;
5. Расширение эмоционально-образного словаря детей, умения высказывать свои суждения о музыке;
6. Развитие коммуникативных навыков в коллективной исполнительской деятельности.
Предварительная работа: рассматривание и беседа по картинам Ф. В. Кунерта «Лев», «Слон», "Жирафы", "Тигр", И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», С. Густафсона «Поросята», чтение и обсуждение басни И. Крылова «Слон и Моська», разучивание игр и песни.
Ход занятия:
Вход под музыку. Приветствие «Здравствуйте!»
Воспитатель: Мы с вами уже познакомились с такими жанрами живописи как портрет, пейзаж. Сегодня мы познакомимся с ещё одним жанром искусства – анимализм. Это картины, на которых изображены животные. А как называются художники, которые рисуют животных? (анималисты)
Муз. рук: Сегодня мы с вами отправимся в музыкальный зоопарк. Кто живет в зоопарке? Как нужно относиться к животным в зоопарке?
Сегодня в зоопарке будет настоящий карнавал. Что такое карнавал? Карнавал, на который мы вас приглашаем, будет совсем необычным. Во-первых, это карнавал не людей, а животных. Во-вторых, он музыкальный. Это значит, что всех его персонажей мы услышим с помощью музыки.
Ну что ж, отправляемся с вами в картинную галерею разгадывать новые загадки.
Работа в картинной галерее
Воспитатель: Ребята, перед вами картины художников-анималистов. Каких животных вы здесь видите? (слон, лев, медведи.) А где мы можем увидеть этих животных? (в зоопарке, цирке)
Муз. рук: Музыка может изображать животных, птиц, их повадки, походку…
Французский композитор Камиль Сен-Санс (демонстрация портрета) написал произведение для двух фортепиано и небольшого оркестра, которое назвал «Карнавал животных» («Большая энциклопедическая фантазия»). По жанру «Карнавал животных» - сюита. Сюита – это музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединенных общей темой. Сюита «Карнавал животных» состоит из 14 пьес, изображающих разных животных.
В них он остроумно рассказал о разных животных, но не с помощью слов и музыки, как в песнях, а только музыкальными звуками. Сегодня мы с вами послушаем некоторые музыкальные произведения и попробуем отгадать, какое животное описано с помощью музыки.
К. Сен-Санс «Королевский марш льва» - слушание фрагмента
Муз. рук: Какая это музыка? Опишите ее. (торжественная, громкая, немного грозная, величавая, крадущаяся, тревожная, настораживающая, марширующая). Какие инструменты исполняют? (Струнные и фортепиано).
- Какой характер - песенный, танцевальный или маршевый? (Маршевый).
Как вы думаете, какому животному подходит данная музыка? Но послушайте еще одну подсказку в виде стихотворения.
Ребенок: Устрашающе красив,
Он свиреп и желтогрив.
Даже хвост совсем не прост:
С кисточкою длинный хвост.
Лапы сильны и могучи.
Рык несется выше тучи.
Ведь не зря он Царь зверей
В жаркой Африке своей!
Муз. рук: Да, это пьеса так и называется «Королевский марш льва». Лев не просто идет, он шествует по своим владениям, важно, с достоинством, как и положено королевской особе.
Воспитатель: Перед вами картина «Лев» Фридриха Вильгельма Кунерта – немецкого художника-анималиста, который путешествовал в Африку, чтобы понаблюдать за животными в их среде обитания, и создал множество картин.
Посмотрите, как реалистично художник передал силу и мощь этого животного. А что вы знаете об этом животном?
Ребенок 1: Львы — хищные животные, являющиеся воплощением таких качеств, как гордость и отвага, и недаром возникло такое понятие, как «львиное сердце». Легко узнаваемые благодаря своим пышным гривам, львы являются грозными хищниками, способными справиться практически с любым противником. Встреча с этим огромным хищником на его территории не сулит ничего хорошего, но, к счастью, львы редко нападают на людей.
Ребенок 2: Около двадцати часов в сутки львы предпочитают просто валяться в тени и отдыхать. В природе встречаются львы-одиночки, но чаще львы живут прайдами. В львином прайде обычно охотятся львицы, а лев тем временем отдыхает, причём львицы приносят добычу прайду. Если же на охоту выйдет сам лев, добычу он, скорее всего, съест на месте сам. Когти взрослого льва могут достигать семи сантиметров в длину.
Муз. рук: Львята учатся рычать примерно к двухлетнему возрасту. А сейчас мы еще раз послушаем музыку и выполним задание: как только лев в музыке зарычит, вы тоже вместе с ней будете рычать. Будьте очень внимательны.
Муз. рук: А вот ещё одна пьеса из цикла К. Сен-Санса «Карнавал животных»
К. Сен-Санс «Слон» - слушание фрагмента
Муз. рук: Кого мы можем представить, слушая данное произведение? (кого-то тяжелого, большого, неповоротливого, грузного, медлительного). Как вы думаете, какой танец это животное танцует? (Вальс). Какие инструменты исполняют? (Контрабас и фортепиано)
Послушайте подсказку:
Ребенок: Он большой неимоверно
- Больше всех зверей, наверно.
Как шар воздушный – голова,
А ростом - этажа на два.
Его я в гости приглашу,
И - накормлю, и – почешу.
Но не войдет в квартиру он.
Все потому, что - это. (слон)
Воспитатель: А вот, как изобразил слона художник-анималист Ф. В. Кунерт (рассматривание картины)
А что вы знаете о слонах?
Дети: Слоны — самые крупные наземные животные на Земле. Млекопитающие. Травоядные. Характерным органом слона является хобот. Расположенные на конце хобота ноздри служат органом обоняния; хобот служит органом хватания, позволяя слону собирать низкорастущую траву с земли и срывать плоды с высоко расположенных веток; при питье слон набирает воду в хобот, а затем выливает в рот. Также с помощью хобота слон может в сильную жару устроить себе душ, окатив себя водой, пылью или грязью, спасаясь от мошек и паразитов. Они хорошо плавают, но не умеют прыгать. Вопреки распространённому заблуждению, слоны абсолютно не боятся мышей и других мелких животных. Средняя продолжительность жизни слонов около 70 лет.
Муз. рук: Давайте мы немного разомнемся и поиграем.
Муз. игра «У жирафа пятна пятнышки везде»
Воспитатель: А сейчас мы увидим картину русского художника. Перед вами картина И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Что вы видите на картине? - рассматривание и обсуждение
- Какое время суток изображено на картине? (утро).
- Какое утро? (раннее, солнечное).
- Почему вы так решили? (Небо покрыто нежными, розовыми облаками. Сквозь облака проглядывают первые лучи солнца, которые золотят верхушки деревьев.)
-Лес какой? (густой и непроходимый).
- Кто изображен в центре картины? (мама медведица и трое медвежат).
- Какие медвежата? (шаловливые, маленькие, мохнатые, а один любопытный).
- Каким изображает художник сосновый бор? (таинственный, сказочный. Только здесь могут играть беззаботно медвежата, сюда не ступала нога человека).
- Что изобразил художник на дальнем плане? (высокие, могучие, вековые сосны).
- Какие чувства испытываешь, глядя на эту картину? (чувства радости и бодрости).
Воспитатель: Художник хотел показать не только прелесть летнего солнечного утра, он отобразил кусочек жизни соснового леса, жизни во всем её многообразии и красоте. Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным и полным тайн.
Ребенок: «Сосны чуть пониже туч,
По стволам смола стекает
И с утра на них играет
Золотой зайчонок луч.
Словно в синем море волны.
Лес шумит прохладой полный
В зелень яркую одетый
Он хорош в разгаре лета.»
Послушайте музыку Е. Тиличеевой «Зайцы и медведи». Какая часть музыки принадлежит зайцам, а какая медведю? Как вы это поняли? (ответы детей). Молодцы, а сейчас мы подвигаемся под музыку как зайцы и медведи, передавая характер музыки и повадки животных движениями.
«Зайцы и медведи»
Воспитатель: А сейчас я хочу обратить внимание на вот это изображение. Как вы думаете – это репродукция картины или иллюстрация? (иллюстрация) А к какой сказке? («Три поросенка»). Все верно, это работа иллюстратора Скота Густафсона к английской сказке «Три поросенка». Давайте вспомним сказку
Пересказ сказки. План пересказ
Муз. рук: Победили поросята злого волка! Танцуют и веселятся, на радостях поросята упали в лужу, и все перепачкались! Нужно помыться! Поросята отправляются в баню.
Песня «Были в баньке свинки» А. Пинегина
1. Были в баньке свинки,
Намывали спинки. (стоят друг за другом, трут соседу спинку)
Ну а после в душе
Намывали уши. (трут ушки)
Припев: Уж, такие душечки
После баньки хрюшечки. /2 р. (кружатся парами)
2. До чего же хороши.
Все намыли пятачки. (трут носик)
Завелись хвосточки, (виляют «хвостиками»)
Словно как крючочки.
Припев: Уж, такие душечки
После баньки хрюшечки. /2 р. (кружатся парами)
3. Как намылись из ушат,
Так из баньки не спешат. (Пружинка)
После с пылу с жару
Сели к самовару. (каблучок)
Припев: Уж, такие душечки
После баньки хрюшечки. /2 р. (кружатся парами)
Муз. рук: Молодцы, ребята! Наше занятие подошло к концу. Давайте ещё раз вспомним, с каким жанром живописи мы с вами сегодня познакомились (Ответы детей)
- А какие музыкальные произведения сегодня звучали? (Ответы детей)
- В завершении по уже сложившейся традиции вы отгадывали наши загадки, а теперь мы отгадаем ваши. Сейчас поиграем в игру «Море волнуется раз…», как только прозвучит замри, вы изображается какое-то животное, а мы попробуем отгадать, кого вы изобразили.
«Море волнуется раз»
Муз. рук: У вас было предварительное домашнее задание нарисовать сказку, героями которой являются животные. Все ваши работы уже находятся на нашей выставке в картинной галерее, и сейчас я попробую угадать, какую сказку вы изобразили.
До новых встреч, ребята!