Виктория Волгина
Конспект интегрированного занятия в картинной галерее ДОУ «Времена года: весна, лето» с детьми 5–6 лет с ТНР
Конспект интегрированного занятия в картинной галерее ДОУ на тему
"Времена год» (Весна, лето) с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет
Цель: Развивать художественное-эстетическое восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние природы и эмоционально откликаться на него.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Познакомить детей с таким видом изобразительного искусства, как живопись.
• Дать детям понятие о таком жанре живописи, как пейзаж.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в картинной галерее ДОУ „Времена года: весна, лето“ с детьми 5–6 лет с ТНР» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Времена года. Конспекты занятий
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
• Закрепить знания о характерных признаках времён года на основе рассматривания репродукций картин художников-пейзажистов, музыкальных произведений и художественного слова.
• Формирование представления об окружающем мире и чувстве сопричастности к нему.
• формировать интереса детей к музеям, выставкам через рассматривание репродукций картин
Коррекционно-развивающие:
• Развивать речь, логическое мышление, самостоятельную активность.
• Развивать навыки восприятия образного языка пейзажной живописи.
• Развивать творческое воображение, представляя художественный образ, который заключается в музыкальном произведении.
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• Способствовать эстетическому, духовному, патриотическому развитию личности ребенка.
Материал:
Репродукции картин И. Левитан И. И. Левитан «Март», «Цветущие яблони», А. А. Рылов «Цветистый луг», И. И. Шишкин «Дубовая роща», произведения П. И. Чайковского из цикла «Времена года», музыкальные инструменты (диатонические колокольчики, свистульки)
Предварительная работа:
Рассматривание репродукций картин в картинной галерее и беседа по ним, дидактическая игра "Времена года", экскурсии "Прогулка в лес по сезонам", чтение В. Бианки «Синичкин календарь», В. И. Даль «Старик-годовик», заучивание стихотворений русских поэтов.
Словарная работа: Пейзаж, художники-пейзажисты, композитор, репродукция, классическая музыка.
Образовательная область: интеграция образовательных областей (познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие)
Ход занятия
1. Дети сидят на стульчиках в музыкальном зале.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы снова получили приглашение от Королевы Кисточки на выставку картин в картинную галерею. Сейчас я вам раздам билеты, и мы отправимся в гости, на выставку картин. Но для начала, отгадайте загадки.
(В конверте билеты по количеству детей)
Загадывает загадки:
1) -Листья желтеют
И дождь поливает.
Когда это дети,
Такое бывает? (Осень)
2) Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (зима)
3) Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
Подснежник расцветает.
Когда это бывает? (весна)
4) Солнце припекает,
Ягоды поспевают
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (лето)
Воспитатель: Как можно назвать все это одним словом? - Времена года.
Детям раздаются билеты
Воспитатель: Пора нам отправляться в музей.
3. Игровая ситуация
Мы загадки отгадали,
А теперь все дружно встали.
Ножками потопали.
Ручками похлопали.
А сейчас, друзья, вперёд.
Ведь музей нас с вами ждёт.
Учитель-логопед: Приветствую вас в нашей картинной галерее. Здесь представлена выставка под названием «Времена года». Люди всегда восхищались и любовались красотой природы. И свои впечатления от увиденного они выражали разными способами.
Ребята, а вы знаете, что художники, композиторы, поэты и писатели тоже любуются временами года. Они рассказывают нам в своих произведениях о том, что видят, слышат, чувствуют.
С помощью чего выражает свои мысли поэт? – Стихотворения
А музыкант и композитор? – Музыка, пьесы, произведения
А художник? - Картины
Правильно. Сегодня мы с вами будем рассматривать картины, на которых изображена природа. Как называются такие картины? (Пейзаж).
- Молодцы. А художники, которые пишут эти картины, называются художниками-пейзажистами. Рассматривая картины, попробуйте увидеть в ней всё, что задумал передать художник.
Логопед: Какое же сейчас время года?
Дети: Весна
Логопед: Перечислите весенние месяцы.
Дети: Март, апрель, май
Логопед: Еще мы тепло одеты,
Но к нам шагает медленно весна.
Ее приметы нам уже заметны,
Скажите, с чем в гости к нам идет она?
Назовите приметы весны.
Дети: тает снег, прилетают птицы, день становится длиннее, солнце пригревает, сосульки капают, бегут ручьи, на деревьях распускаются почки, появляются проталины, распускаются первые цветы, природа оживает.
Ребенок читает стихотворение А. Н. Плещеева «Весна»
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Логопед: Так выразил в стихах свои мысли о весне русский писатель и поэт Александр Николаевич Плещеев. А давайте теперь посмотрим, как художник отразил красоту весны в своей картине.
Беседа по картине И. Левитана «Март»
Логопед: Это картина художника Исаака Ильича Левитана. Посмотрите на картину. О чем она?
Дети: Эта картина о весне, о весенней погоде, о начале весны.
Логопед: Как вы думаете, какой это весенний месяц?
Дети: Март, начало весны
Логопед: Что вы видите на ней?
Дети: На картине художник изобразил природу. Голубое небо, еще тонкие без листвы осинки. Птицы еще не прилетели, скворечник пустой. Солнце освещает стену дома, березки. В лесу еще лежит снег.
Логопед: Какие чувства вызывает у вас эта картина?
Дети: ответы детей.
Логопед: Правильно. Возникает чувство радости, что начинается весна. А это всегда приятно и радостно! Как удалось художнику показать чувство радости?
Дети: Он изобразил много света, яркое, теплое мартовское солнце, голубое небо.
Логопед: Левитан запечатлел не весь дом, а только часть его стены, на которую падают прямые лучи весеннего солнца. А еще чувствуется, что купаются в золотистых лучах солнца березки и осинки. Что еще дает возможность ощутить чувство радости перед наступлением весны? Посмотрите, какой снег на картине?
Дети: Снег под лучами солнца потемнел, осел. На дороге он рыжеватый, пропитан водой. Чистый, белый снег лежит на крыше дома, на крыльце, под деревьями. Вокруг деревьев еще лежат сугробы.
Логопед: Кого еще изобразил художник на этой картине? (Лошадку). Что делает лошадка? А как вы думаете, почему лошадка стоит?
Дети: Лошадка с санями стоит у крыльца. Она спокойно дремлет на теплом мартовском солнышке. Наверное, она ждет своего хозяина. Ей приятно стоять под ласковыми и теплыми лучами весеннего солнца.
Логопед: Картина И. И. Левитана "Март" радостная. Своей картиной художник заставляет нас понять и полюбить красоту родной природы, которая окружает нас и которую мы так часто не замечаем. Давайте теперь послушаем, как композитор Антонио Вивальди передает весеннее настроение с помощью музыки. Закрывайте глазки и включите свое воображение.
Звучит А. Вивальди. Времена года- Весна
Логопед: Как вы думаете, каков характер услышанного вами произведения?
Дети: Сначала музыка веселая, радостная - похоже на пение птиц и журчание ручья.
Дети: Потом музыка становится грозной, она похожа на раскат грома, но потом возвращается веселая, праздничная музыка.
Логопед: Какую весеннюю картину нарисовала вам ваша фантазия?
Дети: Я представил себе зеленый луг, поле, где пасутся овечки, бегают зайчики, представил себе собачку, которая бегает вокруг, радостно поют птички, кружащие в небе, они радуются весне, теплу.
Логопед: Звуки, каких инструментов вы услышали во время прослушивания произведения?
Дети: Скрипка, Альты, Виолончели, Контрабасы, флейта…
Логопед: а как мы называем весеннее явление природы, когда тают сосульки?
Дети: Капель
Логопед: А вы хотите сами стать музыкантами? Давайте мы с вами возьмем инструменты и сыграем песенку капели.
Шумовой оркестр на диатонических колокольчиках
(оранжевый, голубой, белый, синий, зеленый, свистульки)
Логопед: А какое же время года следует за весной?
Дети: Лето
Логопед: Какие летние месяцы вы знаете?
Дети: Июнь, июль, август.
Логопед: Давайте подойдем и рассмотрим репродукцию картины Аркадия Александровича Рылова «Цветистый луг». Что изобразил художник на картине?
Дети: На картине изображен яркий зеленый луг, усыпанный белыми цветами.
Логопед: Да, здесь мы видим луг. Как вы думаете, почему именно луг написал художника? Что ему так понравилось в увиденном?
Дети: Летом на лугу много разноцветных ароматных цветов, много зелени. Летают бабочки, пчелы.
Логопед: Опишите, пожалуйста, какой день, какая погода на картине?
Дети: Стоит солнечный день. Почти нет ветра, потому что облака медленно плывут по небу.
Логопед: Да, так и хочется устроить пикник на данном лугу и любоваться красотой природы. Летний день и море луговых цветов. Весь пейзаж дышит радостью и теплотой. Приятно любоваться цветами в поле, в лесу, в саду. Хочется их принести домой, но полевые и луговые цветы рвать не стоит. Почему?
Дети: Они быстро вянут. Перестанут расти.
Логопед: Известный русский композитор Петр Ильич Чайковский тоже любил цветы. Давайте послушаем музыкальное произведение П. И. Чайковского «Вальс цветов» и потанцуем.
Пластический этюд «Вальс цветов»
Логопед: что вы представляли, слушая и двигаясь под музыку?
Дети: Красивые цветы, как они распускаются, как пахнут.
Логопед: Какие цветы, вы представляли? Каким цветком был каждый из вас?
Дети: Ромашки, васильки, розы, и т. д.
Логопед: Ребята, а за что вы любите лето?
Дети: ответы детей.
Ребенок читает стихотворение. Наталья Зарвадинская «За что я люблю лето»
Я лето люблю за теплое море,
За солнечный, светлый и ласковый день,
За то, что гулять я могу на просторе
И в полдень укрыться в зеленую тень.
За теплые ночи и яркое утро,
За спелые фрукты, за сладкий нектар,
За звезды, что блещут в ночи перламутром,
За темный, красивый на теле загар.
Логопед: А сейчас мы проверим вас на внимательность и поиграем в игру «Да-нет» (или хлопай-топай)
Игра «Да-нет»
Летом расцветаю розы? (Да)
Летом холодно в морозы? (Нет)
Летом жарко все бывает? (Да)
Летом все в снежки играют? (нет)
Летом елку наряжают? (нет)
Все на пляже загорают? (да)
Летом лес стоит зеленый? (да)
Листья падают у кленов? (нет)
Летом листья все желтеют? (нет)
Летом яблоки краснеют? (да)
Молодцы, мои друзья,
Вот и кончилась игра.
Рефлексия
Логопед: Вот и подошло наше путешествие к концу. Сегодня вы были настоящими посетителями музея, а именно картинной галереи, а я выступала в роли вашего экскурсовода. Чему была посвящена выставка в нашей картинной галерее?
Дети: Временам года
Логопед: С каким художниками и их картинами вы сегодня познакомились?
- Что вам понравилось больше всего сегодня?
- Хотелось обратить ваше внимание на выставку творческих работ детей. Именно вы фантазировали и писали эти картины, пейзажи. Может быть, в будущем и вы станете настоящими художниками.
Логопед: Страницу жизни пролистнув,
Сезон я летний свой закрою,
Осенних дней цветной ковер
Постелен нынче предо мною,
Пойду я к зимним дням своим
По листьям ярким под ногами,
И буду тёплой ждать весны,
всю в красках с новыми цветами.
В завершении, я попрошу вас оставить отзыв на нашем волшебном дереве, отразив свое настроение и впечатления от посещения картинной галереи в виде смайлика.
Дети на магнитную доску прикрепляют смайлики.