Виктория Волгина
Конспект интегрированного занятия «Портрет в музыке и живописи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного музыкального занятия «Портрет в музыке»
из цикла «Музыка и живопись» в подготовительной группе
Цель: Развитие слухового внимания, образного мышления, воображения и выразительности в исполнительской деятельности детей через синтез искусств
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Портрет в музыке и живописи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Портрет. Портретная живопись, рисование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Образовательные:
• Знакомить с жанром портрета в живописи и музыке;
• Расширять представления детей об изобразительных и выразительных свойствах и средствах музыки;
• Знакомить с музыкальными произведениями М. Мусоргского «Гном», Н. Римский-Корсаков «Царевна-Лебедь», К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна», Д. Кабалевского «Три подружки»
Развивающие:
• Развивать слуховое внимания детей, умение анализировать музыкальное и художественное произведение;
• Расширять эмоционально-образный словарь детей, умение высказывать свои суждения о музыке;
• Развивать коммуникативных навыков в коллективной исполнительской деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.
Материал:
Репродукции картин Ф. Стревенс «Женщина в шляпе с пионами», Андрей Шишкин «Гном», М. Врубель «Царевна-Лебедь», В. А. Серов «Мика Морозов», «Девочка с персиками»; произведения Д. Кабалевский «Три подружки», К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна», М. Мусоргский «Гном», Н. Римский-Корсаков «Царевна-Лебедь»
Предварительная работа:
Рассматривание репродукций картин и беседы по ним, дидактическая игра "Что звучит?", разучивание песни Г. Гладкова «Песня о картинках», физкультминутки, музыкальная игра «Колпачок», игра «Эмоции», пластические этюды «Настроение», отрывков стихотворений А. Барто «Ревушка-коровушка», А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»,
Словарная работа:
Портрет, художники-портретисты, резвушка.
Образовательная область: интеграция образовательных областей (познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие)
Ход занятия:
Вход под музыку.
1. Приветствие с колокольчиком. (Дети по очереди приветствуют соседа и звенят в колокольчик "динь-дон")
Воспитатель: Послушайте загадку:
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас, -
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, -
Обязательно картина
Называется… (портрет)
Воспитатель: Портрет – это картина, на которой изображен человек или сказочный персонаж. Давайте споем об этом песенку.
Песня Г. Гладков «Песня о картинах»
Муз. рук: Музыка может нам передать характер, настроение, чувства героя произведения, а также особенности его внешности – большой или маленький, молодой или старый, толстый или худой и т. д. Композитор словно «рисует» портрет с помощью музыкальных звуков, с помощью музыкальных средств выразительности.
Давайте попробуем узнать характер человека по характеру звучания музыки. Демонстрация картинок девочек «Плакса», «Резвушка», «Злюка». Подобрать музыку к каждому изображению.
Муз-дидактическая игра «Три подружки» Резвушка, Плакса, Злюка (на музыку Д. Кабалевского).
Слушают первый отрывок "Плакса"
- Кто такая плакса? Почему девочка плачет, как вы думаете? (ответы детей) А как еще можно назвать плаксу? (рева, нытик, капризулька). У детской писательница А. Барто есть подходящее стихотворение под названием «Ревушка-коровушка».
Ребенок:Что за вой? Что за рёв?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка –
Это Ганя-рёвушка
Плачет,
Заливается,
Платьем утирается.
УУ-УУ-У.
Тут сбежался народ.
Чтоб узнать: кто ревёт?
Кто всё время плачет?
Что всё это значит?
Видят - девочка стоит,
Очень странная на вид:
Нос распух, что свёкла,
Платье всё промокло.
Оо-оо-о.
УУ-УУ-У.
- Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.
Слушают отрывок "Резвушка"
- Почему девочку назвали резвушкой? (она живая, весела, скачет, от слова «резвый», непоседа).
Есть еще один детский писатель Сергей Михалков, который сочинил такой забавный стишок (ребенок читает)
Ребенок: Мне на месте не сидится,
Я хочу весь день крутиться
И по комнате скакать,
Бегать, прыгать, кувыркаться,
И вертеться, и смеяться,
Так за что ж меня ругать?
Говорят, я непоседа,
По утрам бужу соседа
И в квартире тарарам
Завожу по вечерам.
У меня один ответ:
Я — ребёнок, мне пять лет.
Неужели не понять,
Что меня нельзя унять. (С. Михалков «Непоседа»)
Слушают отрывок "Злюка"
- А кто такая злюка? (ответы детей) Еще ее можно назвать вредной, плохой, драчуньей и т. д.
Послушайте отрывок стихотворения Натальи Волковой «Злюка»
Ребенок: А в нашу квартиру (вот странная штука)
Вселилась одна непослушная Злюка,
Она очень больно кусалась,
Когда по утрам просыпалась,
Ведь утром вставать – это мука из мук
Для самых зловредных вселившихся злюк.
Была наша Злюка задира, невежда,
Она не любила ни капли одежду
И злилась, когда одевалась,
Брыкалась она, вырывалась.
Но как же на улицу Злюке без брюк?
Бывают ли брюки такие – "для злюк"?
Прослушать муз. произведение целиком и передать эмоции с помощью движений и мимики.
Муз. рук: Молодцы! Мы с вами убедились, что музыка способна нам передать различные характеры людей. А может ли музыка нарисовать портрет? (ответы детей)
Муз. рук. : Приглашаю вас пройти в нашу картинную галерею. И мы вместе попробуем в этом разобраться. Пройдемте, посмотрим, как много здесь картин и полюбуемся. (дети обходят картины). Портрет – изображение реального человека, который живет сейчас или жил когда-то. Портрет должен быть похож на человека, которого художник рисует, но настоящий мастер старается изобразить так, чтобы все увидели какой он человек на портрете: добрый –злой, Веселый- грустный, хитрый или простодушный. Обычно художники пишут портреты своих мам, детей или знакомых. Ребята, вы заметили, что все персонажи, изображенные на картинах, нарисованы не в одном положении? Есть картины, на которых люди нарисованы по грудь, в полный рост, сидя, стоя.
Муз. рук: Чем художник рисует свои картины? (красками, карандашами, мелками, фломастерами)
А давайте попробуем внимательно послушать музыкальное произведение и представить себе внешность человека.
К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна» - слушания и обсуждение
Среди портретов картинной галереи выбирают наиболее подходящий музыке портрет.
Муз. рук: Посмотрите, как изобразил девушку английский художник Ф. Стревенс на своей картине «Женщина в шляпе с пионами»- рассматривание, обсуждение.
«Женщина в шляпке с пионами» - уникальное в своём роде полотно. Художник создал нежный и изящный образ, подчеркнув его гирляндой розовых пионов на шляпке и на платье. Солнечная цветовая палитра, мягкое смешение прозрачных и густых оттенков – изумительная гармония выразительных средств.
-А сейчас послушайте ещё один музыкальный портрет и попробуйте представить, какой этот персонаж. М. Мусоргский «Гном» - слушание и обсуждение. Как вы думаете, какой портрет подходит этой музыке?
А. Шишкин «Гном» - рассматривание
- На что сердится гном? Может быть, он сердится на людей, которые нарушают правила поведения в лесу? А какие эти правила? (ответы детей)
- Если люди не будут мусорить, шуметь и жечь костры в лесу, гномы не будут сердиться, будут весёлыми и дружелюбными, готовыми с нами поиграть и повеселиться.
Музыкальная игра «Колпачок»
Дети водят хоровод, поют песню и показывают жесты. Водящий сидит на стульчике в центре круга в забавном колпачке. В конце песни он танцует и выбирает следующего водящего.
Музыкально-дидактическая игра "Что у гномиков в мешке?" - на различение звучания музыкальных инструментов.
Муз. рук: А теперь предлагаю вам послушать третий музыкальный портрет. Это тоже сказочный герой, вернее – героиня. Попробуйте догадаться, кто она.
Н. Римский-Корсаков «Царевна-Лебедь» - слушание и обсуждение
Репродукция картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь»
Муз. рук: Это музыкальное произведение и картина написаны к одной сказке известного писателя. Сейчас девочки нам прочитают отрывки из этой сказки, а вы угадайте автора и название сказки (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
1. Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
2. Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
3. Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Муз. рук: Именно этот момент и запечатлел в своей картине художник М. Врубель. Перед нами происходит превращение лебедя в прекрасную девушку. У нее уже почти человеческий образ – голова, плечи, рука, а все остальное - еще оперение птицы. Вот-вот крылья превратятся в руку, туловище, ноги.
- А вы заметили, в какой позе она стоит? Почти спиной к нам, но вот она что-то услышала и испуганно повернула голову: огромные глаза широко открыты и глядят с тревогой вопросительно на нас. Необычайно красив кокошник царевны – он весь украшен драгоценными каменьями; блестят-переливаются кольца на руках; драгоценности на серебряной кайме вуали, покрывающей плечи царевны.
- А что изображено вокруг героини? Беспредельный океан, слева вверху на высоком берегу чуть просматривается с пылающими на окнах отсветами заката.
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Художник и картины», где я буду художником, а вы будете мне позировать для картин. Ксюша, прими пожалуйста интересную позу. Теперь твоя очередь позировать и т. д. А я подставляю имитированную рамку картины. Молодцы, умеете позировать, с вас можно портреты писать.
Рефлексия:
Муз. рук: С каким жанром искусства мы с вами сегодня познакомились? (С портретом).
- Чьи портреты мы сегодня увидели и услышали? Кто авторы? (Ответы детей)
- Какая картина вам понравилась и произвела на вас большее впечатление? (ответы детей)
Давайте отразим свои впечатления от занятия, дополнив портрет смайликами. Мы продолжим с вами знакомиться с произведениями искусства на следующих занятиях. А сегодняшнее наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся!
Выход из зала под песню «Я рисую»
Как вариант, можно подарить задание «Дорисуй портрет» или нарисовать портрет (в группе) и продолжить беседу там, либо переместиться в творческую мастерскую и выполнить задание и беседу по рисункам детей.