Виктория Волгина
Конспект интегрированного занятия в картинной галерее ДОУ «Времена года: осень, зима» с детьми 5–6 лет с ТНР
Конспект интегрированного занятия в картинной галерее ДОУ "Времена года: осень, зима» с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет
Автор: учитель-логопед I кв. категории Волгина В. Н.
Цель: Развивать художественное-эстетическое восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние природы и эмоционально откликаться на него.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект интегрированного занятия в картинной галерее ДОУ „Времена года: осень, зима“ с детьми 5–6 лет с ТНР» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музейная педагогика в детском саду
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
• Познакомить детей с таким видом изобразительного искусства, как живопись.
• Дать детям понятие о таком жанре живописи, как пейзаж.
• Закрепить знания о характерных признаках времён года на основе рассматривания репродукций картин художников-пейзажистов, музыкальных произведений и художественного слова.
• Формировать представление об окружающем мире и чувство сопричастности к нему.
• Формировать интерес детей к музеям, выставкам через рассматривание репродукций картин.
Развивающие:
• Развивать речь, логическое мышление, самостоятельную активность.
• Развивать навыки восприятия образного языка пейзажной живописи.
• Развивать творческое воображение, представляя художественный образ, который заключается в музыкальном произведении.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• Способствовать эстетическому, духовному, патриотическому развитию личности ребенка.
Материал:
Репродукции картин И. Левитан «Золотая Осень», Ф. В. Вахрушев «Осень в Тотемском уезде», В. Д. Поленов «Ранний снег», И. И. Шишкин «Зима», А. Васнецов «Зима», произведения П. И. Чайковского и А. Вивальди из цикла «Времена года», ламинированные листья, ноутбук, колонки.
Предварительная работа:
Рассматривание репродукций картин в картинной галерее и беседа по ним, дидактическая игра "Времена года", экскурсии "Прогулка в осенний, зимний лес", чтение В. Бианки «Синичкин календарь», В. И. Даль «Старик-годовик», заучивание стихотворений о природе И. А. Бунина «Листопад», П. А. Вяземского «Здравствуй, матушка-зима!»
Словарная работа:
Пейзаж, художники-пейзажисты, композитор, репродукция, классическая музыка.
Образовательная область: интеграция образовательных областей (познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие)
Ход занятия
1. Дети входят в музыкальный зал.
Воспитатель: Дети, у нас сегодня большая радость. Нам прислали приглашение на выставку картин в музей. А хотите узнать от кого? Его прислала нам Королева Кисточка. Она командует всеми красками. Сейчас я вам раздам билеты, и мы отправимся в гости, на выставку картин. Но для начала, отгадайте загадки.
(Открывает конверт и достаёт билеты. Билеты по количеству детей)
Загадывает загадки:
1) Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
"Купайтесь!"- приглашаю.
Вы любите меня это
Что за время года? (лето).
2) Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает? (весна).
3) Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (зима)
4) Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (осень).
Воспитатель: Как можно назвать все это одним словом? - Времена года.
Детям раздаются билеты
Воспитатель: Пора нам отправляться в музей.
Игровая ситуация
Мы загадки отгадали,
А теперь все дружно встали.
Ножками потопали.
Ручками похлопали.
А сейчас, друзья, вперёд.
Ведь музей нас с вами ждёт.
Учитель-логопед: Приветствую вас в нашей картинной галерее. Здесь представлена выставка под названием «Времена года». Люди всегда восхищались и любовались красотой природы. И свои впечатления от увиденного они выражали разными способами.
- Ребята, а вы знаете, что художники, композиторы, поэты и писатели тоже любуются временами года? Они рассказывают нам в своих произведениях о том, что видят, слышат, чувствуют.
С помощью чего выражает свои мысли поэт? – Стихотворения
А музыкант и композитор? – Музыка, пьесы, произведения
А художник? - Картины
- Правильно. Сегодня мы с вами будем рассматривать картины, на которых изображена природа. Как называются такие картины? (Пейзаж).
- Молодцы. А художники, которые пишут эти картины, называются художниками-пейзажистами. Рассматривая картины, попробуйте увидеть в ней всё, что задумал передать художник.
Дети подходят к репродукции картины И. Левитана «Золотая осень»
Учитель-логопед: Эту картину написал знаменитый художник Исаак Ильич Левитан. Какое время года изображено на картине?
Дети: Осень.
Учитель-логопед: Какая же здесь нарисована осень?
Дети: Нарядная, золотая, веселая, красивая.
Учитель-логопед: Давайте перечислим осенние месяцы.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Учитель-логопед: Какой же месяц изобразил художник на своей картине?
Дети: Октябрь.
Учитель-логопед: Какие цвета использовал художник?
Дети: Много желтых, оранжевых красок.
Учитель-логопед: Как эти цвета можно назвать одним словом? Какие они?
Дети: Теплые, радостные веселые.
Учитель-логопед: Золотая осень восхищала и радовала художника. Как вы думаете, как художник назвал свою картину?
Дети: приводят свои ответы
Учитель-логопед: Да, художник назвал эту картину «Золотая осень». А как вы думаете, почему он назвал ее «золотая»?
Дети: приводят свои ответы
Учитель-логопед: Что интересного, красивого увидел художник?
Дети: Лес, луг, речку, березы.
Учитель-логопед: А посмотрите на небо на картине. Какое оно?
Дети: Голубое, с легкими белыми облачками.
Учитель-логопед: А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались?
Дети: Тени от деревьев, листва на деревьях пламенеет ярко желто-оранжевым светом!
Учитель-логопед: Вот, как может рассказать художник о том, что ему понравилось. Природа на картине кажется такой радостной, нарядной, теплой, светлой и даже торжественной.
- А как называется такое явление природы, когда листья осыпаются?
Дети: Листопад
Учитель-логопед: Известный русский поэт Иван Алексеевич Бунин сказал:
«Осень вызывает у человека чувство чего-то торжественного и величавого. И вместе с тем «осень веет тоской, осень веет разлукой». Одно из своих стихотворений он так и назвал «Листопад». Давайте послушаем отрывок этого стихотворения.
Ребенок читает стихотворение И. А. Бунина «Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Учитель-логопед: Известный композитор Петр Ильич Чайковский написал целый цикл музыкальных произведений под названием «Времена года». Давайте мы с вами сейчас послушаем его пьесу «Октябрь. Осенняя песня», посвященную осени и закружимся, как осенние листочки.
Пластический этюд с листьями
Учитель-логопед: Какое настроение у этой музыки?
Дети: Нежное, грустное.
Учитель-логопед: Правильно. Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием.
Но были и другие моменты осени - это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. Как, например, на картине В. Д. Поленов «Ранний снег». Увядание в природе - это одна из самых трагичных и печальных страниц осенней жизни. Вся пьеса П. И. Чайковского - это лирическая зарисовка, в которой пейзаж и настроение человека слиты воедино.
Учитель-логопед: Давайте продолжим наше путешествие по картинной галерее. Какое время года приходит на смену осени?
Дети: Зима
Учитель-логопед: Кто сказал, что у зимы нет природы, нет красоты? С этим нельзя согласиться: зима такое же неповторимое красивое время года, как и все остальные. Конечно, не все зимние дни одинаковые. А какие дни бывают зимой?
Дети: пасмурные, солнечные, идет снег, метет метель и. т. д.
Учитель-логопед: Да, запоминается зима морозными, солнечными, снежными, радостными днями. А почему радостными?
Дети: Много снега, можно лепить снеговика, кататься на лыжах, коньках, санках, ледянках, играть в снежки. Зимой наступает Новый год, приходит Дед Мороз и дарит подарки.
Учитель-логопед: Бывают среди зимы и такие дни: выглянешь поутру из окна и восхитишься – деревья в белоснежных шубах.
Послушайте, как говорит о зиме поэт Петр Андреевич Вяземский в своем стихотворении «Здравствуй, матушка – зима!»
Ребенок читает стихотворение
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка зима!
Учитель-логопед: Как поэт красиво называет зиму, какими словами? («Гостья - зима», «русская - молодка», «раскрасавица - душа», «белоснежная лебедка», «матушка - зима»). Давайте вспомним и назовем зимние месяцы.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Учитель-логопед: Великий композитор Антонио Вивальди воспел зиму в своем произведении, которое так и назвал «Времена года. Зима». Давайте послушаем.
Звучит Вивальди «Времена года. Зима»
Учитель-логопед: Зимой очень красиво в лесу. Антонио Вивальди любил гулять зимой в лесу. Ему нравилось слушать необычные звуки, наблюдать как падают снежинки, как шепчутся деревья. И однажды композитор не успел уйти домой, как началась настоящая метель. Когда он вернулся, у него в голове зазвучала таинственные музыка. Вот так появилась пьеса "Зима".
Учитель-логопед: А теперь рассмотрим картину Ивана Шишкина «Зима». Что изобразил художник?
Дети: Зима, лес, снег, деревья.
Учитель-логопед: Что покорило, удивило и порадовало его в лесу?
Дети: Красота зимнего заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега.
Учитель-логопед: Какой же это лес? Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? Какие они?
Дети: Огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко наверху. Это лесные богатыри.
Учитель-логопед: А что мы видим на земле? Что лежит под снегом?
Дети: Огромные стволы упавших старых деревьев. Кое – где стволы елей уже наклонились, но еще не упали.
Учитель-логопед: Как вы думаете, какая погода стояла в тот день, когда он рисовал этот пейзаж?
Дети: Холодно, морозно и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.
Учитель-логопед: Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна … С. Есенин
Учитель-логопед: Видите-ли вы еще живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите-ли вы еще кого-нибудь в этом сосновом лесу? Вот еще какую загадку загадал нам художник. Нашли? Это птица на ветке, кажется, что она тоже заснула.
Учитель-логопед: Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, неспокойная или наоборот; громкая, звонкая или нет?
Дети: картина тихая, спокойная.
Учитель-логопед: Посмотрите, как спокойно и тихо в лесу. Природа спит. Все в этом зимнем царстве покрыто снегом – и сосны великаны, маленькие елочки, ветви от тяжести гнутся, стволы облеплены снежными фигурами – настоящая нежная сказка.
Подвижная музыкальная игра «Зимние забавы» (автор Ефанова Н. А.)
1. Здравствуй зимушка-зима!
Белый снег кружится,
На деревьях бахрома,
Иней серебрится.
За окном мороз и стужа.
Льдом покрыты реки, лужи.
Не страшны нам холода-
Мы пойдем гулять! –Да?-Да!
Чтобы нам не простужаться,
И не кашлять, не чихать,
Будем спортом заниматься,
Свежим воздухом дышать!
Дети стоят в кругу, слушают текст под музыкальный отрывок «Зима» (Времена года А. Вивальди ч. 2)
2. Замело снежком дорожки,
Ну ребята, выше ножки!
По снежку мы все шагаем
Дружно ножки разминаем!
Маршируют по кругу («Турецкий марш» В. Моцарт)
3. Вот и речка впереди,
Осторожно ты иди.
Снег засыпал тонкий лед,
Пусть никто не упадет!
Идут осторожным пружинящим шагом, как будто ступая по скользкому льду. («Полька-пиццикато» И. Штраус)
4. Что за славные деньки!
Может встанем на коньки?
Блестит на солнышке ледок,
Прокатимся с тобой, дружок!
Дети встают в пары, положение рук крест на крест, выполняют синхронные движения конькобежцев. («Вальс конькобежцев» Э. Вальдтейфель)
5. А теперь коньки снимаем
И лошадок запрягаем.
В сани резвые садимся,
По пригоркам быстро мчимся!
В паре один из детей в роли «лошадки» впереди, а другой позади держится за руки впередистоящего (сидит в санках). Свободно двигаются. («Катание на санях» Л. Моцарт)
6. Мы зимою не скучаем,
Быстро лыжи одеваем.
Палки крепко держат руки-
Нам сегодня не до скуки!
Имитируют движение на лыжах в произвольном порядке. (полька «Трик-Трак» И. Штраус)
7. Снег,снег, белый снег!
Кружит, падает на всех!
Со снежком мы подружились,
Как снежинки закружились!
Вальсируют, изображая снежинок. («Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковский)
8. А потом, а потом,
Мы из снега слепим ком!
Рада, рада детвора,
Всем в снежки играть пора!
Лепят воображаемые снежки и кидают в друг друга. («Канкан» И. Штраус)
9. Хорошо в снежки играться.
Только нужно отдышаться.
Снег пушистый так хорош,
На перинку он похож.
Сядем, посидим чуток.
Чудный выдался денек!
Садятся в свободной позе, слушают музыку с закрытыми глазами.
(«песнь Индийского гостя» из оперы «Садко» Н. Римский-Корсаков)
10. Встали дружно, улыбнулись,
И от снега отряхнулись,
Возвращаться нам пора,
Ждет нас новая игра!
Движения по тексту. Маршируют. («Турецкий марш» В. Моцарт)
Учитель-логопед: Ребята, хотелось бы обратить ваше внимание еще на одну выставку. Здесь представлены ваши рисунки на тему «Времена года». Узнаете свои пейзажи?
Если вы будете развивать свой талант, прилежно учиться, может быть, когда вы вырастите, то станете настоящими художниками. А мы придем любоваться вашими картинами на выставку в картинную галерею.
Учитель-логопед: Вот и подошло наше путешествие к концу. Сегодня вы были настоящими посетителями музея, а именно картинной галереи, а я выступала в роли вашего экскурсовода. Понравилось вам экскурсия? (ответы детей). Какая из картин произвела на вас большее впечатление? Кто ее автор?
Тогда, как настоящих посетителей, я попрошу вас оставить отзыв на волшебном дереве, отразив свое настроение и впечатление от занятия в виде наклейки-смайлика.