Лариса Ивановна Жук
Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Мир природы весной» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по развитию речи
в подготовительной к школе группе[
Тема : «Мир природы весной»
Составила: воспитатель высшей категории Жук Лариса Ивановна
Образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция : «Познание», «Социализация», «Художественная литература», «Коммуникация».
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи „Мир природы весной“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: Расширение и активизация словаря по теме: «Мир природы весной», совершенствование грамматического строя речи, закрепление умения работать с таблицами.
Задачи: Развитие связной речи :
1. Закрепление представлений о весне и её приметах.
2. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Мир природы весной».
3. Упражнять детей в умении составлять рассказ о весне.
Грамматический строй речи :
1. Закрепить термины «слог», «слово», «ударение», «предложение».
2. Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, умение согласовывать числительные с существительными, образование существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе, образование сложных слов, изменение существительных по падежам.
Воспитание звуковой культуры речи :
1. Совершенствовать речевой слух.
2. Закреплять навыки четкой правильной выразительной речи.
Воспитательные задачи:
1. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
2. Воспитание навыков сотрудничества в игре, активности, инициативности, самостоятельности, творческих способностей, воображения.
Словарная работа:
1. Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем.
2. Обогащать речь глаголами, прилагательными, существительными, обозначающими живую и неживую природу.
3. Расширять словарь признаков по теме: «Мир природы весной».
Методы и приё мы:
- словесные : беседа, диалог, вопросы, составление рассказа с помощью мнемотаблиц.
- метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.
- наглядный: рассматривание картинок, мнемотаблиц.
- игровой: дидактические игры: «Добавь словечко», «Какая, какое?», «Блиц опрос», «Пальчиковая игра «Птицы перелетные»», «Назови ласково», «Скажи правильно».
- игровые упражнения: «Придумай предложение», «Раздели на слоги», «Назови ударный гласный», «Назови со словом много», дыхательная гимнастика «Ветерок».
Оборудование: картинки птиц, насекомых, первоцветов; тучка;
мнемотаблица «Весна»; аудиозапись: пение птиц.
Предварительная работа:
• экскурсии и наблюдения в природе;
• чтение стихов, рассказов, сказок о весне;
• рассматривание картин, альбомов, иллюстраций, беседы о весне, наблюдения за её признаками;
• рисование по теме «Весна», «Мир природы весной»;
• знакомство с поговорками, пословицами, народными приметами о весне, о птицах, о животных, о насекомых;
• разучивание стихотворений М. Пляцковского «Деньки стоят погожие», С. Маршак «Апрель»;
• дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «Весенние слова», «У кого кто», «Кто о ком заботится».
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня к нам в группу пришли гости.
- Гости дорогие, важные такие.
В группе здесь у нас сидят,
Строго так на нас глядят.
- Вглядитесь в лица наших гостей. Они действительно строгие и серьёзные? (Нет)
- Нет? А какие? Подберите слова для определения выражения их лиц. (Спокойные, улыбающиеся, внимательные, добрые, весёлые, открытые)
- И не строго, а с улыбкой
Очень тёплой и простой
Гости нас встречают с вами,
Чем ответим? (Доб-ро-той)
- Пожелаем нашим гостям доброго утра. Скажем вместе «Доброе утро».
- Ребята, посмотрите, в нашей группе появилось что-то необычное.
- Как вы думаете, что это?
- На что похоже? (Туча, облако).
- Тучка что-то закрыла собой. Попробуем узнать, что она закрыла?
Сделаем дыхательную гимнастику.
Мы подуем высоко, (вдох через нос)
Мы подуем далеко. (выдох через рот)
Сильный ветер вдруг подул (щеки не надувать)
Тучку нашу быстро сдул.
- Что же тучка закрыла? (Таблицу)
- Посмотрите внимательно на таблицу и скажите: О чём мы будем сегодня говорить? (о весне)
- Напомню правила работы с таблицами: рассказывать надо слева направо, используя все рисунки, каждая карточка – это новое предложение. (дети составляют предложения по таблице индивидуально, затем по строчкам, целиком).
- Что же такое весна? (это время года)
- После какого времени года приходит весна? (после зимы)
- Какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)
- Разделите слова на слоги: март, ап-рель, май.
- Назовите сколько слогов?
Упражнение «Узнай ударный гласный звук». (март, апрель, май).
Игра «Добавь словечко» (ВЕСНА)
• Пришла (весна)
• Мы ждали (весну)
• Мы рады (весне)
• Мы встречали (весну)
• Мы будем гулять (весной)
• Мы поём песни о (весне)
Игра «Найди ошибки»
Пришла морозная (теплая) весна. Весело журчат лужи (ручьи). С крыш капают сосульки – начался листопад (началась капель). Дни становятся короче (длиннее, а ночи длиннее (короче). Возвращаются зимующие (перелетные) птицы. Просыпаются от летней (зимней) спячки дикие животные. В лесу расцвели осенние (весенние) цветы. Всё живое радуется весне.
- Мы очень рады весне. Расскажите весна какая?
Весна (какая) – ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, солнечная, цветущая, красивая…
Небо (какое) – голубое, облачное, серое, хмурое …
Солнце (какое) – яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, блестящее, большое, весёлое, нежное …
- Какое яркое и теплое солнышко, от такого тепла хочется поиграть в игру «Назови ласково».
Ручей – ручеёк; лист – листик, листочек; лес - лесок, лесочек; река – речушка, речка, реченька; лужа – лужица; проталина – проталинка; капля – капелька; трава – травка, травушка; цветок – цветочек.
- На весенней лужайке появилась молодая, зеленая травка и начали расти первые цветы.
- Как называются первые весенние цветы? (первоцветы)
- Какие первоцветы вы знаете? (подснежники, одуванчики, мать-и-мачеха, ландыши, нарциссы, фиалки, тюльпаны, медуница,)
Игра «Посчитай до 5»
(1- подснежник, 2 – подснежника, 3,4 ; 5 – подснежников и т. д.)
- Прислушайтесь (включается пение птиц).
- Что вы слышите, ребята? (пение птиц). Подойдём поближе, посмотрим.
- Какие птицы возвращаются с теплых краёв? (грач, скворец, лебедь, кукушка, чиж, ласточка,)
- Посмотрите на картинки и скажите, каких птиц вы не назвали?
- Какие это птицы? (перелётные)
Пальчиковая игра «Перелётные птицы»
Тили-тели, тили-тели –
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!
Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.
Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.
Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.
Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.
- Некоторые перелётные птицы летают ночью, некоторые – днём.
- Ребята, а вы знаете, как птицы находят дорогу в полёте, ведь у них нет карты и компаса? (ответы детей)
- Птицы находят дорогу по расположению Солнца, по звёздам, по магнитному полю Земли (как будто у них в голове есть компас).
- Придумайте предложение со словом ПТИЦА по схеме.
.
.
- Назови 1 слово; 2 слово; 3 слово.
- Почему поставили точку?
- Почему первое слово написали с большой буквы?
Игра «Скажи какой, скажи какая» (образование сложных слов)
• У цапли длинные лапы (цапля какая) – длиннолапая цапля.
• У аиста красный клюв (аист какой) – красноклювый аист.
• У лебедя белые крылья (лебедь какой) – белокрылый лебедь.
• У чижа желтая грудь (чиж какой) – желтогрудый чиж.
• У ласточки черная голова (ласточка какая) – черноголовая ласточка.
• У трясогузки длинный хвост (трясогузка какая) – длиннохвостая трясогузка.
- Чем питаются перелётные птицы? (насекомыми)
- Девочки подойдут к столу, выберут насекомых, которые не летают, а мальчики - которые летают.
- Назовите своих насекомых со словом «много» (образование существительных в родительном падеже)
(Бабочка – много бабочек; стрекоза – много стрекоз; жук – много жуков; муравей много муравьёв; муха –много мух;)
Игра «Скажи правильно» (накапливаем словарь глаголов)
- А сейчас блиц-опрос. (короткий ответ на короткие вопросы без раздумывания)
• Распускаются листочки или веточки?
А что делают веточки?
• Порхают птички или жучки?
А что делают жучки?
• Тает снежинка или дождинка? А что делает дождинка?
• Журчат ручьи или грачи? А делают грачи?
• Набухают почки или листочки? А что делают листочки?
• Прилетают с юга насекомые или птицы? А что делают насекомые?
• Трещит лёд или ручей? А что делает ручей?
• В лесу появляются сосульки или подснежники? А что делают сосульки?
- Как называется явление природы, когда тают и капают сосульки? (это явление природы называется капель).
Чистоговорка: Ла-ла-ла к нам пришла (весна)
Пло-пло-пло на дворе … (тепло)
Пель-пель-пель капает … (капель)
Ля-ля-ля расцветает Земля!
- Ребята, я предлагаю вспомнить стихи о весне по мнемотаблицам.
(С. Я. Маршак «Весна», М. Пляцковский «Деньки стоят погожие…»)
- Чем занимались?
-Что запомнилось?
- Что понравилось?
- Что новое узнали?