Виктория Волгина
Конспект интегрированного занятия «Натюрморт в музыке и живописи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия «Натюрморт» из цикла «Мир музыки и живописи»
Цель: Развитие слухового внимания, образного мышления, воображения и выразительности в исполнительской деятельности детей через синтез искусств.
Задачи:
1. Знакомство с жанром натюрморта в живописи и музыке;
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Натюрморт в музыке и живописи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
2. Расширение представлений детей об изобразительных и выразительных свойствах и средствах музыки;
3. Знакомство с музыкальными произведениями Р. Шумана «Одинокие цветы», Н. Римского-Корсакова «Океан-море синее»»;
4. Развитие слухового внимания детей, эмоциональной отзывчивости на настроение и характер музыки;
5. Расширение эмоционально-образного словаря детей, умения высказывать свои суждения о музыке;
6. Развитие коммуникативных навыков в коллективной исполнительской деятельности.
Предварительная работа: Рассматривание репродукций картин художников, составление описательных рассказов, беседа "Что такое натюрморт?", заучивание стихотворений, разучивание танца "Самовар", музыкальных игр.
Оборудование: проектор, экран, презентация, портреты Н. Римского-Корсакова, Р. Шумана, два яблока, цветы-маки.
Ход занятия:
Вход под музыку. Приветствие на усмотрение воспитателя.
Воспитатель: Послушайте загадку:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это… (натюрморт)
Мы с вами уже познакомились с такими жанрами живописи как портрет и пейзаж. Сегодня мы познакомимся с ещё одним жанром искусства – натюрмортом. Слово это переводится как «мёртвая натура», то есть в натюрмортах художники изображают неживые предметы. Например, посуду, еду на тарелках, цветы в вазах, статуэтки, игрушки, музыкальные инструменты и т. д.
МР: Мы с вами уже задавались вопросом, можем ли мы увидеть музыку и отвечали на этот вопрос. Как же мы на него отвечали? (Ответы детей)
А сегодня мы с вами попробуем услышать живопись? Взгляните на первую картину. Перед вами картина Александра Александровича Гунина «Натюрморт с незабудками».
Рассматривание и обсуждение
Ребенок: Полевые цветы незабудки в вазе у распахнутого окна. Кажется, что цветы смотрят в это окно, мечтая вернуться на волю, на летний цветущий луг. Возможно, они немного грустят без синего неба за окном, без свежего ветра.
МР: Послушайте музыку Роберта Шумана «Одинокие цветы».
Слушание и обсуждение характера музыки
МР: Музыка какая? (нежная, лирическая). Да, под эту музыку мы можем представить грусть цветов, как будто они вспоминают, как росли на воле. Как легкий ветерок обдувал их лепестки и качал их. Какой музыкальный инструмент звучит? (фортепиано)
Воспитатель: А какие еще полевые цветы вы знаете? Отгадайте загадки:
Был шар бел,
Ветер дунул,
Шар улетел. (Одуванчик)
Не зовет на перемену,
И обратно на урок,
Потому что это просто
Голубой лесной цветок. (Колокольчик)
Как зовут меня, скажи,
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый… (Василек)
Стоят в лучах сестрички,
Золотой глазок,
Белые реснички. (Ромашки)
Я в траве густой расту,
Огоньком на ней цвету.
Семена коль соберут,
Пирожки вам испекут. (Маки)
Воспитатель: Взгляните на картину Винсента Ван Гога “Ваза с красными маками”. На ней изображен букет крупных красных маков в белой вазе.
Ребенок: Художник настолько хочет выделить яркость букета, что просто заливает лепестки алой краской. Маки словно застилают собой все пространство картины. Букет на темном фоне и скатерти стола приобретает объемность и словно тянется навстречу к притягивающемуся взору зрителя. Белоснежность вазы подчеркивает нежность светло-зеленых, еще не распустившихся, бутов. Гармоничность цветовой гаммы характеризует картину, как оптимистичное и жизнерадостное произведение.
МР: А как же растет мак? Давайте поиграем в русскую народную игру, расскажем и покажем гостям, как это происходит.
Музыкальная игра «Мак маковистый» (движения по тексту)
МР: А вот, взгляните, ещё один натюрморт неизвестного художника. Посмотрите, какое необычное сочетание предметов. На картине изображена скрипка и морская раковина. Как вы думаете, как могла бы зазвучать эта картина? (ответы детей) Да, скрипка может заиграть. А морскую раковину, говорят, если поднести к уху, то можно услышать шум моря. Закройте глаза и прислушайтесь…
Николай Андреевич Римский-Корсаков «Океан-море синее»
МР: Какую картину вы представили? (ответы детей). Я вот увидела бушующее море, волны то откатываются, то с силой хлещут на берег. Музыка напряженная, тревожная, как будто надвигается шторм, но в конце наступает затишье. Как будто ветер стих, на небе проглядывает солнце и море успокаивается.
Видите, ребята, оказывается, живопись может зазвучать, если мы с вами немного подключим наше воображение, нашу фантазию.
Воспитатель: Взгляните на следующую картину. Ее автор Алла Ященко. Как вы думаете, как она называется? (варианты детей) Что изображено на картине? (овощи). А когда мы собираем урожай? (в конце лета, осенью). Эта картина так и называется «Осенний натюрморт». Сейчас ___ прочитаем нам стихотворение.
«Натюрморт» Елена Шимакова.
Пахнет хлебушком в домах,
Вся палитра на столах:
Овощей хоровод
Заполняет натюрморт.
Близ пылающих томатов-
Огурец продолговатый,
Сочной зелени кусты
Возле луковиц златых,
Кабачок зеленоокий,
Бурачка тугие щёки,
Для борща набор цветной,
Кукурузка с бахромой,
Тушки баклажан атласных,
Россыпи рябины красной
Вокруг тыквенных боков-
Вот и натюрморт готов!
Урожай богатый-
Кушайте, ребята!
Воспитатель: Обратите внимание на следующую картину. Это работа кисти Ильи Ефимовича Репина, натюрморт «Яблоки и листья».
Ребенок: Это полотно изображает шесть спелых яблок на фоне листьев разных растений. Казалось бы, ничего особенного, обычная картина, однако она говорит о высоком мастерстве художника. Яблоки и листья изображены на плотном темном «глухом» фоне, который плавно переходит в коричневое основание композиции. По нему разбросаны листья разных форм и очертаний. Для них использована приглушенная гамма зеленых оттенков, что создает отличный фон для ярких и выразительных яблок.
Ребенок: Яблоки – центральный элемент композиции. Желтовато-зеленые и красные яблоки изображены не идеальными «восковыми» фруктами, а так, как должны выглядеть настоящие, живые плоды. Чувствуется, что на них есть неровности и вмятинки, небольшие пятнышки и следы погоды. Возможно, где-то в глубине сочной мякоти яблок спрятался маленький червячок. Сочетание блестящих и матовых яблок, мягких и рыхлых листьев придает изображению объем, насыщает его воздухом. Кажется, что мы можем даже ощутить запах зелени и свежих спелых яблок.
МР: А давайте поиграем в игру, которая называется «Яблочко по кругу»
Музыкально-ритмическая игра «Яблоко по кругу»
Дети по кругу передают яблоко, можно два сразу. Как только музыка останавливается, у кого в руках яблоки, выходят в центр и танцуют под разную музыку.
Воспитатель: А сейчас рассмотрим уже знакомую нам картину Бориса Михайловича Кустодиева «Купчиха за чаем». Какие уже знакомые нам жанры живописи объединены в этой картине?
Ребенок: Здесь можно увидеть все живописные жанры: есть тут и портрет, и пейзаж на заднем плане, и натюрморт на столе. Здесь и самовар, и другая посуда.
Воспитатель: В роскошном натюрморте трапезы, сверкающем величии самовара, в красочной яркости сахарного арбуза, мраморной белизне плеч купчихи, в живописной красоте и выразительности каждой детали господствует звучное многоцветье.
МР: Давайте озвучим и эту картину – исполним танец «Самовар».
Танец «Самовар»
Муз. рук: Молодцы, ребята! Наше занятие подошло к концу. Давайте ещё раз вспомним, с каким жанром живописи мы с вами сегодня познакомились (Ответы детей) А какие музыкальные произведения сегодня звучали? (Ответы детей)
А теперь давайте проверим, как вы усвоили жанр живописи «Натюрморт» и рассмотрим ваше домашнее задание.
Рассматривание рисунков детей, беседа.
МР: Наша встреча подошла к концу. Надеюсь, вам было интересно. До новых встреч, ребята!
Выход из зала под песню «Я рисую»