Елена Чувичкина
Конспект интегрированного занятия по музыке и психологии в старшей группе «Волшебная сила музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Группа: старшая (подгруппа – 6-8 детей)
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста посредством музыкального моделирования.
Задачи:
- учить распознавать музыку, соотносить её содержание и настроение с собственными переживаниями и эмоциями;
- закреплять знания об эмоции «грусть»;
- уметь находить конструктивный выход из ситуации, вызывающей грусть;
- гармонизация эмоционального состояния, снятие эмоционального напряжения;
Публикация «Конспект интегрированного занятия по музыке и психологии в старшей группе „Волшебная сила музыки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- учить детей действовать сплочённо, согласованно;
- учить детей определять своё эмоциональное состояние;
- воспитывать интерес у детей к оздоровлению собственного организма через слушание классической музыки.
Ресурсы: ноутбук, мультимедийная презентация, экран, корзинка с искусственными цветами, «цветок добра», «цветок помощи», игрушка Грустинка, кукла, экран настроений, подборка классических музыкальных произведений.
Ход занятия:
Под музыку «Утро» Э. Грига дети заходят в зал, их встречает педагог-психолог с цветком в руках.
Педагог – психолог: Ребята, вас сегодня встречает сама волшебница музыка, вы узнали музыкальное произведение.
Дети: «Утро» композитора Э. Грига.
Педагог – психолог: Молодцы, правильно назвали музыкальное произведение, а вот этот «цветок Добра» поможет нам поприветствовать друг друга.
Педагог-психолог передаёт цветок ребёнку со словами «Машенька, я так рада видеть тебя». Ребёнок берёт цветок и передаёт его другому произнося слова приветствия, и так по кругу.
Дети выполняют упражнение-приветствие «Я так рад»
Педагог – психолог: Я очень рада видеть вас на моём занятии, но прежде чем его начать я хотела бы узнать какое у вас сегодня настроение.
Упражнение «Никто не знает».
Каждый ребенок по кругу, определяет свое настроение, начав с фразы: «Никто не знает, что у меня сейчас…. настроение». (диагностика эмоционального состояния на начало занятия)
Педагог – психолог: Ребята, я вижу, что у вас сегодня очень хорошее настроение. А вы знаете, что наше настроение, эмоции и чувства влияют на наше самочувствие и здоровье? Когда мы много улыбаемся, смеемся, веселимся, испытываем положительные эмоции, то мы меньше болеем и становимся сильными и здоровыми.
А еще, когда мы веселые и радостные, у нас становится больше друзей, с нами хотят играть и дружить. Конечно, все чувства важны и нужны, и они помогают нам. Вот, например, чтобы не попасть в опасную ситуацию нам помогает чувство «страх», а чувство «отвращение» или «брезгливость» не позволит нам залезть в грязную лужу или взять в руки грязную игрушку. А еще важно говорить о своих чувствах словами, не прятаться и не замыкаться в себе.
Вы сейчас мне рассказали о своём хорошем настроении, но, чтобы оно стало еще лучше, я предлагаю вам немного подвигаться под весёлую и задорную музыку. Готовы повеселиться?
Дети: Да!
Звучит «Болезнь куклы» П. И. Чайковского
Педагог – психолог: Ой, ребята, что-то здесь не так. Вместо весёлой и задорной музыки я слышу грустную и унылую мелодию. Что же всё-таки происходит?
Дети замечают игрушку «Грустинку» и её куклу Машу.
Педагог – психолог: Так вот в чём дело, Грустинка пришла на наше занятие не одна, а со своей любимой куклой Машей и ещё она принесла нам фотографии. Давайте их рассмотрим.
На экране фотографии с изображением плачущего ребёнок от которого уходит мама, ребёнка смотрящий из окна с грустью, ребёнка с которым никто не играет.
Рассматривание и обсуждение фотографий (из-за чего это происходит и что нужно сделать, чтобы это исправить).
Педагог-психолог: Сегодня утром я зашла ребята в вашу группу и увидела Алису (психолог показывает фотографию грустной девочки, она сидела на диванчике совсем одинокая. Как вы думаете ребята какое у нее было настроение? (ответы детей) Как бы вы поступили на моем месте?
Дети предлагают варианты помощи Алисе.
Педагог-психолог: Ребята, я предлагаю для Алисы составить «цветок Помощи».
Практическое задание «Цветок Помощи»
Педагог-психолог кладёт на стол фотографию Алисы с эмоцией грусти. Дети выбирают лепестки, на которых варианты помощи Алисе. Когда составлен цветок помощи, педагог-психолог предлагает детям закрыть глаза и меняет фотографию грустной Алисы на весёлую.
Педагог-психолог: Как вы думаете, почему случилось чудо?
(ответы детей)
Игра-упражнение «Приласкай меня»
Педагог-психолог: Ребята, вы сказали, когда человеку грустно, то с ним можно поговорить, успокоить, развеселить. А ещё его можно приласкать, а давайте и мы приласкаем Алису, для того, чтобы она больше не грустила.
Звучит спокойная мелодия. Алиса садится на стул в центре комнаты, остальные дети окружают её и нежно гладят по рукам, плечам, голове.
Педагог-психолог: Алиса, что ты чувствовала, когда к тебе прикасались ребята, ласкали и гладили тебя? (ответ ребёнка)
Звучит «Болезнь куклы» П. И. Чайковского
Педагог – психолог: Ребята, вновь звучит эта грустная мелодия, а вы узнали это музыкальное произведение? Какое настроение несёт это музыкальное произведение? Правильно, грусть, печаль, тоску и уныние. Ребята, я кажется догадалась почему к нам пришла Грустинка, у неё, заболела любимая кукла Маша и она пришла к нам за помощью. Поможем ей вылечить куклу? А каким образом?
Я сегодня говорила вам о том, что наше настроение, эмоции и чувства влияют на наше самочувствие и здоровье. Когда мы много улыбаемся, смеемся, веселимся, испытываем положительные эмоции, то мы меньше болеем и становимся сильными и здоровыми. Что же нам нужно сделать, чтобы помочь кукле выздороветь?
Ответы детей
Педагог-психолог: Чтобы помочь больной кукле поднять настроение давайте обратимся к волшебной силе музыки и представим…
Упражнение «Представьте себе.» - двигательные упражнения.
Музыкальное моделирование с просмотром изображений на экране.
1. «Мелодия слёз» (Л. Бетховен).
Цель: переживание эмоционального состояния грусти, тоски.
Педагог-психолог: Ребята посмотрите на экран, перед вами плачущий ребёнок. Что же чувствует эта девочка: может потерю, расставание или одиночество? Может ли музыкальное произведение Л. Бетховена «Мелодия слёз» которое сейчас звучит почувствовать переживание этой девочки? (ответы детей).
2. «Вальс» (П. И. Чайковский).
Цель: формирование состояния покоя, защищённости, радости.
Педагог-психолог: Ребята, мы с вами порхающие бабочки, лёгкие, нежные, с прозрачными крылышками. Мы кружимся в лёгком танце над чудесными цветами. Нам весело и спокойно. «Вальс» композитора П. И Чайковского поможет нам обрести чувство полёта и лёгкости.
3. «Военный марш» (Г. Свиридов).
Цель: становление конечного эмоционального состояния.
Педагог-психолог: Ребята, а сейчас звучит «Военный марш» композитора Г. Свиридова, представьте себя идущими на праздник. Идти нужно уверенным, решительным шагом. Мы все вместе, нам радостно и весело.
Педагог-психолог: Кукла Маша улыбается, значит какое настроение у неё ребята? Волшебная сила музыки может поднять настроение и помочь от любой болезни, только нужно научиться её правильно слушать и понимать.
А сейчас я предлагаю всем вместе встать в круг. Давайте приложим друг к другу ладошки и почувствуем тепло наших рук, которые всегда придут на помощь. Смотрите, из наших рук получился мостик дружбы. Предлагаю для куклы Маши и Грустинки исполнить танец дружбы.
Танец «Бим-бам-бом» - ритмотерапия.
Педагог – психолог: Ребята смотрите, Грустинка хочет отблагодарить нас за помощь и дарит нам корзинку с волшебными «цветами добра».
Педагог раздаёт цветы детям.
Педагог-психолог: Мы все немного устали, предлагаю сесть на ковёр, расслабиться, отдохнуть и почувствовать целительную силу музыки и доброты.
Релаксация «Волшебный цветок Добра» (Ф. Шопен «Весенний вальс»).
Педагог-психолог: Ребята, под «Весенний вальс» Ф. Шопена положите «цветок Добра» и хорошее настроение на обе ладони. Почувствуйте, как они согревают вас, ваши руки, ваше тело. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья и радости. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас теплое, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой уходя отсюда. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами. Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли.
Дети встают и садятся на стульчики.
Рефлексия
Педагог – психолог: Ребята, мы с вами сегодня совершили волшебство, помогли кукле Маше выздороветь. А кто нам в этом помог? Что нового вы для себя узнали о музыке? Вам понравилось помогать другим? И все это благодаря вам, вашей дружбе и вашему хорошему настроению. Но, главное, я хочу поделиться с вами одним секретом. Если вдруг вам станет грустно, страшно или одиноко, помните, что всегда можно позвать к себе радость и хорошее настроение. Спасибо вам ребята, за нашу встречу, вы настоящие волшебники, пусть музыка всегда живёт в вашем сердце.
Ребята, а какое у вас сейчас настроение? Давайте посмотрим изменилось ли оно к концу занятия. Подойдите к экрану настроения и поставьте такой значок, который соответствует вашему нынешнему настроению.
(диагностика эмоционального состояния на конец занятия)
Педагог-психолог: Вот и пришло время сказать друг другу до свидания, давайте сделаем это нашим любимым способом.
Дети и педагог прощаются, обнявшись все вместе.