Наталья Каблукова
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы с ЗПР «Народные праздники на Руси. Коляда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы с ЗПР
«Народные праздники на Руси. Коляда»
Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о народных праздниках. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Народные праздники» (Коляда, Рождество, предки, благая весть, традиция, славить, колядовать). Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование однокоренных слов). Автоматизация в игровой деятельности правильного произношения и дифференциация сонорных звуков.
Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы с ЗПР „Народные праздники на Руси, Коляда“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ЗПР. Сценарии праздников и мероприятий
- Коляда, колядки, святки. Конспекты занятий для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного, слухового внимания, памяти, восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, чувства ритма, тактильной чувствительности. Обеспечение целостного восприятия картины.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры. Всесторонне развивать личность ребенка, формировать его духовный мир.
Используемый материал: Иллюстрации с изображением праздничных гуляний на Рождество; русских народных костюмов. Открытки, календарь народных праздников. Картина М. Бычкова: «Серебряное копытце», картины современных художников с изображением рождественских гуляний. Аудиозапись «Звон колоколов».
Предварительная работа: разучивание колядок, разучивание русских народных игр, знакомство с уральскими поделочными камнями, чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце».
Ход занятия:
Орг. момент. К детям выходит Хозяйка.
Хозяйка (Дефектолог) : Здравствуйте, гости дорогие! Проходите в избу! (дети садятся).
1. Беседа о русских народных праздниках.
Ребята, вы любите праздники? Почему? Какие вы знаете праздники? (Ответы детей)
Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков. А кто такие предки?
Наши предки – русские люди – всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А хотите узнать как? Тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое.
Вы спросите, как? Есть у меня волшебная малахитовая шкатулка, полная камней уральских поделочных. Выбирайте, кому яшму. Кому сердолик, агат, малахит, горный хрусталь, турмалин. Какие камни на ощупь? (Ответы детей).
Рассаживайтесь поудобнее, закрывайте глаза, камни нас в прошлое перенесут.
(Дети рассаживаются на коврике, закрывают глаза, звучит музыка).
Хозяйка: Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улицах, в поле, за околицей. Под музыку водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.
Люди одевали самую лучшую, самую красивую одежду, готовили вкусные, праздничные явства. Бедным людям, нищим дарили подарки, бесплатно кормили. Всюду были гуляния, везде раздавались песни, музыка и радостный смех.
А сейчас мы послушаем с вами, как звучат праздничные колокола.
(включается запись колоколов).
2. Рассматривание иллюстраций с изображением праздничных гуляний на Рождество.
Хозяюшка: Давайте, рассмотрим эти сюжетные картинки - иллюстрации. Как вы думаете, какой праздник изображен на этих иллюстрациях? (Ответы детей).
Правильно - это Рождество. Один из самых известных и любимых праздников.
А почему этот праздник так называется? (Ответы детей).
В этот день празднуют День рождения Иисуса Христа. Кто из вас знает, как праздновали Рождество на Руси? Какими обычаями, обрядами отмечали этот праздник? (Ответы детей)
На Рождество люди колядовали. А что такое колядки? (Ответы детей)
Колядки – это песни, в которых славят хозяев дома, желают им хорошего урожая, богатства, добра. А вы знаете колядки? Давайте вспомним их.
3. Пение колядок.
Дети проговаривают хором колядки, разученные накануне.
Хозяйка: Хозяева одаривали колядующих печеньем, конфетами, деньгами.
(Рассматривание сюжетных картинок).
4. Рассматривание картины «Серебряное копытце»
(Развитие зрительного внимания, восприятия, диалогической речи).
- Дети, что вы видите на этой картине? Какое время года? Что делают девочка? Кто ещё изображен на картине? Из какой сказки?
Ответы детей.
5. Рассказ по картине М. Бычкова «Серебряное копытце». (Развитие связной речи).
6. Логоритмическое стихотворение «Вьюга».
Воет вьюга: У-у-у (дети делают круговые движения руками над головой ритмично)
Завертеть я вас могу
Замести в большой сугроб, (Руки внизу, ритмично двигают ими с боков к центру, «подгребая»
Хоп-хоп-хоп-хоп. снег).
Вас от дома уведу, (Ритмично хлопают ладонями по телу)
В чисто поле приведу.
А потом улягусь спать (ритмично покачивают скрещенными руками перед собой).
В свою снежную кровать.
Хозяйка. - Дети, смотрите, кто к нам пришёл?
Вьюга (Логопед). – Я услышала, как вы меня звали, вот и решила посмотреть, кто тут такой смелый? У меня для вас есть задания сложные, если справитесь – получите от меня подарок. А нет – завьюжу, заморожу и останусь у вас навсегда. Готовы приступить к первому заданию? Тогда выбирайте себе снежинку.
7. На снежинках написаны вопросы. Каждый ребёнок выбирает себе свою снежинку, Вьюга зачитывает вопросы по пройденным темам (цель-выявить уровень усвоения знаний) : «Зима», «Зимующие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Новый год».
-За каким временем года наступает зима?
- Чем отличается снегопад от метели?
-Почем много аварий на дорогах происходит именно в гололёд?
-Каких животных можно назвать травоядными, а каких хищниками?
- Какие жилища строят себе дикие животные?
- У кого размах крыльев больше: у вороны или синички?
- Каких домашних животных держат сельские жители на скотном дворе? Для чего их заводят?
Вьюга: -Молодцы, правильно ответили на все вопросы.
8. Тогда поиграем в игру: «Назови действие».
(Цель – выявить умение заканчивать предложение педагога, подбирая по смыслу соответствующий глагол, знать зимние явления).
Из снеговой тучи снежинки …что делают?
Зимой метель… что делает?
Мороз щёки и носы… что делает?
В лесу зимой голодный волк …что делает?
Под снегом зимой травка… что делает?
Ночью ветер в трубах. что делает?
На зиму медведь в берлоге. что делает?
Хозяйка:
9. -А теперь поиграем в интересную игру.
Русская народная игра «У дедушки Трифона».
Дети проговаривают слова игры и выполняют все движения, показанные Хозяйкой.
Вьюга:
10. - А какой праздник нынче празднуете? Когда он бывает? Зимой? Давайте назовём родственные слова от слова «Зима», «Снег», «Урал».
Ответы детей.
11.- Ой, детушки, ветер выл, крутил, все подарки перепутал. Давайте, разложим по шкатулкам. В янтарную– картинки, на которых предметы со звуком «Р», в малахитовую – со звуком «Л».
Дети раскладывают, дифференцируют сонорные звуки.
Хозяйка, Вьюга:
- Молодцы, девицы да добры молодцы! Постарались на славу!
- Вот вам угощенье:
Баранки, печенье,
Пряники, конфетки.
Покушайте, детки!
Пойдёмте за стол, чай пить!
Учитель-дефектолог Каблукова Наталья Владимировна.
Учитель-логопед Дербушева Елена Алексеевна