Елена Дмитриева
Конспект совместной деятельности педагога и детей младшей группы «Коляда, Коляда, отворяйте ворота!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
Основная образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Интегрируемые области: речевое развитие, познавательное развитие социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Программное содержание
- обучающая: познакомить детей в доступной форме с народной традицией празднований святок; знакомить с народным фольклором.
- развивающая:
развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления;
Публикация «Конспект совместной деятельности педагога и детей младшей группы „Коляда, Коляда, отворяйте ворота!“» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Коляда, колядки, святки. Конспекты занятий для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
развивать память, внимание, речь, мышление, моторные и сенсорные умения.
- воспитывающая: воспитывать интерес и активное участие в народных традиционных гуляниях.
Словарная работа: коляда, святки.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, театрализованная, познавательная, двигательная, танцевальная.
Формы работы с детьми: рассказ воспитателя, чтение колядок, просмотр презентации, объяснение, показ, упражнение на развитие моторики, подвижная игра, пляска-игра, хоровод.
Оборудование: музыкальный центр, ноутбук или мультимедийная установка.
Материал:
-демонстрационный: презентация «Детям о святках», аудиозапись «Иван-купала» - «Коляда»; народная песня «Шел козел по лесу».
-раздаточный: маски на каждого ребенка, одна маска медведя, маска козы.
Предварительная работа: чтение литературы, рассматривание иллюстраций о Новом годе и Рождестве.
Планируемый результат: дети имеют представление о народном праздновании святок и колядок, активно участвуют в совместной деятельности.
Ход деятельности
Дети в масках, ряженые заходят в зал, взявшись за руки ручейком под песню «Коляда» и рассаживаются на стулья.
Воспитатель: Ребята, наступил Новый год. Все мы ходили в гости, поздравляли друг друга, дарили и принимали подарки. За новым годом наступило Рождество. Перед рождеством, в сочельник, вечером все вы наверняка, ходили к своим крестным или знакомым и носили сладкий рис, который называется кутя. (Да.)
Сегодня я расскажу вам о праздниках, которые называются «Святки».
Показ презентации «Детям о святках».
https://myvunderkinder.ru/wp-content/uploads/2014/01/Детям-о-Святках. swf
Воспитатель. Вот и мы с вами нарядились и пришли коляду встречать.
Коляда пришла и гостей привела с Рождеством и Новым годом, со снежной зимою.
Сколько снега намело! Помните стихотворение И. Токмаковой.
Упражнение на развитие моторики.
Дети вместе с воспитателем читают стихотворение и показывают движения, ребенок в шапочке медведя проходит на приготовленный стул и «засыпает».
Как на горке — снег, снег, показывают руками горку
И под горкой — снег, снег, показывают ладошками на пол
И на елке — снег, снег, вытягивают руки вверх, затем в стороны
И под елкой — снег, снег. приседают
А под снегом спит медведь. кладут сложенные ладошки под щечку.
Тише, тише. Не шуметь! указательный палец подносят к губам.
Посмотрите, мишка спит.
Мишка, просыпайся!
Мишка, поднимайся!
Ничего не слышит Мишка.
Помогите мне, детишки!
Дети топают ногами и хлопают в ладоши.
Спит, не слышит ничего.
Будем мы будить его.
Игра «Догонялки с мишкой»
Подошли ребята к Мишке. Дети подходят к Медведю.
Сладко спит наш шалунишка.
Мы в ладоши громко хлопнем — Хлопают.
Раз, два, три!
И ногами так притопнем — Топают.
Раз, два, три!
Просыпайся, Мишка, Грозят пальцем.
Мишка-шалунишка,
Из берлоги вылезай
И ребяток догоняй!
Мишка просыпается и догоняет детей. Они убегают на места.
Мишка. Вы зачем меня будили?
Воспитатель. Мы идем колядовать и гостинцы получать пойдем миша с нами.
Миша соглашается.
Дети ходят за воспитателем и поют колядки :
Коляда, Коляда!
Отворяйте ворота!
С новым годом поздравляем,
Счастья радости желаем!
Воспитатель заводит детей в круг.
Воспитатель. Вот так, ребятки, ходили ряженые по улице и подходили ко двору или двери, стучали, и хозяевам пели, поздравительные песенки.
Давайте вместе споем:
Сеем, веем, посеваем,
С новым годом поздравляем.
Доставайте кошельки,
Вынимайте пятачки,
Открывайте кулечки,
Доставайте крендельки.
Хозяин одаривал колядовщиков вкусностями или монетками.
Колядовщики хвалили его :
У хозяюшки в дому,
Чтоб велись ребятки, цыплятки, поросятки, телятки.
Счастье да любовь! Хлеб да соль!
Спасибо этому дому, Пойдем к другому.
По дороге к следующему дому ряженые веселились, разыгрывали сценки, плясали.
Мы не сами идем
Мы козу с собой ведем.
Выходит коза.
Коза. Я коза –дереза.
За три гроша куплена,
Полбока луплено,
Топ, топ ногами,
Заколю тебя рогами,
Ножками затопчу,
Хвостиком замету!
Воспитатель. Ты коза не кричи, лучше с нами попляши.
Песня –пляска «Шел козел по лесу»
Дети становятся в два круга: внутренний девочки, внешний мальчики. На куплет дети водят хороводы в противоположные стороны. На припев девочки поворачиваются к мальчикам и танцуют с тем, к которому повернулась. Движения по тексту.
Воспитатель. Подойдя к следующему дому, снова пели колядки. Но не всегда попадались добрые хозяева, тогда колядовщики пели так :
Таусень, таусень,
Ходим по всем!
Кто не даст киселю -
У ворот напылю.
Кто не даст пышку -
Я овцу подмышку.
Не дашь мне ватрушки –
Получишь по макушке!
Не дашь пирога –
Уведу корову за рога.
Так колядовщики ходили, песни пели и шалили, ну а нам пора друзья возвращаться в группу.
Под песню «Иван-купала» - «Коляда» дети ходят ручейком за воспитателем и возвращаются в группу.