Дарья Шипалова
Проект «Народные праздники» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
(5–7 лет)
Наше сегодня, как никогда
наше прошлое, также творит
традиции будущего.
Вид проекта :
По продолжительности: краткосрочный, коллективный.
По содержанию: творческий, познавательный, групповой.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, Цель:
Публикация «Проект „Народные праздники“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Проекты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам Русской народной культуры, ее наследию формирование чувства любви и добра. Воспитание патриотизма.
Задачи проекта :
1. Познакомить с обрядовыми праздниками, их традициями и обычаями, с таинственным языком символических образов народного декоративного искусства.
2. Прививать любовь к традиционным праздникам, развивать понимание названий праздников.
3. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству.
4. Воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа, желание и умение применять полученные знания в продуктивном творчестве.
Актуальность:
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.
Предусматриваются следующие этапы реализации проекта :
Начальный:
- определение целей, постановка задач проекта;
- изучение методической литературы по проблеме;
- диагностическое исследование проблемы.
Продуктивный:
-планирование и осуществление совместной и самостоятельной деятельности участников проекта.
Результативный:
-проведение сравнительно диагностического исследования уровня знаний и представлений детей старшего возраста о народных праздниках и традициях;
-анализ, обобщение и подведение итогов результатов работы.
Перспективный:
-обобщение опыта, планирование и диагностирование дальнейшей работы.
-разработка методических рекомендаций для воспитателей по теме проекта.
Ожидаемые результаты проекта :
со стороны детей :
-сформируются понимание, важность и уважение к традициям родного края;
-расширится кругозор детей о праздниках, о народных костюмах и играх;
- Знание разнообразных игрушек, содержания игр с ними;
- умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой;
- устойчивое желание играть с народной игрушкой, наряжаться в народные костюмы;
со стороны родителей:
-сформируется понимание необходимости создания условий для развития познавательной деятельности детей;
со стороны педагогов:
-возможность использования данного проекта в работе педагогов МДОУ
Участники проекта : дети 5-6 лет, педагоги, родители воспитанников.
Место проведения: детский сад «Звездочка», ул. Коминтерна д. 1.
Продолжительность: 3 месяца (декабрь, январь, февраль).
Реализация проекта предполагается в нескольких направлениях:
1. С детьми намечена следующая работа:
-диагностика детей для выявления знаний по теме проекта;
-непосредственная образовательная деятельность воспитателя с детьми;
-совместная и самостоятельная деятельность детей;
- игры;
-праздники и развлечения;
- пересказывание сказок;
-театрализованные представления.
2. С родителями намечена следующая работа:
-подготовка рекомендаций для родителей;
-анкетирование;
-консультация для родителей «Народная игрушка;
-организация и проведение конкурса поделок "Народная игрушка";
3. С педагогами намечена следующая работа:
-памятки;
-обмен опытом в виде просмотра проекта.
Перспективное планирование.
-Беседа «Истоки народной культуры».
-Беседа «Моя любимая сказка».
-Беседа «Русские посиделки».
-Беседа «Какие дома бывают?».
-Беседа «Народные традиции».
Рассматривание иллюстраций с изображением домов в русском стиле.
-Сюжетно-ролевая игра: «Встречаем гостей!»
-Рассматривание альбома с фотографиями традиции нашего края.
-Заучивание скороговорок, потешек.
- «Отгадайте – ка загадки!» - русский народный фольклор
- Творческая минутка (рисуем понравившуюся игрушку)
-Д/ и: «Дом, в котором мы живем».
Рассматривание иллюстраций с изображением домов в русском стиле.
-Чтение «Эти дивные русские сказки!»
- Чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди».
-Рассматривание альбома с фотографиями традиции нашего края.
Практическая значимость проекта.
1. Расширение интеграции игровой, познавательно – исследовательской, коммуникативной деятельности детей.
2. Дальнейшее обогащение предметно – развивающей среды группы с учётом различия познавательных интересов детей и их культурно – образовательного опыта.
3. Активизация сотрудничества с родителями, направленного на создание единого пространства развития ребёнка.
4. Возможность использования данного проекта другими педагогами.
Инновационность проекта.
Новизна и актуальность дополнительной образовательной программы заключается в том, что она направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Программа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться.
Заключение.
Главная задача проекта -расширить представление детей о народном творчестве. Закрепить основные понятия о росписи игрушек. Дать возможность детям самим изготовить народные игрушки. Разучивание стихов и закличек.
Познакомить с разнообразием русских народных игрушек; учить различать игрушки, зная характерные особенности разных промыслов; воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству, желание научиться рисовать народные игрушки. Знакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями. Воспитывать уважение и любовь к труду, интерес к народному изобразительному искусству и фольклору, эмоционально – оценочное отношение к труду мастеров. Прививать любовь к русскому народному фольклору; учить отгадывать загадки, читать скороговорки, потешки, играть в народные игры.
Список использованной литературы.
1. Адаскина О. Н. Русский фольклор. – М. : АСТ, 2001. - 256 с.
2. Аникин В. П. Фольклор как коллективное творчество народа : Учебное пособие. - М. : МГУ, 1969. - 95 с.
3. Богомолова М. И. Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе: Учебно-методическое пособие. - Набережные Челны, 1995. - 40 с.
4. Бударина О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М. : Детство, 2003. - 395 с.
5. Гизатуллина Н. М. Народные традиции и формирование национального самосознания школьников. - Казань, 2004. – 178с.
6. Иванцова Л. А. Народные и обрядовые праздники. - Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009. - 272 с.
7. Капшук О. Н. Русские праздники и обряды. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2008. – 294 с.
8. Михайлова Н. Г. Народная культура в современных условиях: Учебное пособие министерства культуры РФ. - М. : Российский ин-т культурологии, 2000. - 219 с.
Анкета для родителей.
1. Сохранились ли в Вашей семье предметы старины?
ДА НЕТ
2. Есть ли в Вашей семье предметы народных промыслов (Хохлома, Городецкая роспись, Дымковские игрушки и т. д)
ДА НЕТ
3. Насколько часто Вы вместе с ребёнком рассматриваете семейные альбомы?
ДА НЕТ
4. Знает ли Ваш ребёнок родословную своей семьи?
ДА НЕТ
5. Посещаете ли Вы с ребёнком музеи и памятные исторические места нашей Родины?
ДА НЕТ
6. Хотите ли Вы, чтобы Ваши дети знали историю своего родного края?
ДА НЕТ
7. Что Вы предпринимаете для этого?