Елена Регусевич
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Знакомство с русской народной куклой»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция областей :
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: обеспечить появление интереса и любви к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества.
Задачи:
Обучающие:
- Обеспечить знакомство с историей и традициями на Руси.
- Обеспечить узнавание детьми способов изготовления традиционной куклы.
Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы „Знакомство с русской народной куклой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
- Обеспечить узнавание новых слов и их значений: «обрядовая кукла», «оберег», «безликая».
Развивающие:
- Обеспечить развитие внимания.
- Обеспечить развитие творческих способностей детей.
- Обеспечить развитие мелкой моторики рук.
- Обеспечить развитие эмоциональности, чувства прекрасного.
Воспитательные:
- Пробудить чувство любви к Родине через изучение традиций народной культуры.
- Пробудить чувство любви к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.
- Вызвать желание самим сделать тряпичную куклу.
- Способствовать развитию доброжелательного отношения друг к другу.
- Способствовать развитию терпеливости, усидчивости.
Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Василиса прекрасная», беседа по содержанию, заучивание пословиц о труде.
Материал: презентация, интерактивная доска; тряпичные куклы; технологическая карта изготовления тряпичной куклы «Колокольчик», корзина; по три круга (диаметр-18 см, 16 см, 14 см) ткани разного цвета на каждого человека, квадрат белой ткани (12х12 см) на каждого человека, вата, хлопчатобумажные нитки, ножницы.
I. Вводная часть
Звучит русская народная мелодия, входит воспитатель в русском национальном костюме.
Воспитатель: Здравствуйте, люди добрые! (поклон) Красны девицы и добрые молодцы!
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель:
Я красиво нарядилась,
Вокруг себя оборотилась.
Вышла потрудиться,
Знаниями поделиться!
Вышла с вами поиграть –
Себя людям показать!
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: да.
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в прошлое, у меня есть волшебный клубочек, который поможет нам оказаться в Древней Руси. (Дети берутся за нить, клубочек в руках у воспитателя)
Ты клубочек нас веди,
Старину нам покажи
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
II .Основная часть
1. Воспитатель подводит детей к свернутому лоскутному одеялу, рядом на отдельном лоскутке загадка.
Воспитатель:
Кто загадку отгадает,
Одеяло раскрывает.
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно (кукла).
Вы совершенно правильно отгадали загадку. Давайте посмотрим, что за кукла находится в одеяле.
(раскрывают и находят тряпичную игровую куколку)
Воспитатель: Ребята, а какая это кукла, из чего она сделана (ответы детей
Далеко мы с вами шли,
Куклу древнюю нашли.
Вы садитесь поудобней,
Вам поведаю рассказ,
С чем играли наши предки
Без утайки, без прикрас.
Нам опять нужна помощь, вот только чья?
Слушайте внимательно загадку.
Рта нет, языка нет,
А говорит о каждом. (Зеркало)
Молодцы, отгадали.
Вот оно волшебное зеркало (указывает на интерактивную доску)
(Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов.)
Воспитатель: Ребята, на Руси было большое многообразие куколок. (слайд)
Я расскажу о некоторых. Но вначале хочу сказать, что названия кукол очень просты. Люди, что видели, что делали - так и называли. Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчик.
Одни куклы игровые, с ними только играли, с пяти лет девочки уже сами могли сделать свою первую куклу, в некоторых домах их накапливалось до ста штук. (слайд)
Другие нужны были для обрядов.
Многорукую куклу "Десятиручку" дарили на свадьбу, затем помещали на видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах, в частности в рукоделии.
Кукла подружка – «Желанница» помогает в исполнении желаний.
. Загадаешь, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры. Можете не верить, но все, что попросишь, исполнится. Показывать ее никому не следовало. (слайд)
Третьими же не играли, эти обереги могли храниться в укромном месте, их не показывали. (слайд) Были куклы, которые хранили в красном углу вместе с иконами, оберегали дом, семейный очаг.
«Кубышка-травница» наполнена душистой лекарственной травой. Куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Такую куклу можно подвесить над кроватью ребенка, дать ему поиграть. Еще ее можно оставить у кровати больного. (слайд)
А одна куколка спряталась, но мы можем ее услышать, если соберем картинку. (дети подходят к небольшому столику)
2. Д/и «Собери картинку»
Воспитатель: Дети, что у вас получилось?
Дети: Колокольчик.
Воспитатель: (достает куколку, звенит) Кукла «колокольчик» - обережная кукла, которая приносит в дом радостные вести. Куколка олицетворяет звон колокола, который так же защищал людей от напастей и болезней.
(Раздается звон колоколов)
Воспитатель: Слышите, к нам приближается праздник Пасхи. Празднование Пасхи – многовековая народная традиция, так как на Руси еще до христианизации это был праздник пробуждения природы и начала весны.
Близким людям дарили пасхальные угощения и подарки: специальные пасхальные сувениры – расписные вещи и предметы с пасхальной символикой и особых пасхальных кукол: Пасху и Пасхальную Голубку.
Таких кукол для украшения дома делали за неделю до наступления Пасхи к Вербному Воскресенью. Их ставили на окно, чтобы показать, что здесь ждут наступления Светлого Христова Воскресенья. Позже кукол помещали на стол около пасхальных даров.
Самая красивая праздничная кукла так и называется – кукла Пасха. Она представляет собой православную женщину в нарядной одежде, которая идет освящать традиционную пасхальною пищу в церковь, в руках она держит узелок с дарами. Делается Пасхальная кукла в красных тонах. Красный цвет всегда символизировал собой жизнь. Такая кукла-оберег была необычайно прекрасным и дорогим подарком на светлый праздник.
Пасхальная голубка — символ вселенской любви, а для христиан также символ благой вести. Делалась на Пасху, чтобы очиститься, обновиться, помянуть ушедших, пожелать здоровья близким и позаботиться о чистоте помыслов: никому не желать зла. Хранилась до следующей Пасхи в красном углу, оберегая дом от недобрых вестей.
И вот наступал великий праздник – светлое Христово Воскресение. После посещения церкви, дома устраивалось торжественное праздничное застолье. После него следовали развлечения, всевозможные игры, в основном с пасхальными яйцами, уличные гуляния и катание на качелях.
Давайте и мы с вами поиграем!
3. Народная подвижная игра «Коза»
4. Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь какой-то сундучок, давайте посмотрим, что в нем находится? (открывают сундук, в котором лежат лоскутки и нитки) Как вы думаете, что можно сделать и з этих лоскутков (ответы детей)
Правильно, ребята, давайте сделаем куклу-оберег «Колокольчик». Присаживайтесь за стол, делу время, потехе час!
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить,
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
5. Изготовление куколки «Колокольчик»
(на интерактивной доске изображение технологической карты)
Педагог наблюдает за работой, помогает, поощряет детей.
Во время работы тихо звучит народная музыка.
Воспитатель: Какие замечательные куколки у вас получились, хорошо нам было в гостях у старины, но нам пора возвращаться.
Клубочек нас вернет обратно,
В пути не будем мы скучать,
Преодолеем все преграды,
Нам кукла будет помогать!
Итог.
- Что нового вы узнали, ребята?
- С какими куклами мы сегодня познакомились?
-О каком празднике мы с вами говорили?
-Где жили вепсы, как назвалась кукла, которую они делали?