Болтнева Галина Ивановна
«Аленушка». Конспект интегрированного занятия по изодеятельности и музыкальному воспитанию для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: через знакомство с картиной В. М. Васнецова «Алёнушка» и слушаньем пьесы П. И. Чайковского «Октябрь» учить детей распознавать чувства человека (грусть, радость).
Задачи: умчить умению выделять главное в произведении, давать психологическую оценку образу Алёнушки (грустная, печальная,); вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ и настроение героини картины через анализ содержания и средств выразительности, подводить детей к пониманию замысла сюжетно-тематической картины
горе и отчаяние одинокой девочки); понимать роль пейзажа в передаче состояния героя.
Публикация «„Аленушка“, Конспект интегрированного занятия по изодеятельности и музыкальному воспитанию для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Совершенствовать навыки последовательного рассматривания картины, умение высказывать свое мнение об увиденном, используя доказательные суждения.
Обогащать музыкально-слуховой опыт детей более сложной музыкой по содержанию.
Развивать песенное творчество детей, побуждая к импровизации в песенном творчестве;
развивать полихудожественное восприятие и видение художественного образа, созданного языком разных искусств: музыки, живописи.
Воспитывать желание сопереживать другому и оказывать посильную помощь.
чтение сказок: «Крошечка-Ховрошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», беседа на выявление сути сказок, характера ее главных героев, рассматривание иллюстраций к этим сказкам.
Проведение художественно-развивающих игр:
«Подбери краски к настроению изображенных героев»,
«Угадай настроение по пиктограмме лица человека».
Разучить песню Аленушки, игру с бубном, польку «Кактус».
Материал:
Репродукция картины «Аленушка» В. М. Васнецова, художественно-развивающая игра «Подбери краски к картине», фланелеграф, карандашные эскизы к картине «Аленушка», портрет художника В. М. Васнецова, силуэт Аленушки, аудиозапись пьесы «Октябрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, польки «Кактус», «Планета детства», песня Аленушки муз. и сл. И. Осокиной «Грустная песенка», мячи, цветы, бубен, ткань 1х2.
Ход занятия
(Дети вбегают в зал с цветами и мячами под музыку «Планета детства» муз. и сл. В. Цветкова и исполняют танцевальную композицию).
Музыкальный руководитель :
- Ребята, что мы сейчас с вами делали? (Мы танцевали).
- Что у вас в руках? (мячи, цветы).
- О чем говорилось в музыке, под которую мы танцевали? (о детстве).
- А эта музыка какая по характеру? (веселая, светлая, радостная).
Сейчас у вас детство светлое, радостное. Вы играете, веселитесь, радуетесь каждому дню. Цветы – это красота, мячи – это игра. Но не всегда так было. Часто детям жилось очень трудно.
-Верно, Галина Ивановна?
Преподаватель ИЗО:
- К сожалению да. Ребята положите мячи, пожалуйста. Было время, когда дети больше работали, чем играли и веселились. А тех детей, у кого не было родителей забирали к себе чужие люди и заставляли с утра до вечера много трудиться. Не всегда дети были такими же нарядными и веселыми, как вы. Об этом рассказали в своих картинах многие художники. С одной из них я хочу вас познакомить.
(Дети подходят к репродукции. Открываю ее).
- Ребята, может кто-то из вас видел эту картину раньше?
- Кого вы видите на этой картине? (девочку)
- Где сидит девочка? (на камне у воды)
- Внимательно посмотрите на нее, какое настроение у девочки?
1. Опишите лицо девочки. (Большие темные глаза заплаканные, смотрят куда-то, ничего не видя).
2. О чем говорит поза девочки, как она сидит на камне? (она сидит пригорюнившись, сжавшись в комочек, колени обхватила руками, волосы спадают в беспорядке). Да, поза просто отчаяние, тоска, печаль. Посмотрите на ноги девочки. Какие они?
3. О чем говорит ее одежда? (Старенькое платье, выцвело, уже где-то порвано).
(предлагаю детям сесть)
- Эту картину написал Виктор Михайлович Васнецов и назвал ее «Аленушка» (показываю портрет художника).
- Потому что, однажды, в деревне Ахтырка Виктор Михайлович встретил девушку-сиротинку, которая была в служанках у чужих людей. Знаете ли вы, кого называют сиротой? (того, у кого нет родителей) Художника поразили глаза девочки. Они были очень печальные, испуганные, одежда старая, потрепанная. Эта девочка напомнила художнику Аленушку из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Васнецов много картин написал со сказочными героями. Так появилась картина «Аленушка».
Музыкальный руководитель :
- Сидит Аленушка на камушке одна-одинешенька, может тихонько напевает. Какая песенка может у нее звучать? Как вы думаете? (тихая и грустная)
- Давайте попробуем спеть вместе с ней.
«Я на камушке сижу песню грустную пою».
Исполняют: а) взрослый – ребенок;
б) ребенок – ребенок;
в) ребенок.
Музыкальный руководитель :
- Дети, давайте теперь молча посидим вместе с Аленушкой и глубоко проникнемся ее настроением. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Октябрь»).
- Ребята как считаете, какому настроению соответствует эта музыка? (грустному, спокойному).
- Это музыка П. И. Чайковского «Октябрь».
Преподаватель ИЗО:
- Ребята, а какое время года на картине? (ранняя осень)
- Это веселое время или не очень?
- Посмотрите внимательно на картину, что еще грустит вместе с Аленушкой.
(Бледное небо, пугающая своей темнотой поверхность омута, дрожащие осинки, застывшие на воде желтые листочки).
- Можно сказать, что природа сопереживает Аленушке? Так через природу художник показал, что он очень переживает за девочку. Чтобы передать свои чувства, Виктор Михайлович окружающей природе подобрал нужные тона красок.
- Я вам раздам конверты с цветными пятнами, выберите те, которые можно увидеть на картине. (Дети прикрепляют найденные пятна на фланелеграф).
- Какая палитра картины? Какие все тона? (не яркие, много темных).
- Вы можете запомнить эти тона и использовать в своих работах, если нужно будет передать невесёлое настроение.
Смотрю я на вас и вы уже не такие веселые какими были вначале занятия. Значит почувствовали грусть-тоску Аленушки.
- Если бы вы встретили Аленушку, что бы сделали, как поступили? (ответы детей)
- Я рада за вас. Вы готовы помочь. Сейчас закройте глаза и попробуйте представить, что вы встретили Аленушку.
(В это время закрываю изображение Аленушки силуэтом).
Звучит музыка, входит девочка, похожая на Аленушку и поет песню муз. и сл. И. Осокиной «Грустная песня».
Воспитатель : - Здравствуй, Аленушка.
Аленушка : - Здравствуйте.
Воспитатель : - Ребята увидели тебя грустную на картине Васнецова и очень захотели развеять твою грусть.
Аленушка : - А вы кто?
Дети: - Мы ребята из детского сада «Золотая рыбка».
Аленушка : - А что вы делаете в детском саду?
(Ответы детей)
Воспитатель : - Оставайся с нами Аленушка, ребята сейчас поиграют с тобой.
1. Игра с бубном (муз. Л. Шварца);
2. «Метелица» (русская народная пляска);
3. Исполняется полька.
Воспитатель : - Аленушка наша улыбаться стала.
Аленушка : - Хорошо у вас, весело. Но мне домой пора, а то заругают меня.
Воспитатель : - Аленушка, мы желаем тебе меньше печалиться, хороших друзей найти. Ну, беги милая. (Аленушка убегает).
Преподаватель ИЗО:
- Ребята вы сегодня сделали очень доброе дело. Какое?
Развеселили Аленушку, отвлекли ее от печали).
- Откуда появилась наша новая знакомая? (с картины)
- Кто запомнил фамилию художника?
- Скажите, что лучше – радость или грусть? (Радость). Почему?
- Поэтому дарите больше радости родителям, воспитателям, друг другу. Не огорчайте тех, кто находится рядом с вами, чтобы они не печалились.