Иванова Светлана Эльбрусовна
Конспект интегрированной НОД по развитию речи в подготовительной группе «Поможем ёлочке укрыться от холода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного НОД по развитию речи в подготовительной группе
на тему: «Поможем ёлочке укрыться от холода».
Цель. Систематизировать представления детей о зиме как времени года.
Задачи:
Обучающие:
Закрепить знания детей о зиме, о зимних месяцах и обогащать словарь.
Закрепить названия зимующих птиц.
Учить детей в образовании притяжательных прилагательных.
Публикация «Конспект интегрированной НОД по развитию речи в подготовительной группе „Поможем ёлочке укрыться от холода“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Побуждать детей использовать в речи малые фольклорные формы (пословицы, поговорки).
Развивающие :
Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.
Развивать мышление, внимание, память, воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к сезонным изменениям.
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Методы и приемы:
- проблемные вопросы, поощрение, пояснение, подведение к выводу;
- создание игровой мотивации, сюрпризный момент, активная деятельность детей.
Предварительная работа: беседы о зиме, зимних месяцах, зимующих птицах, чтение зимних сказок; предложить родителям вместе с детьми вспомним пословицы и поговорки о зиме; изготовление снежинок, пение песен о зиме, заучивание стихотворений.
Материал:
Одежда и маска сороки, письмо;
Карта из частей;
Зимний лес (сделанный совместно с детьми);
«На сугробе» - шкатулка со снежинками; белая простынь;
Следы животных (лисы, зайца, белки, волка);
Птицы цветные, вырезанные по контуру (перелётные и зимующие);
На доске – картина «Зимние деревья» и магнитики;
Картины – сказки (зимние);
Искусственные ели со снежинками (шт. 3 – 4) и 1 маленькая без снежинок;
Салфетки белые, ножницы, тарелочки.
Ход:
- Ребята, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, улыбнёмся и с таким хорошим настроением начнём наше занятие.
(прилетает Сорока, приносит письмо)
Сорока. Кар-кар-кар! Здравствуйте, ребята! Вот Лесовик отправил вам письмо и карту. Но сильный ветер карту порвал на кусочки, вам надо их отыскать. Кар-кар! (улетает)
- Ребята, прочтём письмо? (да)
Письмо: Здравствуйте, ребята! Пишет вам письмо старичок - Лесовичок. В лесу был очень сильный ветер и с одной маленькой ёлочки сдул весь снег, она замерзает, спасите. Ёлочку эту найдёте по этой карте.
- Ребята, что же будем делать? (поможем, спасём)
- А как, у нас осталась только 1 часть карты? (ответы детей)
- Выполняя задания, может найдём остальные части? Давайте глазки закроем и скажем: «Завертелись- закружились и в лесу мы очутились». Ребята, а где же лес? (находят). А вот и снежиночка на снегу, а там загадка.
-
I. Дети, послушайте загадку, отгадайте.
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром! (зима)
- Вот сегодня мы поговорим о зиме.
- Как зиму называют в загадке? (царица)
- Подходят ли зиме слова «белокожа», «светлолица»?
- На какой тройке прилетела зима?
- Что за скакуны в этой тройке? (зимние месяцы)
- Зима – владычица трёх месяцев.
Назовите их (декабрь, январь, февраль)
- Ребята, декабрь в народе называют студёный, так как самый холодный.
Январь называют просинец, так как стоят сильные морозы, светит яркое солнце и небо синее – синее, день начинает прибавляться.
Февраль – бокогрей, так как солнышко начинает пригревать днём, а затем вновь возвращаются метели да морозы.
- Ребята, как называют декабрь? Январь? Февраль? (студёный, просинец, бокогрей)
- А вот и кусочек карты у нас на снегу. Смотрите, куда стрелка нас ведёт? (к шкатулке)
II. (На «сугробе» - «зимняя» шкатулка с белыми снежинками внутри)
- Ребята, сюда надо собрать зимние слова, которые делятся на 1-2-3 слога.
- Сначала говорите слова, где 1 слог (снег, ком, град, лёд)
- На 2 слога (лыжи, коньки, ёлка, снежок, санки, метель, ветер)
- На 3 слога (снежинка, снеговик, лопата, гирлянда, сосулька, ватрушка)
(при каждом сказанном слове даю снежинку)
- Молодцы! Сколько много зимних слов собралось в шкатулке! А вот и кусочек карты (дети находят на дне шкатулки). А теперь подули на снежинки – полетели наши снежиночки.
- А теперь собрали и обратно в шкатулку положили.
Возьмём с собой, может и пригодится нам.
III. – Посмотрите, куда нас карта ведёт? (к следам)
На полу следы животных.
А) Снежок рассказы стал писать
Совсем не так, как мы.
Он пишет грамотно всегда
Про разные следы.
Вот здесь лиса сейчас прошла,
Вот заяц проскакал.
Под ёлкой белочка была,
Волк под гору бежал.
- Дети, как вы думаете, что за рассказы писал снежок? (про следы животных)
- Попробуем прочитать эти рассказы?
- Как много следов! Чьи следы? (следы лисы)
- А как можно сказать одним словом? (лисьи)
- А как сказать о следах зайца? (заячьи)
- А эти чьи следы? (беличьи)
- А эти чьи? (волчьи)
- Молодцы!
Б) – Ребята, а как чаще называют лису? (хитрая, плутовка, лисица-разбойница, кумушка лиса, Лиса Патракеевна, рыжая разбойница)
- А волка как называют? (волчище серый хвостище, волк – зубами щёлк, серый разбойник)
- А про зайца как говорят? (косой, трусишка зайка серенький, заяц – длинные уши, короткий хвост, комочек пуха, длинноухий, скачет белый воротник)
- А белку как называют? (рыжий циркач, быстра, как мяч, острозубая, рыжуля, любопытная как Варвара, рыжий мячик, резвится на снегу)
- Как хорошо вы умеете читать снежные рассказы!
- Ребята, а чьих следов здесь не хватает? (медвежьих, ежиных, барсучьих) Почему? (Они зимой спят).
- Молодцы!
- Посмотрите, может, найдёте здесь часть карты? (находят на обратной стороне следов)
IV. – Куда же нам дальше идти, где же наша ёлочка, которую надо спасать? (стрелочка ведёт к птицам)
Физминутка (можно не проводить).
- А вот и нас ждут птицы. Посмотрите, ребята, здесь очень много птиц. Вам надо на доску, где вывешены картины с зимними деревьями, прикреплять только зимующих птиц.
- Ты кого прикрепил, Алёша? (снегиря)
Как по коми будет снегирь? (жонь)
- А ты кого, Алина? (дятла)
А по коми как будет называться? (сюзь) и т. д.
- Молодцы! Как в лесу стало весело!
- Поищите, ребята, кусочек карты. Где он? (находят за картиной)
V. – Стрелочка куда показывает? (к сказкам)
А)- Здесь на столе много картин – сказок. Вам, ребята, надо сказать названия сказок.
«Зимовье зверей»
«12 месяцев»
«Серебряное копытце»
«Рукавичка»
«Снегурочка»
«По щучьему велению»
«Морозко»
«Волк и лиса»
«Заюшкина избушка»
- Молодцы! Где же часть карты? (находят)
Б) – Ребята, ну-ка ещё скажите, какие пословицы и поговорки вы знаете о зиме?
Мороз не велик, да стоять не велит.
Мороз ленивого за нос хватает.
Береги нос в большой мороз.
Зимой солнце светит, но не греет.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Январь году начало, зиме середина.
Зима не лето – в шубу одета.
Зимой 2 друга – сугроб да вьюга.
Много снега – много хлеба.
- Молодцы!
VI. – И куда же нас последняя часть карты привела? (к ёлочке)
- Ребята, вот наша ёлочка, у которой ветер сдул весь снег. Давайте укроем её маленькими снежиночками из шкатулочки. Хватило (нет)
- Как же ещё мы поможем ей, чтоб она не мёрзла? (ответы детей)
- Да, сделаем снежинки.
- Ножницы держим правильно, мусор собираем в тарелочки.
(По ходу работы спрашиваю какие получились снежинки)
- Какие красивые получились снежинки!
Давайте укроем ёлочку, чтоб ей было тепло.
- Ёлочка благодарна вам, ребята. Молодцы!
- Ребята, давайте возвратимся обратно в детский сад, глазки закрыли.
«Завертелись-закружились,
В своей группе очутились».
Рефлексия.
-Ребята, где мы были?
-А зачем туда ходили?
-Мы спасли ёлочку от холода?
- Трудные задания вам пришлось выполнить, чтоб добраться до ёлочки?
- Молодцы, вы спасли ёлочку от холода.
Занятие окончено.