Дина Шрейдер
Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога с ребёнком 4 лет с моторной алалией, ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема «Домашние птицы»
Цели: формирование операций наглядно-действенного мышления;
развитие продуктивного восприятия; формирование устойчивого внимания.
Задачи: учить воспринимать и применять простые инструкции, учитывать изменение падежных окончаний (винительный падеж);
продолжать учить выкладывать визуально-ритмический ряд, выполняя простую программу (чередование двух элементов);
развивать умение прогнозировать действие, искать, чего не стало в ряду;
учить продолжать деятельность в течение определённого времени, опираясь на внешние стимулы, удерживать внимание на одном объекте;
Публикация «Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога с ребёнком 4 лет с моторной алалией, ЗПР» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Темочки
учить обыгрывать постройки, игрушки;
закреплять названия и части тела домашних птиц, знание места их обитания, обобщающее слово «птицы»;
воспитывать умение слушать взрослого, не перебивая, закреплять навыки поведения, бытовых действий на занятии.
Материалы: игрушечные птицы (утки, петух, курица, гусь); полоска для раздаточного материала; камни Марблс и деревянные спилы; макет двора; зерно (или пшено, лук-севок, поднос; кубики.
Ход занятия:
I.
Приветственный ритуал.
- Ой, Ира, ты слышишь? Кто это? (крякаю). Достаю игрушечную утку.
- Привет! Ты кто? Я – Дина (показываю на себя) Я – утка. Показываю на утку её крылом. А ты кто?
Побуждаю ребёнка ответить, назвать себя с указательным жестом: я – Ира!
- Кто к нам пришёл? Утка. Давай на неё посмотрим. Рассматриваем утку, называем части тела, побуждаем ребёнка называть, повторять, сравниваем утку с ребёнком (Это что? Хвост. А у Иры есть хвост? У тебя есть хвост? Нет.)
II.
Игра «Ищи птицу»
Здесь есть друзья утки. Где они? Спрятались (игрушки стоят под столом, в зоне видимости ребёнка. Снимаю с них салфетку) Вот они! Ира, ищи петуха!
вот он! Куда его посадим? Сюда. Ищи утку. Дай утку. Дай гуся. Это гусь? Нееет. Это гусь? Да!
Птиц выставляем на стол, на картонную полоску. Кто это? Птицы. У них есть что (показываю? Крылья. Что крыльями делают? Летают (ребёнок повторяет или показывает жестами). Что это? Лапы. Что лапами делают? Ходят. Что это? Клюв. Клювом клюют семя. Это – птицы (обвожу рукой).
Визуально-ритмический ряд «Дорожка к дому»
Птицы хотят домой. Туда! Дорожки нет. Построим дорожку?
На подносе круглые камни Марблс и деревянные спилы.
- Дорожку делаем так: сначала такой, потом – такой. Делай (показываю, ребёнок начинает выкладывать ряд). А теперь –какой?
Ребёнок «проводит» птиц по дорожке.
Игра «Что пропало?»
Незаметно убираю один элемент дорожки.
- Ой, на дорожке яма. Курица, стой! Что пропало? Добавь.
- Ой, снова яма. Большая! Гусь, стой! Что пропало?
Игра «Накорми птиц»
- Птицы пришли. Что тут? Дом, забор, двор (макет двора). Птицы во дворе, у дома. Они устали, хотят есть. Покормим. Что птицы клюют? (Показываю две миски, с зерном и с луком-севком). Что тут? Лук. Что это? Семя.
Что дадим птицам? (Предлагаем сперва лук, утка отказывается, а семя начинает "клевать"). Птицы будут семя. Показываю, как брать зёрна щепотью и сыпать на поднос.
Инструкция: сыпь, пока не прозвенит звонок. Сыпь! Звоню через 10 сек.
П / игра «День, ночь».
Поиграем с птицами. Ира – птица. День (сигнал голосом и поднимаю картонное солнце) – птица гуляет, летает, клюёт (делаю вместе с ребёнком). Ночь (луна, можно выключить свет, если за окном светло и ребёнок не испугается) – птица садится на корточки и закрывает глаза, «спит».
Игра «Строим сарай».
Спрашиваю, где птицы будут спать, тут? Показываю на дом. Нет.
Тут? Обвожу рукой двор. Нет. Нужен сарай. Давай построим.
Ставлю на стол кубики (2 цветов, красного и жёлтого) и подложку-квадрат для постройки. Инструкция: строй сарай. Бери только такие (показываю жёлтый кубик).
III. Усаживаем птиц в сарай. С кем мы играли? Кто к нам приходил? Что птицы клюют? Что мы построили? Прощаемся с ними (Что мы скажем птицам)
Ритуал прощания.
Литература и интернет-ресурсы:
Большакова С. Е. Алалия. Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня. Междисциплинарный авторский подход / Светлана Большакова. – М. : Грифон, 2019.
Екжанова, Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – СПб. : Каро, 2008.
https://centrdirigabl.com / – Центр нейропсихологии и дефектологии «Дирижабль»: курсы, вебинары, лекции.
https://rinat-karimov.ru/ - курсы, вебинары, лекции.