Мария Гончарова
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [С]
▼ Скачать + Заказать документы
Цели
1. Постановка и автоматизация звука [С].
2. Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах и предложениях.
3. Постановка свистящих звуков, их дифференциация.
Задачи
Образовательные:
• Постановка и закрепление фонемы [С] в отраженном повторении за педагогом, самостоятельно.
• Обогащение словаря.
Коррекционные:
• Формирование навыков слогового анализа.
• Закрепление звука [С] в изоляции, в слогах, словах, предложениях.
• Развитие мышление, память, внимание.
• Развитие фонетического слуха.
Темочки:
• Развитие моторики органов артикуляции, пальцев.
Воспитательные:
• Поддержание интереса к обучению, работе с логопедом.
• Воспитание трудолюбия.
• Воспитание навыку контроля за звукопроизношением.
Оборудование: игрушка (например, мишка, слон, зеркало, картинки с артикуляционной гимнастикой, звуковая линейка, карточки с буквами и изображениями предметов, слоговые схемы.
Ход и руководство:
Организационный момент
Добрый день… (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостем. Он пришел к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься, помочь тебе выполнять упражнения и играть.
Давай, познакомимся с ним. Слона зовут Семен. А тебя как?
Сегодня мы будем учиться проговаривать звук [С], повторим упражнения для разминки лица, пальчиков, языка. Рассмотрим интересные картинки из сказок и придумаем свою историю. А Семен будет нам помогать и учиться тоже. С какого звука начинается имя слоника? (ребенок отвечает, Молодец.
Игра “Услышь и хлопни”
Цель: развитие фонематического слуха.
Логопед: Давай поиграем в игру. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать в ладоши, если услышишь звук [С] : санки, веник, слон, сова, кот, сумка.
Логопед:Молодец. Слоник тоже тебя хвалит. Он гордится тобой, хочет быть таким же умным и внимательным. А теперь приготовимся к разминке.
Артикуляционная гимнастикаРЕКЛАМ
Массаж:
Повторяй действия за мной. Разотри ладошки, пальчики. Погладь себя по щечкам, лобику (3- 4 раза). Проведи ручками к ушкам, потри мочки (3- 4раза). Разотри над губками, под подбородком (3-4 раза).
Артикуляционные упражнения (выполняются перед зеркалом, ребенок повторяет движения за педагогом) :
1. Улыбка
Растягиваем губки максимально сильно по сторонам. Держим улыбку несколько секунд, потом расслабляем мышцы. 2-3 повтора.
2. Лопатка
Улыбаемся, открываем ротик, кладем язычок на нижние зубы. Хлопаем язычком по губам и приговариваем: “Бя, пя, пя, бя”.
3. Варенье
Облизываем губы, как будто они вымазаны сладким угощением.
4. Иголка
Высуни острый язычок, вытяни его как можно сильнее, а теперь спрячь обратно. Повтори.
Молодец. Наш язык, губы готовы к занятию.
Дыхательная гимнастика
1. Надуваем щеки
Давай, насмешим Семена. Покажем ему, как рыбка дышит под водой. Набери в рот воздух и надуй сильно щечки. Старайся не выпускать его сразу, подержи. Затем надуй одну щечку, другую.
2. Трубач
Вытяни губки в трубочку. Набери воздух в легкие, выдувай его через тонкую щель во рту, как будто задуваешь свечу.
Пальчиковая гимнастика
А теперь разомнем пальчики. Сделаем “Замочек”, “Кулак-кольцо”.
Постановка звука
Основная часть урока. Постановка звука [С] проводится с использованием зеркала. Ребенок должен следить за движениями артикуляционного аппарата. Фиксировать правильные позиции губ, языка. Данные упражнения, методы можно использовать как способы постановки свистящих звуков на следующих занятиях.
Логопед: Для начала расскажем слонику, как мы произносим звук [С]. Покажи, что делает язык, губы, зубы, как проходит воздух. Будем вспоминать вместе.
Сложи губы в улыбке, сожми зубки, язык расслабь и положи на дно рта. Его кончик должен упираться в нижние зубки. Выдыхай на ладонь. Ты чувствуешь, что воздух холодный, выходит тонкой струей? Молодец. Давай повторим еще раз.
Запомни, что согласный С бывает твердый и мягкий, он всегда глухой. Можешь назвать несколько слов, где С – мягкий. Я называю слово Сема. Попробуй ты придумать.
А теперь слова, где С – твердый. Я называю слово, сон. Теперь твоя очередь.
Давай посмотрим на картинки. На них изображены плоды. Назови те из них, которые начинаются на С.
Ребенку предлагаются цветные изображения: слива, ананас, смородина, огурец, помидор, персик и т. д.
А теперь проговорим долго-долго: с-с-с-с-с. Споем Семену песенку, будто надуваем шины насосом. С-С-С.
Автоматизация звука
Для автоматизации звука [С] потребуются слоговые схемы. Звук [С] должен быть твердым, мягким, находиться в разных позициях. После произношения обязательно проведите анализ пар, сравните их по звучанию, значению.
• в слогах
Логопед: Давай, почитаем с тобой по карточкам. Повторяй за мной, смотри в зеркало за движениями своих губ, языка. Напряги их.
Са-са-са – какая красота.
Си-си-си смотри не пропусти.
Се-се-се не ходи к себе.
.
• в словах
Логопед: А теперь перейдем к словам. Произноси из правильно, не спеши.
Автоматизация звука [С] в словах в конце, в середине, начале слова.
Логопед: Посмотри на карточки. Что нарисовано на картинках?
• в предложениях
Ребенку предлагается повторить предложения, словосочетания за педагогом. Затем составить собственный текст на основе предложенной лексики.
В лесу лиса.
На осоке сидит оса.
На полке посуда.
В лесу высокие сосны.
У Стаса светлые волосы.
Неси песок совком Судно встало у скалы.
Самолет летит высоко над лесом
Собака видит сову и лает.
Неси для ослика сухую солому
В саду сладкие сливы.
На улице сыро, надевай сапоги!
в текстах
Логопед: Посмотри на картинку. Что ты видишь?
Это Борис и Слава. Мальчики собрались в лес. Я расскажу тебе и них, а ты повторишь.
Слава и Борис собрались в лес. Они хотят увидеть сосны и послушать пение соловья. Они взяли с собой собаку Стрелку.
Ребенок повторяет рассказ. Исправляете нарушения в звукопроизношении. Фиксируйте внимание на проблемном звуке.
А теперь придумай небольшой рассказ о нашем госте, слоне Семене. Я предложу тебе несколько слов для использования в тексте: слон, самокат и насос.
Дошкольнику дается несколько минут на обдумывание по желанию. Составляется текст. Педагог следит за фонетикой, грамматикой, синтаксисом.
Итог занятия
Сегодня мы с тобой узнали много нового, научились лучше проговаривать звук [С]. Повтори еще раз. Молодец!
Дома повторяй скороговорки: “Робин Бобин ест весь день, и жевать ему не лень. Скушал целый абрикос, очищать он стал кокос”, “Вез с собою Саня на горку сани”, “Коси, коса, пока роса”.
Попрощаемся с Семеном и пригласим его на следующее занятие.