Быстрова Маргарита
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения звука [с] у ребёнка с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения звука [с] у ребёнка с дизартрией.
Цель: добиваться правильного звучания звука [с]; тренировать подвижность артикуляционного аппарата; развивать мелкую моторику пальцев рук; закреплять умение самомссажа; развивать нижнее диафрагмальное дыхание; развивать фонематический слух; обогащать словарь ребёнка; воспитывать правильную, чёткую дикцию; аккуратность и осанку.
Задачи:
• Образовательные:
Публикация «Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения звука [с] у ребёнка с дизартрией» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дизартрия
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
• Закрепление навыка правильного произношения звука [с];
• Закрепления представления о правильной артикуляции звука [с];
Коррекционно-развивающие :
• Развитие тонких дифференцированных движений языка при организации артикуляционного уклада на звук [с];
• Формирование навыка коммуникативного поведения при ответах на вопросы;
• Закрепление условно-рефлекторной связи между артикуляционным и акустическим образами звука [с];
• Закрепление навыка произнесения звука [с] в словах, слогах;
• Закрепление навыка координированных движений пальцев рук при выполнении серии упражнений.
Воспитательные:
• Закрепление навыка сохранения, удержания учебной позы в рамках занятия;
• Развитие навыка продуктивного восприятия в рамках занятия.
• Формирование положительной установки на участие в занятии.
Оборудование: игрушка Страусёнок, картинки, профиль звука, кукла, диск с музыкой, магнитофон.
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения звука [с] у ребёнка с дизартрией.
Цель: добиваться правильного звучания звука [с]; тренировать подвижность артикуляционного аппарата; развивать мелкую моторику пальцев рук; закреплять умение самомссажа; развивать нижнее диафрагмальное дыхание; развивать фонематический слух; обогащать словарь ребёнка; воспитывать правильную, чёткую дикцию; аккуратность и осанку.
Задачи:
• Образовательные:
• Закрепление навыка правильного произношения звука [с];
• Закрепления представления о правильной артикуляции звука [с];
Коррекционно-развивающие :
• Развитие тонких дифференцированных движений языка при организации артикуляционного уклада на звук [с];
• Формирование навыка коммуникативного поведения при ответах на вопросы;
• Закрепление условно-рефлекторной связи между артикуляционным и акустическим образами звука [с];
• Закрепление навыка произнесения звука [с] в словах, слогах;
• Закрепление навыка координированных движений пальцев рук при выполнении серии упражнений.
Воспитательные:
• Закрепление навыка сохранения, удержания учебной позы в рамках занятия;
• Развитие навыка продуктивного восприятия в рамках занятия.
• Формирование положительной установки на участие в занятии.
Оборудование: игрушка Страусёнок, картинки, профиль звука, кукла, диск с музыкой, магнитофон.
Этапы занятия Содержание этапа занятия Деятельность логопеда Деятельность ребёнка Совместная деятельность
1. Орг. момент. Приветствие, настрой на работу.
Знакомство с гостем, который пришёл на занятие. - Посмотри, какой страусёнок к нам пришёл сегодня на занятие!
- Как тебя зовут?
- Фтепан.
- Что-то мы не поняли, как тебя зовут.
- Фтепан.
- А, я кажется, догадалась. Тебя зовут, Степан?
- Да, да (страусёнок машет головой). Фтипан, Фтипан!
Вопрос ребёнку :
- Как ты думаешь, какой звук не умеет произносить наш друг Степан?
- Ну, конечно, звук [с].
- Мы с тобой ему поможем научиться произносить звук [с]?
- Но сначала мы ему покажем, как надо массажировать лицо и шею.
-Здравствуйте ИО.
- С.
-Да.
Приветствие. Логопед мотивирует ребёнка на работу.
Знакомство с гостем, который пришёл на занятие.
2. Самомассаж головы и шеи.
Расслабления мышц головы и шеи.
- «Я хорошая». Выполнять поглаживающие движения от области головы, провести ладонями по волосам, опускаясь через уши и боковые поверхности шеи к плечам.
- «Наденем шапочку». Поглаживающее движение обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к ярёмной ямке.
Самомассаж лица:
- «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.
- «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течении 3-5 секунд.
- «Весёлый клоун». Движение указательным и средним пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх по скуловой кости.
- «Грустный клоун». Движение указательным и средним пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.
- «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.
- «Погреем щёчки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.
- Вот и выполнили мы массаж, подготовили наши мышцы к работе.
- Ну что ж, теперь вместе с нашим другом будем учиться правильно, произносить звуки! - Для этого нам надо сделать упражнения, которые так любит наш язычок. Выполнение упражнений:
«Я хорошая».
«Наденем шапочку».
Выполнение самомассажа:
«Рисуем дорожки».
«Глазки спят».
«Весёлый клоун».
«Грустный клоун».
«Нарисуем кружочки».
«Погреем щёчки».
Совместное выполнение упражнение, для расслабления мышц головы и шеи.
3. Артикуляционная гимнастика. Тренировать подвижность артикуляционного аппарата.
Воспитывать правильную, чёткую дикцию. - «Улыбка»
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются… Смеются…
А глаза у них, как блюдца.
- «Трубочка»
Мои губы – трубочка-
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду, ду-ду-ду,
Ду-ду, ду-ду-ду.
- Чередование «Улыбка – трубочка»
- А теперь поиграем с нашим язычком. Смотри, Степан, как мы это будем делать и запоминай.
- «Лопаточка»
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счё т его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
- «Накажи непослушный язычок»
На губу язык клади,
Пя-пя-пя произнеси.
Мышцы расслабляются…
Лопатка получается…
Ты под счёт её держи…
До пяти… до десяти…
- «Горка»
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются!
- «Чистим зубки»
Чищу зубы,
Чищу зубы.
И снаружи…
И внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели, чтоб они.
Выполнение
Артикуляционной гимнастики, совместно с логопедом.
Выполнение заданий, для формирования правильной артикуляции. Выполнение совместное с логопедом, затем самостоятельно.
4. Упражнение на дыхание. Закреплять умение расслабляться.
Развивать нижнее диафрагмальное дыхание на основе трёхфазного дыхания. - А теперь представьте, что мы с вами пошли в лес, там так свежо, так приятно пахнет! Давайте подышим:
Если уж в лесу гулять
Надо воздухом дышать!
Подышите, как я.
Выдох – пффф Пауза Возврат дыхания – пффф Пауза Возврат дыхания – с-с-с-с Пауза Возврат дыхания – пффф Пауза Возврат дыхания – с-с-с-с Пауза
- Посмотрите, какие кораблики у нас плавают в «море» (перед ребёнком ставится ёмкость с водой, в которой плавают кораблики). - Давай на них подуем, чтобы они скорее к другому берегу приплыли.
- Давайте немного отдохнём и рассмотрим вот эту картинку, на которой всё нарисовано про звук [с] (рассматриваем аккустико - артикуляционный профиль и делаем анализ артикуляции звука [с]).
- Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука [с]?
- Что остаётся между зубками?
- Язычок какой, узкий или широкий?
- Куда упирается кончик языка?
- Язычок что ещё делает?
- Какая воздушная струя?
- Проверь ладошкой, какой звук : глухой или звонкий?
- Какой бывает этот звук : твёрдый, как орех, или мягкий, как вата?
- Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы и язычок так, как мы только что говорили.
- Давай встанем и «накачаем насосом колесо» .
Выполнение дыхательных упражнений:
Выдох – пффф Пауза Возврат дыхания – пффф Пауза Возврат дыхания – с-с-с-с Пауза Возврат дыхания – пффф Пауза Возврат дыхания – с-с-с-с Пауза.
Рассматривание кораблика плавающего в воде.
Ребёнок дует на кораблики.
Рассматривание картинки.
- Улыбаются.
- Щель.
- Широкий.
- В верхние зубки.
- Выгибается горкой.
Ребёнок проверяет воздушную струю и отвечает: холодная
- Глухой.
- Бывает и твёрдым и мягким.
Выполняются имитационные движения, как будто он накачивает воздух насосом, наклоняясь вперёд и произнося звук с-с-с, контролировать артикуляцию звука.
Выполнение упражнений для дыхания. Настрой для работы.
Рассматриваем аккустико - артикуляционный профиль и делаем анализ артикуляции звука [с].
5. Логопедическая игра «Слова перепутались» - Я произнесу предложение, но слова в нём перепутались. Ты поменяешь слова в предложении местами и произнесёшь его правильно.
- Ваза на стоит столе.
- Лужа мальчик прыгнуть.
- Вытащить из-за книга карандаш.
- На столе стоит ваза.
- Мальчик прыгнул в лужу.
Вытащить карандаш из-за книги. Закрепить с помощью игры, правильное положение органов артикуляции.
6. Упражнение на развитие мелкой моторики. Развивать мелкую моторику пальцев рук. - Давай теперь покажем страусёнку Степану, как работают наши ручки:
Ты не бойся, это гусь
Я сама его боюсь
Гусь стоит и всё гогочет
Ущипнуть тебя он хочет.
Ребёнок повторяет за логопедом упражнение. Совместное выполнение упражнения на развитие мелкой моторики.
7. Итог занятия. Подведение итогов занятия. Релаксация. - Вот и подошло время заканчивать наше занятие, посмотри ещё раз на профиль звука [с].
- Ну что, страусёнок, научился произносить правильно и красиво своё имя?
-Да.
- Так как же тебя зовут? Произнесём вместе имя страусёнка (Степан).
- Правильно! Молодец!
- Я думаю, что теперь вы всегда будете правильно произносить все слова с этим красивым звуком [с].
-Степан. Отгадывание загадки. Узнали, кто приготовил все эти задания.
Совместное произнесения имя гостя.
8. Оценка работы ребёнка. Положительная оценка ребёнка. Мотивация на следующую работу. - Оказывается, Степан решил проверить, справишься ли ты с его заданиями. Но у тебя был замечательный помощник — звук, который ты так красиво сегодня произносил. Какой это звук?
- Молодец!
- С-с-с. Оценка ребёнка.
Повторение звука (самостоятельно).