Ирина Колесниченко
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звукопроизношения звука [л]
▼ Скачать + Заказать документы
«Автоматизация звука [л] в слогах и в словах.»
Цель: правильно и четко произносить звук [л] в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные. Формировать понятие «согласный звук», уточнить особенности артикуляции звука [л]; формировать навыки образования глаголов прошедшего времени; закреплять навыки употребления им. сущ. в форме родительного падежа.
Коррекционно-развивающие. Автоматизировать звук [л] в слогах и словах; развивать артикуляционную и мелкую моторику; развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль; развивать внимание, память, мышление.
Темочки:
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Воспитательные. Воспитывать положительную мотивацию, коммуникативные навыки, желание научиться правильно произносить звук [л]; воспитывать самоконтроль за собственной речью, умение вслушиваться в речь логопеда.
Оборудование. Зеркало, кукла Аня, мяч, карточки для определения позиции звука [л] в слове, предметные картинки.
Предварительная работа. Формирование артикуляционных умений и навыков, необходимых для правильного произнесения звука [л].
Отработка упражнений мелкой моторики.
Отработка опорных звуков.
Постановка звука [л].
Последующая работа. Автоматизация звука [л] в чистоговорках, во фразах, в связной речи.
Ход занятия
I. Организационный момент. Игровое задание «Шарик — ямочка»
Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на шарик. Выдохни воздух - образовалась ямочка.
Приготовились к занятию. Слушай меня внимательно, старайся правильно выполнять все задания.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика. Выполнение перед зеркалом артикуляционных упражнений.
Логопед: Будем делать зарядку для язычка, чтобы он хорошо и правильно двигался, четко проговаривал звуки и слова.
Повторение артикуляционных упражнений:
для губ: чередование «Заборчик» - «Трубочка»;
для языка: «Чашечка», «Вкусное варенье», «Пароход гудит».
Ребенок делает упражнения по инструкции логопеда.
2. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Без ошибок выполняй, что такое называй.
Ножки, спинки и сиденье – Левая ладонь вертикально вверх.
Вот вам стул на удивленье. К её нижней части приставляется кулачок.
У стола четыре ножки, Левая рука в кулачок, сверху на кулачок
Сверху крышка, как ладошка. опускается ладошка.
3. Сообщение цели занятия.
Логопед: К нам на занятие пришла кукла Аня. Сегодня вместе с ней мы будем повторять слоги и слова со звуком [л].
4. Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед: А теперь давай вспомним, как мы произносим звук [л]:
- кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами;
- средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята, боковые края языка опущены;
- форма языка напоминает седло;
- выдыхаемый воздух проходит по бокам языка;
- голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Ребенок четко произносит звук [л], перед зеркалом, рассматривая артикуляцию.
Логопед: Дадим характеристику звука [л].
- Звук [л] согласный, звонкий, твердый.
5. Слоговая гимнастика.
Ребенок воспроизводит серию слогов за логопедом, сопровождая проговаривание пальчиковой гимнастикой «Пальчики здороваются» (пальцы ведущей руки поочередно соприкасаются с большим пальцем).
ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ
АЛ-ОЛ-УЛ-ИЛ-ЯЛ-ЮЛ-ЕЛ-ЫЛ
ЛА-ЛА-ПЛА
ЛО-ЛО-ПЛО
КЛА-ПЛА
КЛО-ПЛО
СЛА-СЛО
6. Проговаривание слов за логопедом.
Бал, мал, вал, зал, дал, стул, мел, сел, пел, гол, вал, пол, был, мыл, ныл, мёл, вёл, осёл, козёл, бил, пил, вил, бокал, пенал, футбол.
7. Игра на развитие фонематического восприятия.
Логопед: Подними флажок, если услышишь в слове звук [л].
Слова: лопата, машина, пила, ведро, молоток, совок, игла, ножницы, шило, метла, кисть.
8. Игра «Подбери и произнеси слова со звуком [л]».
Логопед: Ане очень нравится эта улитка и картинки в ней. Пройдись по лабиринту, и помоги Ане подобрать слова со звуком [л].
(четкое произнесение слов с заданным звуком).
Логопед: Молодец, ты правильно выбрал. Аня довольна.
9. Игра «Угадай словечко».
Логопед: Я начну предложение, а ты продолжи.
Учитель-логопед говорит предложение, показывая отгадки на предметных картинках.
Будет много слез и мук,
Если резать горький. (лук).
Светит ночью нам она.
Это желтая. (луна).
В огород пришли ребята,
Будет им нужна. (лопата).
10. Игра «Чего не стало?». Употребление им. сущ. в Р. п.
Предметные картинки: бокал, мяч, мел, шар, пенал, карандаш, стул выставляются на наборное полотно. Ребенок запоминает их, закрывает глаза, логопед убирает одну картинку.
Логопед: Посмотри, чего нет?
Ребенок: Нет … (сущ. в форме родительного падежа).
11. Физкультминутка.
Логопед: Я буду показывать и называть то, что я делаю, а ты повторяй мои действия, и скажи, что ты сделал.
Логопед: Ребенок:
Я встаю. Я встал.
Я ставлю стул. Я поставил стул.
Я поднимаю руку. Я поднял руку.
Я прыгаю. Я прыгал.
Я сажусь на стул. Я сел на стул.
Я беру ручку. Я взял ручку.
Я пишу. Я писал.
12. Игра «Много – один» (с мячом).
Логопед: Измени слово, помни о звуке [л] в конце слова.
Логопед: Ребенок:
столы - стол
полы - пол
залы - зал
пеналы - пенал
голы - гол
бокалы - бокал
дятлы - дятел
13. Упражнение «Определи место звука Л в слове».
Логопед: Где в слове спрятался звук [л] (в начале, в середине, в конце слова). Работа со звуковой линейкой.
Слова: зал, лампа, малыш, лавочка, полка, угол.
III. Итог занятия и оценка деятельности ребенка.
Логопед: Наше занятие закончено. Какой звук мы сегодня учились правильно произносить? Ты сегодня хорошо занимался. Ане тоже понравилось, как ты говорил, выполнял задания.