Приложение МААМ

Формы работы по развитию речи старших дошкольников

Ольга Чесникова
Формы работы по развитию речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Формы работы по развитию речи старших дошкольников включают разнообразные методы и подходы, которые направлены на совершенствование коммуникативных навыков, обогащение словарного запаса, развитие связной речи и грамматического строя языка. Ниже представлены основные формы и методы, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста:

1. **Специальные занятия по развитию речи**

- Проводятся с целью методической помощи в усвоении речи как средства общения и познания. На занятиях решаются несколько языковых задач одновременно, например, формирование представления о предложении, морфологический разбор слов и упражнения в произнесении звуков.

- Занятия структурированы тематически, что позволяет концентрировать внимание детей и экономить их нервную энергию.

2. **Свободное речевое общение**

- Включает общение в быту (утренний туалет, прием пищи, во время прогулок, игр, праздников и неречевых занятий (рисование, лепка, конструирование) .

- Такая форма работы способствует естественному развитию речи в повседневной жизни.

3. **Игровые методы**

- Использование дидактических игр, театрализованных постановок и игровых обучающих ситуаций (ИОС). Например, игры с куклами, драматизации сказок, игры-викторины.

- Игры способствуют развитию диалогической речи, умению задавать вопросы и отвечать на них.

4. **Интеграция с другими видами деятельности**

- Речевое развитие интегрируется с изобразительной деятельностью, конструированием, музыкой и физической культурой. Это помогает развивать не только речь, но и внимание, мышление, моторику.

- Например, во время рисования дети описывают свои работы, что способствует развитию связной речи.

5. **Метод проектов**

- Проекты, такие как «Как рождается книга», направлены на развитие речевого творчества. Дети создают свои книги сказок или загадок, что способствует развитию монологической речи и творческого мышления.

6. **Мнемотехника**

- Использование мнемотаблиц, мнемодорожек и других наглядных схем для запоминания и пересказа текстов. Это помогает детям структурировать информацию и развивать связную речь.

7. **Работа с художественной литературой**

- Чтение и обсуждение сказок, стихов, рассказов. Дети учатся пересказывать, анализировать сюжет и выражать свои мысли.

- Художественная литература способствует развитию фантазии, эмоциональной сферы и словарного запаса.

8. **Речевые упражнения и гимнастика**

- Артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки и упражнения на развитие речевого дыхания. Эти методы помогают улучшить звукопроизношение и интонационную выразительность.

9. **Ситуации общения**

- Специально организованные ситуации, такие как игры-викторины, обсуждение картинок или реальных событий. Это помогает детям учиться задавать вопросы, выражать свои мысли и слушать собеседника.

10. **Работа с родителями**

- Вовлечение родителей в процесс речевого развития через консультации, совместные занятия и игры. Это помогает закрепить навыки, полученные в детском саду.

Эти формы работы позволяют комплексно подходить к развитию речи старших дошкольников, учитывая их возрастные особенности и индивидуальные потребности. Для более детального ознакомления с методами и примерами можно обратиться к источникам.

Публикации по теме:

Альбом по развитию речи для старших дошкольников с ТНРАльбом по развитию речи для старших дошкольников с ТНР Идея создать что-то необычное созрела давно, но как это воплотить? Многолетний опыт работы с детьми, как школьного, так и дошкольного возраста,.

Дидактическая игра по развитию речи «Синонимы профессий» для старших дошкольниковДидактическая игра по развитию речи «Синонимы профессий» для старших дошкольников Вашему вниманию предлагается дидактическая игра по развитию речи «Синонимы профессий» для старших дошкольников. Цель: умение подбирать.

Игра по развитию речи «Кто как двигается?» для старших дошкольниковИгра по развитию речи «Кто как двигается?» для старших дошкольников Материал для игры:цветные картинки с изображением разных животных,слайды с движущимися животными. Игра проводится около стола. На столе разложены.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формы работы по развитию речи старших дошкольников
Опубликовано: 28 февраля 2025 в 10:15
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы работы по развитию речи старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Чесникова (УИ 340008) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 марта 2025 суббота
Здравствуй, Весна!
Без кота и жизнь не та!
Он нам силы придаёт – замечательный компот!
Праздник Белого месяца!
Отмечают Калмыкия, Тува, Алтай и Бурятия, дата на 2025г.
День защиты детей от чрезвычайных ситуаций
Давайте говорить друг другу комплименты!
Перечитываем Трех поросят
Закаливаемся для повышения иммунитета!
02 марта 2025 воскресенье
Оформляем группы к весне
Весеннее оформление
— Прости меня!
— Бог простит, и я прощаю.
Вы уже делали миниатюры в спичечном коробке?
Наматываем, привязываем, приклеиваем, вышиваем и рисуем нитками!
Путешествуем на телевидение!
Константин Дмитриевич Ушинский — русский педагог, писатель, основоположник дошкольной педагогики в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД