Екатерина Филимонова
Конспект индивидуального занятия для дошкольника 5 лет на тему «Подготовка к постановке звука [с]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализатора к правильному восприятию и воспроизведению звука [с].
Коррекционно-развивающие задачи:
1) формировать точные движения органов артикуляционного аппарата;
2) вырабатывать направленную воздушную струю;
3) развивать фонематическое восприятие;
4) развивать мелкую моторику.
Оборудование: зеркало, карточки для проведения артикуляционной гимнастики, маленькая баночка для проведения дыхательной гимнастики, игрушка-звезда для ввода символа звука [с], 5 баночек с крышками.
Ход занятия:
Организационный момент.
Публикация «Конспект индивидуального занятия для дошкольника 5 лет на тему „Подготовка к постановке звука [с]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
Логопед: Здравствуй, … Сегодня к нам в гости, пришла Сонька (звезда, которая упала с неба. Вместе с ней мы будем учиться говорить звук [с].
Введение в тему.
1. Логопед: «Прежде чем познакомиться со звездой, давай выучим с тобой сказку про Язычок».
Артикуляционная гимнастика для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звука [с] (перед зеркалом, вместе с логопедом).
Ребенок повторяет артикуляционную гимнастику за логопедом.
Логопед: «Жил-был на свете Язычок. Однажды он решил пойти погулять вместе со своими друзьями. Язычок позвонил своим друзьям – Бегемотику и Лягушке, договорился встретиться на детской площадке. Пришел язычок на детскую площадку, но там никого не было. Через несколько минут пришел Бегемотик. Давай с тобой покажем Бегемотика».
Логопед показывает ребенку упражнение «Бегемотик» с соответствующей карточкой. Ребенок повторяет упражнение за логопедом.
Упражнение «Бегемотик»
Широко открываем рот так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживаем положение 3-5 секунд. Повторить упражнение 2 раза.
Логопед: «Пока Язычок и Бегемотик здоровались, на детскую площадку пришла Лягушка».
Логопед показывает ребенку упражнение «Лягушка» с соответствующей карточкой. Ребенок повторяет упражнение за логопедом.
Упражнение «Лягушка»
Широко улыбаемся, показав верхние и нижние зубы. Удерживаем положение 3-5 секунд. Повторить упражнение 2 раза.
Логопед: «Вот и встретились друзья. На детской площадке было много качелей. Язычок и его друзья решили покачаться.
Логопед показывает ребенку упражнение «Качели» с соответствующей карточкой. Ребенок повторяет упражнение за логопедом.
Упражнение «Качели»
Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка тянуться то вверх, то вниз. Выполнить 3-5 раз.
Логопед: «Язычок и его друзья покачались на качелях, поиграли в песочнице. Пора идти домой. Но вдруг на детскую площадку пришла кошка, рассердилась и зашипела».
Логопед показывает ребенку упражнение «Киска сердится» с соответствующей карточкой. Ребенок повторяет упражнение за логопедом.
Упражнение «Киска сердится»
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние резцы, «спинку» языка выгнуть. Удерживать положение 3-5 секунд. Повторить упражнение 2 раза.
Логопед: «Язычок и его друзья спросили у киски: «Почему ты сердишься?». Киска им ответила: «Я сержусь потому что у меня нет друзей». Язычок сказал: «Не сердись, давай будем дружить. Меня зовут Язычок, а это Бегемотик и Лягушка». Киска сказала: «Ура! Теперь у меня есть друзья. Я больше никогда не буду сердиться». Язычок, Бегемотик, Лягушка и Киска попрощались и пошли по домам. Язычок покушал, почистил зубки, и пошел спать. Давай покажем, как Язычок чистил зубки.
Упражнение «Чистим зубки».
Улыбнуться, открыть рот, «почистить» языком нижние зубы с внутренней и внешней стороны. Повторить 3-5 раз.
2. Сегодня на занятие я принесла баночку. Но она не простая, а волшебная. Если в нее правильно подуть, то она запоет. Давай попробуем».
Логопед показывает ребенку правильное выполнения упражнения дыхательной гимнастики «Волшебная баночка» : Баночка держится перпендикулярно относительно нижней губы. Язык находится в положении «Киска сердится», рот приоткрыт, между верхними и нижними зубами небольшое расстояние, выходит воздушная струя, направленная вниз (в баночку, баночка «поет».
Ребенок повторяет упражнение «Волшебная баночка» за логопедом.
Основная часть занятия.
1. Логопед: «Пришло время знакомиться с Сонькой. Это звезда, которая упала с неба. Когда летела, она пела свою песенку (логопед длительно произносит звук [c])».
2. Логопед: «Сейчас мы с тобой поиграем с нашей звездочкой. Я буду говорить звуки. Когда ты услышишь песенку Соньки, хлопни в ладоши».
Игра «Услышь песенку звезды среди звуков».
Цель: развитие фонематического восприятия, формирование умения дифференцировать звук [c] от других звуков.
Ход игры: Логопед говорит различные звуки, среди которых есть звук [c]. Ребенок слушает логопеда. Когда прозвучит звук [c] – песенка Соньки, ребенок хлопает в ладоши.
Логопед: «А, О, И, У, С, О, Б, В, С, М, К, Н, С, С, А, С».
Ребенок слушает логопеда и хлопает, когда слышит звук [c].
Логопед: «Молодец, ты справилась с заданием!».
3. Логопед: «Задание усложняется. Теперь тебе нужно будет услышать песенку Соньки в словах. Когда услышишь слово с песенкой Соньки, хлопни в ладоши.
Игра «Услышь песенку Соньки в словах».
Цель: развитие фонематического восприятия, формирование умения слышать звук [c] в словах.
Ход игры: Логопед говорит различные слова, в которых есть звук [c]. Ребенок слушает логопеда. Когда прозвучит слово со звуком [c] – песенкой Соньки, ребенок хлопает в ладоши.
Логопед: «Собака, мама, папа, сок, коса, вода, дом, кокос, бас, маска, банан, книга, усы, носок, сом, бумага, мак, нос».
Ребенок слушает логопеда и хлопает, когда слышит слово со звуком [c].
Логопед: «Молодец, ты справилась с заданием!».
4. Логопед: «Посмотри, я принесла с собой баночки. Но пока я их несла, они открылись, крышки перепутались. Помоги мне найти крышку для каждой баночки».
Игра «Найди пару».
Цель: развитие мелкой моторики.
Ход игры: Логопед дает ребенку отдельно баночки и крышки от них. Ребенку нужно найти крышку к каждой баночке и закрыть ее.
Ребенок выполняет задание.
Логопед: «Спасибо, ты мне очень помогла!».
Итог занятия.
Логопед: «Молодец, ты сегодня хорошо позанималась. До свидания!»
Ребенок прощается с логопедом.