Дусмухамбетова Алтыншаш Габдрахимовна
Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной группы по теме «Дифференциация звуков [Р] и [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить и дифференцировать звуки [л] и [р] в словах, предложениях, связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
сравнение, различение и правильное произношение звуков Р Л на материале слов;
совершенствование навыков звукового анализа и синтеза одно-, двух- и трехсложных слов;
понимание предложно-падежных конструкций;
развитие фонематического восприятия;
Коррекционно-развивающие:
развитие внимания, мышления, памяти;
Темочки:
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
формирование навыков словоизменения;
закрепление умения согласовывать слова в предложении;
развитие словесно-логического мышления.
Воспитательные:
воспитывать внимательное отношение ребенка к словам педагога;
формировать личностные качества;
формировать навыки самоконтроля.
Материалы и оборудование:
Умное зеркало, картинки: лапа, лодка, ландыш, луна, лыжи, радуга, робот, рысь, рука, ракета; буквы название улицы, су-джок, паровозик с тремя вагончиками и картинками: рыба, пирог, топор, ласточка, акула, стол.
Ход занятия
1. Организационный момент
Л. : Я приглашаю тебя прогуляться по необычной улице. Название этой улицы нам неизвестно. А прочитать название улицы ты сможешь тогда, когда правильно выполнишь все задания. На этой улице по соседству живут два звука. А какие это звуки, ты сейчас сам догадайся.
Давай поиграем в игру: «Называлки-повторялки». Посмотри на картинки и назови, что изображено.
Д. : Лапа, лодка, ландыш, луна, лыжи.
Л. : Какой первый звук во всех названных словах?
Д. : Звук Л.
Л. : Правильно, а теперь, посмотрите:
Д. : Радуга, робот, рысь, рука, ракета.
Л. : Какой первый звук во всех этих словах?
Д. : Звук Р.
Л. : Правильно. Так какие же звуки живут по соседству на этой улице?
2. Основная часть
Л. : Звук Л – гласный или согласный?
Д. : Звук согласный, мы его не можем пропеть.
Л. : Давайте немного «погудим». (Долгий звук Л.) Где находиться язык?
Д. : Язычок упирается в верхние зубы.
Л. : А звук Р? Гласный или согласный звук?
Д. ---
Л. : Давайте теперь порычим. (Долгий звук Р.) Где находится язык?
Д. : Язык дрожит за верхними зубами, нужна сильная воздушная струя.
Л. : Что общего между этими звуками и чем они отличаются?
Д. : Общее: звуки согласные, язык во время произношения наверху. Различие: при Р - сильная воздушная струя, кончик языка дрожит, при Л – нет.
Л. : Молодец! Ой, смотри! Здесь, видимо, только что прошел дождь! Посмотрите, сколько лужиц! Чтобы не намочить ножки будем перешагивать с кочки на кочку, но кочки необычные прежде чем пройти по кочкам. Надо выполнить задания! Ну, что в путь!
Первая кочка:
Артикуляционная гимнастика: «Чашечка», «Вкусный мёд», «Иголочка», «Качели», «Лопата».
Перепрыгивай. Буква «К»
Вторая кочка:
Дыхательная гимнастика: «Футбольные ворота».
Перепрыгивай. Буква «Р»
Третья кочка:
Л. : Игра «Поймай звук». Я буду произносить разные звуки, а ты хлопни в ладоши один раз - когда услышите звук Р. Два раза – когда услышите звук Л :
С Ш Р Т Л Д Р В Л П Р Л
Л. : Я буду произносить слоги, а ты хлопни в ладоши один раз – когда услышите слог со звуком Р, два раза – со звуком Л.
ПА ЛА СО РО ДУ ЛУ ВЫ РЫ РЭ ЛЭ
Л. : Игра «Договори словечко». Добавьте в конце слова звук Р или Л.
Помидо… Пена… Пова… Забо… Ме… Вокза…
Л. : Добавьте в конце слог РЫ или ЛЫ.
В лесу летают кома. ; дети сели за сто. ; у нас воздушные ша. ; в доме вымою по.
Л. : Замените звук Л на звук Р в слове и получите новое слово.
Лак - Рак Лама - Рама Игла - Игра Лука - Рука
Ложки - Рожки Ложь - Рожь Жалко-Жарко
Перепрыгивай. Буква «Ы»
Четвё ртая кочка:
Пальчиковая игра «Черепаха» (с «Су-джоком»)
Шла большая черепаха.
И кусала всех от страха (катают Су-джок между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь (Су-джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливает ритмично на Су-джок, перекладывая из руки в руку).
Никого я не боюсь (катают Су-джок между ладоней).
Повтори чистоговорку: «Ло-ло-ло – на улице (тепло)
Лю-лю-лю – мамочку (люблю)
Ру-ру-ру – мы придумали (игру)
Ра-ра-ра – начинается (игра)
Ре-ре-ре – стоит домик во (дворе).
Повтори скороговорку (медленно, быстро) : «Проворонила ворона воронёнка».
Перепрыгивай. Буква «Л»
Физкультминутка:
Мы по улице шагаем,
То, что видим, - называем:
Светофоры и машины,
Ярмарки и магазины,
Скверы, улицы, мосты,
И деревья, и кусты!
Пятая кочка:
Л. : Пойдем дальше. Смотри, мы гуляли по улице и пришли к поезду. У него 3 вагончика. Нам нужно определить место звука в слове и рассадить по вагончикам картинки-слова.
В первом вагоне слова, где звук Л или звук Р в начале слова.
Во втором вагоне слова, где эти звуки в середине слова.
В третьем вагоне слова, где Л или Р в конце слова.
Разместим картинки правильно.
Слова: Рыба, Пирог, Топор, Ласточка, Акула, Стол.
Л. : Всё правильно. А теперь попробуем отгадать загадки.
Это чей тоскливый вой часто слышится зимой? (Волк.) В слове «волк» звук Л где находится? (в середине). Из скольки слогов состоит это слово?
Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом и ребятам помогаю делать гору, строить дом. (Лопата.) Где находится звук Л? Из скольки слогов состоит это слово?
Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук»? (Дятел.) Из скольки слогов состоит это слово?
Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (Рыба.) Из скольки слогов состоит это слово?
Без рук, без ног ползет. (Червяк.) Из скольки слогов состоит это слово?
Перепрыгивай. Буква «О»
Шестая кочка:
Игра: «Облачные слоги».
Игра: «Словосочетания».
Перепрыгивай. Буква «В»
Седьмая улица:
Л. : Мы подошли к последнему заданию. Кто-то всё перепутал и составил неправильно предложения. Нужно исправить эти ошибки.
Ватрушка съела старушку.
Рубашка стирает Рому.
Стол поставили на лампу.
На белке сидит ёлка.
Бревно ползет по муравью.
Перепрыгивай. Буква «А»
Л. : - А теперь, прочитай название улицы?
Д. : КРЫЛОВА
Л. : Это улица названа в честь Крылова Ивана Андреевича русского писателя, баснописца.
3. Итог занятия.
Л. : Ну, вот и подошла к концу наша прогулка! Давайте вспомним, что мы делали и о каких звуках мы говорили?
Ты хотел бы в следующий раз отправиться на прогулку или в путешествие?
Д. : -Да!
Л. : А с кем? на чем? и куда? Мы сейчас, с тобой узнаем и в этом нам помогут волшебные кубики. ( Кубики: семья, транспорт, место действия, время суток и погода). Составь рассказ из этих слов.