Горбунова Ирина Владимировна
Конспект индивидуального логопедического занятия «Звуки «[С]» и «[С’]». Буква С»
▼ Скачать + Заказать документы
самоанализ
Цель: дифференциация звуков С и Сь. Знакомство с буквой С.
Задачи:
1) коррекционно-образовательные:
- уточнить правильное произношение звуков С и Сь;
- сформировать умение характеризовать звуки и выделять их из состава слова;
- формировать умение находить позицию звуков в слове;
- формировать умение составлять предложение по картинке;
2) коррекционно-развивающие:
- развивать плавное дыхание;
- развивать психические функции – восприятие, внимание, память, мышление;
- формировать фонематические процессы;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Звуки „[С]“ и „[С’]“, Буква С“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- развитие связной речи;
3) коррекционно-воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к занятиям.
Оборудование: зеркало, альбом №2 «Я учусь говорить и читать» (С. С. Цуканова, Л. Л. Бейц, простой карандаш, предметные картинки, буква с составленная из точек.
Ход НОД:
Занятие проводится с детьми после того, как звук поставлен и автоматизирован в речи ребенка!
1. Подготовка к произношению звука. Артикуляционная гимнастика.
«Заборчик»
Ход выполнения: Улыбнуться так, чтобы было видно верхние и нижние зубы, при этом удерживать позу на счет от 1 до 5.
«Наказать непослушный язычок»
Ход выполнения: Улыбнуться, приоткрыв рот. Произносить: «пя-пя-пя», положив широкий язык на нижнюю губу, как бы похлопывая язык. После чего попытаться удержать широкий язык в спокойном положении (широкий язык распластан на нижней губе) при открытом рте под счет от 1 до 5. Важно обращать внимание на нижнюю губу, которая не должна подворачиваться и воздушную струю, которая должна «идти» ровно.
"Качели»
Ход выполнения: Улыбнуться, открыть рот и широким кончиком языка дотронуться до альвеол (подержать там язык в течение 3 секунд) и опустить язык за нижние резцы (удержать язык в таком положении около 3 секунд). Выполнять упражнение следует около 5 раз. Важно обратить внимание на губу и нижнюю челюсть — они должны быть неподвижны при выполнении упражнения, а также губы не должны натягиваться на зубы.
«Почистим зубы»
Ход выполнения: Улыбнуться, открыть рот и широким кончиком языка погладить нижние зубы, начиная слева и двигаясь направо.
Важно обратить внимание на губу и нижнюю челюсть — они должны быть неподвижны при выполнении упражнения, а также язычок должен пройтись по всем зубкам.
2. Произношение звуков С и Сь.
Посмотри на картинки, что на них изображено? (большой и маленький насосы).
Давай представим, что ты большой насос. Какой звук ты будешь произносить? (С-С-С-С-С-С)
А теперь ты маленький насос, какой звук ты произнесешь? (Сь-Сь-Сь-Сь-Сь-Сь).
Молодец!
3. Показ картинки (лексическая тема «Зима»). Нахождение слов со звуками С и Сь. Определение позиции данных звуков в слове.
Посмотри на картинку, какое время года на ней изображено? (Зима)
Почему ты так решил? (Перечисление основных признаков зимы: падает снег, вокруг сугробы, девочка одета в теплую одежду, стоит снеговик, прилетели зимующие птицы).
Произнеси отчетливо:
Словно в сказке, как во сне,
Падает на землю снег.
Посмотри на картинку, и назови все слова в которых есть звуки С и Сь. Определи место этих звуков в словах в начале, середине или в конце.
(В начале слова: снег, снеговик, сугроб, синица, санки, снегирь, сапоги, сорока, следы, стол, скамейка;
В середине слова: коса, месяц, беседка).
Молодец!
4. Характеристика звуков.
Звук С согласный, тердый, каким цветом мы его обозначим? (синим)
А звук Сь? (зеленым, потому что, он мягкий).
5. Дифференциация звуков С и Сь.
Посмотри на картинку и определи, на какой сугроб упадет снежинка.
(С: бусы, автобус, самолет, слон.
Сь: лось, рысь, серьги, василек).
Молодец!
6. Развитие связной речи.
Посмотри на картинку. Расскажи, во что одета Сима? Следи за произношением звуков С и Сь. Предложения должны быть полные. (Сима одета в синею шапку, синюю шубу и синие сапоги. На шее у Симы красный шарф. На ногах у девочки красные штаны, а на руках - красные варежки.)
Молодец!
7. Развитие мелкой моторики.
Обведи по точкам. Что получилось (буква С)
8. Знакомство с буквой С.
Посмотри, на что похожа буква С? (на месяц, на колбасу, на дольку апельсина)
Давай сделаем букву С из наших рук.
Молодец!
9. Составление слогов с подсоединением буквы С к гласным.
Посмотри на картинку, буква С направила солнечные лучи на гласные буквы. «Подружи» букву С с ними. (ребенок читает слоги сначала от букву С к гласным, а затем обратно, от гласных, к С).
10. Итог НОД.
С какой буквой мы сегодня познакомились?
Произнеси звук С твердо, а затем мягко.
Задвигай стульчик, и пойдем в группу.
Самоанализ
НОД для детей составлена с учетом ФГОС, разработана с учетом способностей и интересов детей.
Цель: дифференциация звуков С и Сь. Знакомство с буквой С.
Задачи:
1) коррекционно-образовательные:
- уточнить правильное произношение звуков С и Сь;
- сформировать умение характеризовать звуки и выделять их из состава слова;
- формировать умение находить позицию звуков в слове;
- формировать умение составлять предложение по картинке;
2) коррекционно-развивающие:
- развивать плавное дыхание;
- развивать психические функции – восприятие, внимание, память, мышление;
- формировать фонематические процессы;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
- развитие связной речи;
3) коррекционно-воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к занятиям.
Оборудование: зеркало, альбом №2 «Я учусь говорить и читать» (С. С. Цуканова, Л. Л. Бейц, простой карандаш, предметные картинки, буква с составленная из точек.
В ходе НОД прослеживалось единство коррекционно - развивающих, коррекционно - образовательных, коррекционно - воспитательных задач.
Построение образовательной деятельности осуществлялось в соответствии с дидактическими и педагогическими принципами активности, доступности, системности, дифференцированного обучения, психологической комфортности.
Структура занятия соответствует его цели и задачам. Прослеживается логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия. Целесообразно распределено время между этапами занятия. Рационально выбраны формы обучения.
Оборудование занятия, качество наглядных пособий и дидактического материала, подобраны в соответствии с возрастными и гигиеническими требованиями.
Поставленная цель и задачи реализованы.