Таня Герасимова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [р] в слогах и словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] в слогах и словах.
Цели:
1)Коррекционно-образовательные
Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [р].
Учить правильно произносить звук [р] в прямых слогах и в словах с этими слогами.
2) Развивающие
Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, развитие фонематического восприятия. Овладение грамматическими категориями словоизменения.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Звук [р] в слогах и словах“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
3) Воспитательные
Воспитание положительного интереса к логопедическим занятиям, стремления овладеть правильной речью.
Оборудование:
Зеркало, игрушка тигр, профиль артикуляции звука [р], картинка-лабиринт, картинка «Слоговая ромашка» и зелёный листик из бумаги, предметные картинки, картинка лабиринт с машиной, «портрет тигра», игра «Веселый паровозик».
Ход занятия.
Орг. момент.
Сегодня к нам на занятие придёт гость, отгадай загадку и узнаешь, кто это.
Он пушистый, полосатый, да к тому ж еще усатый.
Озорной, ну как котенок, а зовут его … (Тигренок).
1. Сначала надо подготовиться. Помнишь ли ты, что необходимо делать, чтобы чётко говорить? (чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить).
Сделаем зарядку для пальчиков.
«Пальцы — дружная семья».
Пальцы — дружная семья.
Друг без друга им нельзя. / Ритмично сжимать и разжимать кулачки/
Вот — большой, а это средний, / Поочередно поднимать пальцы обеих рук вверх/
Безымянный и последний,
- Наш мизинчик-малышок.
У-У-У - Указательный забыли!
Чтобы пальцы дружно жили
Будем их соединять и движенья выполнять. /Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем/
Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить! / Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем/
2. Развитие артикуляционной моторики. Теперь надо подготовить наш язычок. Чтобы язычок стал сильным и ловким, надо заниматься упражнениями.
Язычок на спортплощадке занимается зарядкой.
Хотя это нелегко, потянулся высоко. Опустился низко, к подбородку близко
Ловко сделал мостик, вниз он спрятал хвостик.
Поспешил на ипподром, на лошадку сел верхом
Язычок остановился, в гриб на ножке превратился
А теперь язык как мячик за зубами сверху скачет
Язычок у нас устал и немножко полежал.
1. Для того чтобы красиво и правильно произнести звук [Р], надо вспомнить, где должен находится язычок, в каком положении губы и зубы. Посмотрим на картинку (профиль артикуляции звука [р]).
Ротик свой мы открываем,
язычок приподнимаем,
в бугорочки упираем,
Краешки к зубам прижмем,
да и сильно дуть начнем
Язычок наш задрожит,
никуда не убежит.
2. Тигрёнок очень любит кататься на машине и участвовать в соревнованиях. Он предлагает тебе задание: помочь водителю спортивной машины проехать по дороге от старта до финиша. Дорога, по которой едет машина, трудная. Поэтому будь внимательной, проведи, сначала пальчиком по дорожке, а затем — карандашом, повторяя: «р-р-р-р-р».
3. Тигрёнок принёс тебе свой любимый цветок – ромашку. На ней нарисованы буквы. Чтобы увидеть какая буква находится в серединке надо сдуть листик с цветка. (зеленый листик из бумаги). В серединке буква Р, а на лепестках: А, О, У, Ы, Э. С этой ромашкой тигрёнок поёт свои песенки, чтобы рычать ещё лучше, послушай их: ра, ро, ру, ры, рэ. Попробуй и ты спеть эти песенки, проводи пальчиком от серединки к лепесткам и произноси слоги-песенки.
4. Упражнение на развитие фонематического слуха.
Тигренок сейчас будет говорить тебе слова, а ты внимательно слушай и если услышишь в слове звук Р, то хлопни в ладошки, а ели этого звука в слове не будет, то хлопать в ладоши не надо.
Робот, корова, колобок, творог, клубок, экскаватор и др.
5. Физминутка. Давай немного поиграем, вставай из-за стола.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
А четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за столик тихо сесть.
6. Теперь ты сможешь выполнить следующее задание тигрёнка, пройти по лабиринту. Начинается лабиринт с картинки со звёздочкой, пройди вместе с тигрё нком по лабиринту по стрелкам и называй картинки и направление стрелок: вверх, вниз, вправо или влево. Названия всех картинок в этом лабиринте начинаются с любимого звука тигрёнка [р]. Звук [р] надо произносить чётко. Посередине лабиринта есть схема, к этой схеме надо подобрать слова.
7. Упражнения на дифференциацию звуков Р и Л.
Посмотри внимательно на картинки и скажи, какая картинка Роме и какая картинка Миле проведи линию карандашом.
8. Игра «Веселый паровозик». Тебе понравились задания тигрёнка? Тигрёнок поедет домой на поезде, но с ним поедут пассажиры в названии которых [Р] находится в начале слова. Назови каждого пассажира, выделяя звук [Р]. Итог занятия.
Молодец. Мы хорошо потрудились. Ты сегодня научилась красиво и правильно говорить звук [р] в слогах и словах.
Тигрёнок тоже приготовил тебе подарок, свой портрет. Но у него не было карандашей и портрет не цветной. Ты можешь раскрасить его дома.